Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

13:51, 22.07.2022

В куклах – моя жизнь!

Л.Н. Колесникова: «Наряды для моих кукол не шьются, они рождаются!». А вы помните, какие игрушки у вас были в детстве? Конечно, такого разнообразия, как сейчас, раньше не приходилось наблюдать. Время было не то! Но в любом случае у каждой девочки была хотя бы одна любимая кукла, которую она расчесывала, купала, кормила и шила ей наряды. А наши бабушки даже шили себе тех самых кукол из разного тряпья, и они были по-своему прекрасны, потому что сделаны с душой и любовью. Пошивом нарядов для кукол жительница хутора Пчеловодный Большелогского сельского Любовь Николаевна Колесникова «заболела» восемь лет назад.

Л.Н. Колесникова. / ФОТО автора

Тогда она впервые попробовала создать куклу самостоятельно, но лица кукол не получались такими, какими в своем воображении видела их Любовь Николаевна. А потом она обратила внимание на пупсов. Их пухлые, улыбчивые личики напоминали донских казаков и казачек, у которых, как известно, кровь с молоком. Придумала первые костюмы для них. И, как водится, закрутилось, закипело…

К куклам каждый кукольник приходит по-своему. Любовь Николаевна выросла в большой семье, как и любой девочке, ей хотелось играть в куклы, но, к сожалению, кукол в детстве у нее не было. А все потому, что в ее семье мальчиков было больше, чем девочек.

Приходилось играть в машинки. Воплотить свою мечту она смогла сейчас, когда уже ее собственные дети стали большими и появилось время на реализацию своей давней мечты.

Центральное место в коллекции кукол – казакам и казачкам. / ФОТО автора

В куклах – ее отдушина. И все они в ярких нарядах, заботливо сшитых Л.Н. Колесниковой, будто оживают в руках. По мнению мастерицы, секрета в этом никакого нет, практически все, из чего они сделаны, – подручные вещи, бывшие в обиходе.

– Любовь Николаевна, где вы учились шить?

– Если это вообще связано с художеством, то я нигде не училась. Начинала методом проб и ошибок. Может, это и дар свыше, так как в своих работах я никому не следую. И я не скажу, что это всегда удачные работы. Иногда бывает, чувствую, что это что-то не так сделано, и такие работы остаются в моей копилке работ, которые ждут своих доработок, переделок. Мне не интересно работать над одинаковыми работами. Если это будет кукла-казачка, то вторая будет уже отличаться от первой. Она будет совсем по-другому украшена. Кукла не может быть не яркой. Но чувство меры должно тоже присутствовать.

Все мои куклы мне подарили. Бывает, что предварительно куклу надо и помыть, а у некоторых нет волос, так я сама таким куклам делаю из ниток. Бывает, что и без ног кукла, тогда на помощь приходят пластиковые трубки или пластмассовые трубы после сантехнических работ. Так, кстати, и получился танцующий казачок. Его ножка, как видите, согнута в танце – там под штанишками труба. Ткани тоже часто отдают, много покупаю сама, еще пригождаются старые сумки – из мягкого кожзама получаются прекрасные казачьи сапожки, а из ручек – ремни.

Сейчас в доме у Любови Николаевны уже большая коллекция, которой отведена целая комната. Центральное место в коллекции – куклам-казакам и казачкам. Вот они – казаки в штанах с лампасами, сапогах, фуражках и подпоясанные поясами и пышногрудые казачки в пышных юбках с завесками (фартуками) и обязательно с бусами и серьгами, волосы их убраны под цветастые платки – рогатые кички, а губы ярко накрашены красным.

– Почему именно казаки и казачки – венец вашей коллекции?

– Я живу на Дону. Уже 20 лет, как живу в хуторе Пчеловодном, до этого жила в Ростове.

Это все наша донская земля. Наша Родина. А донские казаки – это наше прошлое, настоящее и будущее. Ведь казачество всегда славилось сильным характером своих мужей и сыновей еще с давних времен. Форменная одежда считалась обязательной составляющей облика истинного казака. В этой одежде был важен каждый элемент. Также она являлась и семейной реликвией. Поэтому казакам я шью именно военную форму – кафтан с ремнем, штаны с лампасами, кожаные сапоги и фуражку.

В казачьем обществе женщина всегда играла важную роль: она была женой, матерью, хранительницей домашнего очага. Одежду донских казачек составляла рубашка, юбка и кофта. На праздники женщины надевали кружевную юбку и кирасу (короткую кофту).

Дамы обязательно надевали фартук. Если в гардеробе была красная одежда, то она автоматически становилась лучшей. Например, вот эта кукла, посмотрите, – и мастерица показывает нам темноволосую казачку. – Волосы ее убраны под ярко красный с цветами платок, у нее красные губы и красный фартук, обшитый рюшами, на пышной груди также красные бусы, а пышная юбка нежного бежевого цвета с розовыми цветами – вылитая казачка! Причем казачка не молодая, средних лет, – поясняет Любовь Николаевна, – видите, какие у нее глаза? Уже умудренные жизнью. И наряд соответствующий.

Хоть сейчас на бал! / ФОТО автора

Вот поэтому я и воплощаю в своих куклах казаков и казачек. Чтобы наше подрастающее поколение тоже интересовалось своими корнями, своими предками. Сейчас людям свойственно выражаться через одежду, демонстрировать свою принадлежность к той или иной национальности. Конечно, людей в традиционных костюмах на улицах встретишь очень редко, только если это какой-нибудь фестиваль или выступление. А уже донских казаков и казачек всегда узнаешь!

Но это еще не вся коллекция Л.Н. Колесниковой. На других полках расположились красавицы в бальных и вечерних платьях с широкими юбками на кольцах, у каждой, помимо серег, есть своя особенная шляпка и зонт. Эти платья русских красавиц XVIII – XIX веков, которые только что оделись на бал или светский прием. Что же в этих платьях соответствует эпохе того времени?

– Сочетание разнофактурных тканей, например, тяжелого бархата и гладкого шелка, тонкого газа и тафты. Чаще других используются однотонные ткани контрастных цветов или тонов в одном наряде, а также две ткани одного цвета – матовая и блестящая. Отделка рюшами, сутажом, бахромой, плиссировкой, защипами, драпировками, бантами, кантами, тесьмой, – рассказывает Любовь Николаевна, – все это я стараюсь повторить и в нарядах своих кукол. Посмотрите, юбки все на кольцах, их я делаю из кабеля. Шляпка обязательно должна быть у каждой такой куклы, она дополняет образ. Еще все мои куклы – они ведь как живые люди, поэтому у каждой и нижнее белье, и чулки, и обувь, и аксессуары – серьги и бусы, и даже зонтики. Все я шью сама.

Есть в коллекции у мастерицы и герои сказок – вот красавица-ведьма в зеленом платье из сказки «Белоснежка и семь гномов», которая соблазнила героиню отравленным яблоком, а вот и Золушка в лавандовом. У нее большие и добрые глаза…

Есть и совсем маленькие куколки-феи, и ангелочки. Л.Н. Колесникова рада любой кукле, и для любой может сделать невероятный, уникальный наряд. Кстати, действительно, в такой большой коллекции мы не увидели ни одного повторяющегося наряда у кукол. Все разные, все со своей изюминкой, со своим характером, со своей душой…

Отдельно полки со шкатулками, которые Л.Н. Колесникова делает из пластиковых контейнеров или баночек от кофе. И внутри, и снаружи баночки обшиты тканью, различными бусинами и рюшами. Некоторые обшиты розами из атласных тесемок, причем эти розы Любовь Николаевна тоже делает вручную.

– Как вы придумываете костюмы вашим куклам? Подсматриваете в Интернете?

– Ни в коем случае! Как только кукла попадает ко мне в руки, я уже вижу, во что ее одену. Все дело в глазах. Они ведь, как известно, зеркало души. Так и у кукол. Куклы-пупсы – это однозначно казаки и казачки, а все потому, что они такие же румяные и широкоплечие. И глаза у них большие, круглые, бездонные, со своей мудростью. А вот куклы барби для казачек не походят. Они, скорее, дамы светские, в пышных платьях.

Стоит мне взглянуть на лицо куклы, в ее глаза, и я вижу и цвет, и фасон платья, а также добрая она у меня, а может быть, загадочная или, например, из другой страны. Вот посмотрите – вылитая украинка! – и Л.Н. Колесникова показывает нам куклу в национальном украинском костюме.

Но первое место мастерица сама отдает куклам-казакам и казачкам.

– Любовь Николаевна, а какая самая любимая кукла в вашей коллекции? – спросили мы, уходя от мастерицы.

– Самая любимая – круглолицый казачок. Вы только посмотрите, какой он! Никогда с ним не расстанусь!

Работы Любови Николаевны сразу были высоко оценены первыми зрителями и скоро предстанут взору жителей поселений на очередной выставке. Но работа не стоит на месте, и скоро ее коллекция пополнится новыми представителями той или иной национальности, которые обязательно порадуют зрителей.

Мария ЦЫГАНОВА

просмотров: 3264