Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

09:00, 16.04.2023

Кипела жизнь на ярмарочной площади

Прогулка по историческим местам Аксая вызывает волнующее чувство встречи с прошлым, которое окликается старыми казачьими куренями, зовом колоколен, тишиной опустевших тенистых окраин, где остался след памяти об ушедших событиях.

Набережная

Аксай в основе своей и сегодня сохраняет самобытный исторический облик старой станицы, утопающей в зелени плодовых деревьев.

Поистине проявлен гений основателей, выбравших самое удобное и живописное место для жизни. Большая река стала главным географическим фактором, определившим градостроительную планировку станицы, материальную жизнь ее населения. Как главное условие развития этой местности, река кормила, обеспечивала транспортные связи, была духовным символом малой родины, ведь река – это не просто природный водоток, это вечный неизменный нестареющий символ места, где протекает жизнь человека, в котором заключены все духовно-материальные составляющие культурного наследия Нижнего Дона.

Именно река во многих лучших литературных произведениях отечественных авторов является основным географическим образом, и, более того, непосредственные или образные названия рек совпадают с названиями их произведений. Это роман «Тихий Дон» М.А. Шолохова, выдающегося писателя Донского края. Прочитав книгу «Тихий Дон», А.М. Горький сказал об авторе: «Он пишет, как казак, влюбленный в Дон, в казацкий быт, в природу…». Сам казачий край теперь нередко называют Тихим Доном. Именно с Шолоховским романом Донщина по-настоящему открылась мировой литературе, и сам Дон стал неотделимым от имени Шолохова и всего Донского края. Река Дон являет один из самых ярких незабываемых образов, без которых не обходится практически ни одно описание судеб, времени года, погоды. Долина реки Дон и ее притоков в районе станицы Аксайской – одна из самых живописных на Нижнем Дону.

Торговая площадь

Следуя по набережной, непременно нужно добраться до места, с которого открывается живописный вид на слияние рек Дона и Аксая.

Именно здесь кипела жизнь в XVII – XIX веках. Здесь, у пристани, располагалась знаменитая Аксайская ярмарка. На этом бойком пятачке теснились торговые ряды, частные магазины, винные подвалы, постоялый двор, рыбоспетные заводы Кацупеева, мельница Парамонова.

«…Ярмарки в станице проходили два раза в год. 9 мая, на праздник Святого Николая, в честь воспоминания Всемилостивейшего пожалования в 1826 году. Войску в число регалий, сабли в Бозе почившего императора Александра I. 1 октября ярмарка проходила на праздник Покрова Пресвятой Бо-городицы в честь воспоминаний о назначении ея Императорским Величеством государем наследника цесаревича Александра 1827 года».

Здание бывшего торгового ряда ярмарочной площади (улица Набережная, 99), ныне жилого дома, было построено в конце ХIХ века. Здание прямоугольное в плане с поздними дворовыми пристройками, одноэтажное с подвалом кирпичным. Первоначальный облик здания изменен. С юга пристроена одноэтажная кирпичная постройка. Внесены изменения оконных проемов. Внешний архитектурно-художественный облик и декоративное убранство здания: южный и восточный фасады формируют венчающий карниз, первоначальный ритм оконных проемов первого этажа и кордон цоколя.

Железнодорожная станция

Здесь были торговые лавки казаков Мухиных, Рудухиных, Планидиных, Поляковых. Посетивший станицу историк А.М. Греков вспоминал: «В Аксае вам суют на каждом шагу или какого-нибудь икряного осетра, или неимоверных сазанов, или зернистую икру, и все это вы не удержитесь, чтоб не купить, хотя по ценам, за которые от предков наших, наверное, услышали бы «дурня». Предки эти, если верить им самим, умудрялись в 60-х годах покупать здесь же на Страстной неделе целый десяток отборной стерляди всего за две гривны серебра. Теперь же в Аксае за неважного осетра надо отдать шесть – десять целкачей. Все товары, прибывающие сюда р. Дон, выгружались на левом берегу реки Аксай и в устьях протоки Межонки, за островом, подальше от жилых строений и затем сухопутным путем развозились по югу России».

Винные подвалы атаманов Ефремовых / В.И. Манькова (улица Набережная, 95). Площадь винных подвалов составляет 64 квадратных метра. Два смежных винных подвала были построены в конце ХVIII века, принадлежали они атаманам Ефремовым, хотя есть некоторые сведения, что этими подземными сооружениями владел В.И. Маньков. Позднее, в ХIХ веке, над одним из подвалов был построен кирпичный двух-этажный дом, куда в начале ХХ века перевели почтово-телеграфную контору. Рельеф участка застройки сложный, с резким перепадом высоты в южном направлении. В оформлении главного южного фасада использованы приемы, характерные для традиционной жилой архитектуры Нижнего Дона: рельефная кладка оконных порталов, узкие вытянутые окна, межэтажные контуры. Здание прямоугольное в плане, двухэтажное, с двухскатной крышей, кирпичное на известковом растворе. Объемно-планировочная композиция характеризуется коридорно-анфиладной системой размещения внутренних помещений в стиле «курень». Подвалы имеют кирпичные сводчатые перекрытия. Один из входов утрачен. К сожалению, во время сильных ливней городская ливневка не справилась, и в начале 2000-х годов грязевые потоки устремились вниз по Сергеевской на Набережную, затопив полностью илом все подвалы.

Комплекс зданий привокзальной площади дополняет железнодорожный вокзал постройки 1860-х годов. В 1860 году из станицы Грушевской в станицу Аксайскую проводится первая на Дону железная дорога. Строительство ветки Грушевско-Донской железной дороги через станицу Аксайскую с 1864 года способствовало ее экономическому развитию. Это здание с арочными окнами и просторной входной зоной является типичной постройкой середины позапрошлого века, но в нашем городе оно бережно сохранено и обращает на себя внимание проезжающих по железной дороге своей провинциальной гордой осанкой.

Эти здания – объекты культурного значения, памятники архитектуры регионального значения, своим видом напоминают о давно ушедшем прошлом Аксайской станицы. Тридцать пять лет назад под асфальтом скрылась брусчатка Вокзального спуска, уже нет Аксайской пристани. Но с уверенностью можно сказать, что прогулка по улице Набережной оставит неизгладимый след и приятные впечатления своими пейзажами на величавый поворот батюшки Тихого Дона.

О.Н. Загайнова, заместитель директора по научной работе
Аксайского военно-исторического музея

Ключевые слова: Аксай, Орловский район
Источник: Газета «Победа»
просмотров: 742