Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

09:00, 25.02.2023

«По кругу стрелки мерно мчатся»

Каретные, дорожные, офицерские и вагонные часы. С глубокой древности человечество стремилось измерять время. История появления часов отсчитывает
уже несколько тысяч лет. Вслед за солнечными, водяными, огневыми и песочными часами на рубеже XIII – XIV веков появляются первые механические часы.

Каретные часы, конец XIX века, немецкая фирма «Junghans». Из фондов Старочеркасского музея-заповедника.

Наиболее ранние механические хронометры украшали городские башни. Постепенно механизм часов уменьшался и теперь мог украсить гостиную богатого дома. Появились напольные часы, затем настенные, настольные, каминные. В XVI веке были сконструированы первые карманные часы. На смену им в XIX веке пришли наручные часы, которые первоначально являлись женским аксессуаром. Однако речь пойдет об одной из разновидности механических часов, которые на протяжении истории имели несколько названий: каретные, дорожные, офицерские и вагонные.

Несколько столетий назад любое путешествие сопровождалось рядом трудностей. Это плохие дороги и постоялые дома, это нескончаемое монотонное движение. У путешественника появляется непреодолимое желание покинуть трясущуюся карету или дилижанс. День и ночь, сменяя друг друга, тянутся бесконечно долго. Поэтому путешествующему были необходимы часы. И часы эти должны быть надежными, точными, прочными и достаточно небольшими. Так появляются каретные или дорожные часы.

К таким часам изначально предъявлялись особые требования. Они должны были выдерживать вместе с путешественником и постоянную вибрацию, и повышенную влажность, и перепады температуры, и при этом не пропускать дорожную пыль. Кроме того, они должны были оповещать пассажира о текущем времени в полной ночной темноте, так как зажигать свечу в дороге было неудобно. При этом звуковой сигнал каретных часов должен был перекрывать все посторонние шумы: скрип кареты, стук копыт, шум дождя, ветра и колес.

Первые известные дорожные часы были созданы во Франции в 1451 году парижским часовым мастером Жаном Либуром. Он поместил часовой механизм в медный корпус и наделил его устройством боя. В конце XVII века появились дилижансные часы, которые по форме напоминали карманные, но имели больший размер. Их корпус имел двойной шарнир у подвесного кольца, на котором часы крепились внутри дилижанса. Серебряный корпус был прорезным, чтобы звон могли лучше услышать. Устройство таких часов дополнялось репетиром – механизмом включения боя в любой необходимый момент. Источником звука в таких часах был колокольчик.

Однако популярными каретные часы стали лишь в конце XVIII века и известностью они были обязаны Наполеону Бонапарту. Будущий император поручил месье Бреге изготовить для него маленькие переносные часы, которые он бы мог носить с собой во время военных кампаний. Наполеон придавал большое значение дисциплине высшего командного состава. Поэтому офицерам были необходимы точные и надежные часы, которые удобно было бы использовать и в поездках, и в квартирах. Заказ подобных часов обычно сопровождала записка – «часы для офицера». Так за дорожными часами закрепилось еще одно название – «офицерские».

Создателем тех самых первых часов для Наполеона Бонапарта был знаменитый мастер Абрахам Луи Бреге. Фирма «Бреге» была основана им в 1775 году. Бреге вошел в историю как «король часовщиков» и «часовщик королей». Фирме «Бреге» поступали заказы от представителей европейской и российской аристократии. Кроме Наполеона, услугами компании пользовался русский самодержец Александр I. В списке клиентов «Бреге» было немало представителей высшей российской знати: Гагарины, Юсуповы, Демидовы, Долгорукие, Голицыны, Трубецкие. Наибольшую известность прославленному часовщику принесли именно каретные часы. Абрахам Луи Бреге не был изобретателем часов для путешественников, однако именно он разработал уникальные механические модели часов и создал особый дизайн каретных часов.

Существовавшие маятниковые часы было невозможно взять с собой в путешествие, так как они были слишком большими и тяжелыми. Необходимо было создать небольшие и прочные хронометры. Эти задачи с блеском решил Бреге, создав так называемые бегущие часы – «Pendule de Voyage». Он изобрел звуковую пружину – гонг – и применил ее в часах с боем и репетиром. С 1795 по1823 год отец и сын Бреге изготавливали всевозможные дорожные часы. Они могли отбивать часы, полчаса, минуты, выполняли роль будильника. В них были вечные календари. Другие производители встраивали в каретные часы компас, барометр, термометр.

Строгая благородная форма дорожных часов не менялась в течение всего девятнадцатого столетия. Большинство каретных часов имеет прямоугольную форму с ручкой наверху, за которую их можно подвесить в экипаже. Каркас часов изготавливали из латуни, используя при этом минимум украшений, изредка позолоченную латунь. Небольшой размер, уникальный дизайн и обилие дополнительных функций сделали каретные часы очень популярными в течение полутора столетий вплоть середины XX века. Путешествия на поезде или на автомобиле становятся более популярными, что приводит к росту продаж каретных (вагонных) часов. К 1860-м годам дорожные часы пережили период расцвета. Массово часы для путешественников стали производить в начале XX века. Большая часть каретных часов изготавливалась на французских фабриках, не отставали и английские часовщики. Самые красивые и интересные экземпляры вагонных часов были созданы перед Первой мировой войной. Позже выпускались в основном простые версии. Долгие годы дорожные часы были традиционным подарком, который преподносил работодатель сотруднику, уходящему на пенсию.

В фондах Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника хранятся каретные часы конца XIX века немецкой фирмы «Junghans». Часовая компания была основана в 1861 году Эрхардом Юнгансом в южной Германии в местечке «Черный лес». Вскоре марка «Junghans» стала синонимом качества. Дело отца продолжил сын Артур Юнганс. Он был профессиональным часовщиком, хорошим администратором и талантливым бизнесменом, что позволило компании занять лидирующие позиции на часовом рынке Германии. На протяжении истории клейма на часах изменялись. Так, с 1888 года эмблемой компании была пятиконечная звезда с буквой «J» внутри. Именно такое клеймо мы можем увидеть на циферблате каретных часов, хранящихся в фондах Старочеркасского музея-заповедника.

Понятие каретных часов сохранилось и в нашу эпоху. Однако современному путешественнику не придет в голову взять с собой в дорогу подобный хронометр. Сегодня дорожные часы являются украшением интерьера, предметом коллекционирования или интересным экспонатом музея. Глядя на ручку для переноски часов, мы вспоминаем о беспокойном прошлом путешественников былых времен.

С.Г. Астапенко, старший научный сотрудник
Старочеркасского музея-заповедника

Ключевые слова: Аксай
Источник: Газета «Победа»
просмотров: 603