Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

13:25, 25.03.2022

В стиле XIX века

Детский вокальный ансамбль «Русский сувенир» демонстрирует русский костюм как часть народной культуры. Детский вокальный ансамбль «Русский сувенир» возник восемь лет назад при Грушевском сельском Доме культуры и за это время стал одним из двух коллективов, прославляющих родную станицу Грушевскую в Аксайском районе и далеко за его пределами. У истоков коллектива стояла художественный руководитель Надежда Сергеевна Матвеева, которая и сегодня возглавляет ансамбль.

Вокальный ансамбль «Русский сувенир» в полях ст. Грушевской. / ФОТО из личного архива Н.С. Матвеевой

– В 2014 году я пришла работать в Грушевский сельский Дом культуры. В этом же году мною был создан «Русский сувенир». Целью и идеей создания коллектива было приобщение детей к народной культуре, в частности, искусству народного пения, народным традициям и обычаям, – рассказывает Надежда Сергеевна.

Сама Н.С. Матвеева окончила Ростовскую государственную консерваторию (академию) имени С.В. Рахманинова по специальности «Дирижирование народным хором».

Основу репертуара коллектива составляют традиционные песни Московской, Тульской, Псковской, Смоленской, Белгородской и других областей России. Жанры тоже разные: хороводные, плясовые, лирические, календарные и другие композиции. Среди самых любимых у публики – «Мимо садику», «Вдоль по улице», «Степанидка была вежливая», «Костромушка, Кострома» и прочие. Репертуар дети исполняют с элементами народной хореографии и театрализации.

Семейный дуэт Евы и Надежды Матвеевых.

Также ребята исполняют литературно-музыкальные композиции, в которые заложены сюжеты старинных русских сказок и песен, нередко имеющих поучительную мысль. Например, «Солдатская хитрость» высмеивает тех людей, которые с легкостью поддаются лести, учит тому, что нельзя терять разум и здравые размышления, лишь услышав красивые речи. Не менее интересны композиции «Кукольная свадьба», «Катерина и петух», «Калабашка».

– Формат поучительных сказок так понравился зрителям, что мы продолжили работу над разработкой новых литературно-музыкальных композиций, сегодня в работе «Жадность», «Рифмы», «Зеркальце», «Василий Котофеевич», – добавила Н.С. Матвеева.

У кого-то песни исполняются под баян, у кого-то – под современный аранжированный «минус», а в «Русском сувенире» аккомпаниатор играет на балалайке. Это муж Надежды Сергеевны – Александр Владимирович, окончивший Ростовский колледж искусств по специальности «Инструментальное исполнительство». Он также прекрасно владеет гитарой и домрой.

Ева Матвеева – солистка вокального ансамбля «Русский сувенир» – на Международном телевизионном фестивале-конкурсе «На высоко». / ФОТО из личного архива Н.С. Матвеевой

Стоит отметить, что первое выступление «Русского сувенира» состоялось спустя всего полгода после первого прослушивания. Тогда они показали себя перед родными и близкими на грушевской сцене. Три года спустя творчество детского ансамбля было представлено на мероприятиях Аксая и Аксайского района, чьи зрители очень тепло приняли девочек в традиционных костюмах.

Сегодня детский ансамбль «Русский сувенир» представляет собой три группы: старшую и две младших. В старшей группе состоят дети от 13 до 16 лет, они, по сути, были первопроходцами коллектива на его творческом пути. В младших группах занимаются дети от пяти до девяти лет, они разделены на две группы с учетом их вокальных способностей – общего и более углубленного развития. С детьми из второй группы Н.С. Матвеева, помимо групповых занятий, работает индивидуально, прорабатывая с некоторыми из них сольные номера для будущих выступлений. Как отметила сама художественный руководитель, это позволяет создать оптимальную среду для певческого развития детей.

С годами в ансамбле начали выделяться отдельные солисты, которые принимают участие в конкурсах как в составе коллектива, так и сольно, нередко занимая призовые места. Это Елена Мироненко, Ева Матвеева, Валерия Анисимова, Ангелина Пикина, Анастасия Шмакова, Полина Матвеева, дуэт Дарьи Пономаревой и Анны Анисимовой.

С 2020 года Н.С. Матвеева поет дуэтом со своей дочерью Евой. Вместе мама и дочка исполняют на два голоса колядки, частушки, шуточные и плясовые песни. Ева выводит верхний голос, а Надежда нижний.

Первая младшая группа вокального ансамбля «Русский сувенир» исполняет песню «Костромушка, Кострома». / ФОТО из личного архива Н.С. Матвеевой

За несколько лет плодотворной работы вокальный ансамбль и его солисты стали весьма известными в родной станице благодаря задорным песням, ярким звонким голосам.
Только за последние три года детский ансамбль «Русский сувенир» отмечен рядом наград. Так, в 2020 году коллектив завоевал Гран-при VIII Открытого всероссийского конкурса-фестиваля народной песни «Донские зори» и стал лауреатом первой степени финального этапа Донского культурного марафона. В прошлом году дети стали обладателями Гран-при Областного фестиваля-конкурса детско-юношеского творчества «Южный ветер» и диплома второй степени Всероссийского заочного фестиваля художественного творчества «Звезды народного искусства. Дети».

2022 год только начался, но «Русский сувенир» успел стать лауреатом первой степени Международного фестиваля-конкурса «Жар-птица России 2022», Межрайонного онлайн-конкурса «Масленичная карусель 2022» и Открытого фестиваля-конкурса «Масленица хороша – широка ее душа». На последнем коллектив также стал победителем народного голосования.

Отдельного внимания заслуживают сценические костюмы участников «Русского сувенира». Как отмечает Н.С. Матвеева, для их создания она с детьми и родителями изучила большое количество этнографических статей, музейные подлинники традиционного русского костюма, особенности его кроя и приемы конструирования народной одежды. У нее дома хранится целая библиотека книг о традиционном костюме, есть и редкие издания.

– При создании костюмов мы, стараясь сохранить художественные особенности традиционной девичьей одежды, внимательно отнеслись к пропорциям костюма, выбору материала, его крою, технике изготовления и отделке, – добавила Надежда Сергеевна.

Первый комплект с сарафаном для старшей группы сшила мастерица из станицы Грушевской О.Г. Чепенко в 2018 году. К созданию костюма также привлекались и родители, они шили для своих дочерей девичьи повязки и фартуки. В этом году в процессе находятся костюмы для первой младшей группы. Здесь неоценимую помощь в пошиве костюмов оказали Ольга Ходюкова и Марина Матвеева. Еще один костюм дорабатывает О.Г. Чепенко.

У Н.С. Матвеевой есть еще задумка – соткать браные пояса на берде (особое устройство с прорезями, которое иногда называют прообразом ткацкого станка – прим. ред.).

Примечательно и то, что для каждой участницы ансамбля шился отдельный комплект, который отличается от других наличием каких-либо деталей, цветом, рисунком. Связано это с тем, что испокон веков крестьяне всю одежду делали сами и каждая мастерица вкладывала в эту работу талант художника. Чем привычнее была форма, тем с большим искусством она сочетала цвета, располагала отделку, и в зависимости от ценности каждой ленты, пуговки, бусины, блестки, определяла их место в орнаменте костюма.

С недавнего времени в ансамбле также поют мальчики, с их костюмами, к счастью, намного проще – для них были сшиты традиционные рубашки-косоворотки.
В ходе нашей беседы Н.С. Матвеева показала некоторые костюмы ансамбля. На примере одного, который сегодня носит ее дочь Ева (см. фото слева), Надежда Сергеевна рассказала, как он был сшит.

Комплект состоит из сарафана, рубахи, фартука и девичьей повязки. Сарафан сшит из поплина красного цвета с многоцветным растительным узором из стилизованных цветов, ягод и листьев, характерным для народных набивных тканей XIX века. По подолу сарафан украшен синей атласной лентой и белым хлопковым кружевом. При изготовлении сарафана были использованы схемы кроя подлинных музейных образцов из альбома С.В. Горожаниной, В.А. Демкиной «Русский сарафан: белый, синий, красный».

Рубаха сшита из тончайшего белого батиста. Пышные прямые рукава заложены в складки-защипы, декорированы фигурными машинными строчками. Края рукавов оторочены полосками белого кружева. Край горловины оформлен в виде фигурной сборки. При изготовлении рубахи были использованы материалы журнала Т. Вальковой, А. Беляковой «Чудесные мгновения. Традиционный костюм».

Фартук сшит из плотной белой хлопчатобумажной ткани. Нижняя часть подола украшена красным геометрическим узором, вышитым в технике «набор», имитирующей браное ткачест-во. Чуть выше располагается разноцветный узор из птиц-«курушек» и стилизованных ветвей, вышитых тамбурным швом. Край подола завершен оборкой из красного поплина. Один из фрагментов вышивки был взят из книги Л.Э. Калмыковой «Народная вышивка Тверской земли».

Девичья повязка из красного бархата украшена объемным орнаментом, выполненным в технике «сажение по бели» и расшитым бисером, речным жемчугом, разноцветными стеклянными бусинами и канителью. Нижний край повязки декорирован ажурной бисерной поднизью. Подкладка из поплина с цветочным узором. По краям пришиты ленты-завязки из хлопкового жаккарда вишневого цвета. Прототипами повязки послужили экспонаты, хранящиеся в фондах Государственного исторического и Муромского историко-художественного музеев.

Костюм для Евы сшила бабушка, Марина Матвеева, а мама вышила фартук и девичью повязку. Когда я поинтересовалась, каковы были расходы на один костюм, не ожидала, что ответ на вопрос меня удивит.

Основную часть ткани для сарафанов и рубахи закупали в Москве на фабрике, специализирующейся на изготовлении традиционного русского костюма. Метр такой ткани стоил около 600 – 700 рублей, а для сарафана необходимо было четыре метра. Плюс еще пару метров на рубашку, примерно столько же на фартук, а еще застежки, бисер, нитки и прочая фурнитура. Костюм шьют в основном близкие Надежды Сергеевны, а если отдавать на пошив в ателье, то это еще пять тысяч рублей сверх суммы. В общем счете складывается приличная сумма, однако результат того стоит: получившийся костюм при должном уходе будет служить хозяйке долгие годы, он еще является уникальным в своем роде.

Если учесть постоянное развитие детей и их рост, нужно было уменьшить затраты на частый пошив костюмов. Для этого костюмы сшиты по размерам взрослого человека, а затем с помощью подшивания подола и кулиски сарафан «складывался» до размеров ребенка. Эдакий своеобразный трансформер на любую фигуру и размер.

– Разумеется, это повлияло на вес костюма. Один такой комплект весит около четырех – пя-ти килограммов, и на то, чтобы его одеть на девочку, тратиться минимум минут 40, – отметила Н.С. Матвеева. – Иногда мы репетируем в костюмах, чтобы дети к ним привыкли, учились выполнять в них привычные движения.

Самое сложное – вышивка на костюме. А для разных элементов одежды требовалась своя техника: для девичьих повязок – сажение по бели и бисер с канителью, на фартуках – тамбурный шов, вышивка крестом и набором.

За свои старания Н.С. Матвеева в 2020 году была отмечена дипломом лауреата второй степени Межрегиональной выставки-конкурса народного декоративно-прикладного искусства «Нет живописней русского наряда» в номинации «Сценический народный костюм». Также она принимала участие во Всероссийском конкурсе «Культурный код народов России» в номинации «Сохранение традиций в художественном ремесле». Кроме того, Н.С. Матвеева регулярно принимает участие в областных форумах, курсах повышения квалификации, районных семинарах. Для своих коллег Надежда Сергеевна проводит мастер-классы и делится опытом работы с руководителями детских вокальных ансамблей.

В завершение нашей беседы она отметила, что русский костюм в его классическом пони-мании постепенно умирает, уступая новым тенденциям в одежде. Однако, будучи частью народной культуры России, он не исчезает полностью. Он остается в качестве сценического костюма в различных народных коллективах песни и танца, одежды участников исторических проектов и реконструкторов.

Дарья ЧУПЕРЕВА

просмотров: 894