Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

19:50, 15.06.2015

В Ростове представлена опера Сергея Танеева «Орестея»

Этой постановкой Музыкальный театр предложил публике темы для серьезных размышлений

Музыкальным руководителем постановки и ее режиссером выступил заслуженный артист России, главный дирижер театра Андрей Аниханов. Идею этой постановки, по его словам, он вынашивал более десяти лет.

Заслуженный артист России Андрей Аниханов:

- «Орестея» Танеева уникальна тем, что в ней через античный сюжет соединена вся мощь русского музыкального романтизма, ясность формы «строгого письма» и глобальность философских идей, выдвигаемых разными поколениями людей.

Данная масштабная постановка словно искупает вину оперной сцены перед этим строгим и масштабным произведением Танеева. Опера ставилась столько редко, что по пальцам руки можно пересчитать ее полноценные постановки в ХХ веке, и еще менее многочисленные – в веке ХХI. Слишком уникален музыкальный материал, предложенный композитором для постановки, слишком спорен сюжет, повествующий о кровавой истории семьи Атридов. До сих пор можно спорить о том, почему прощен Орест, который убил собственную мать, таким образом отомстивший за гибель от ее рук отца.

Но постановщик Андрей Аниханов подводит зрителя к ясной и простой мысли, что, кстати, редко случается сегодня на музыкальной сцене. Лишь покаянием и собственными страданиями можно искупить грех страшного убийства. Торжественное появление Афины-Паллады в финале ставит точку в череде смертей. Провозглашенные богиней «кротость и любовь» отныне объявлены высшими добродетелями.

И все-таки главным «героем» «Орестеи» становится хор, как в подлинной греческой трагедии, ужасающийся деяниям главных персонажей, славивший отмщение и также, как высшее божество, взывающий к любви. Хор – это и зритель, отслеживающий происходящее из новейшего времени (хористы одеты в костюмы ХХ века). Он звучит так слаженно, так просто и возвышенно одновременно, как, наверно, звучали песнопения в древней Элладе (хормейстер-постановщик – заслуженный деятель искусств России Елена Клиничева).

Из всех видео-артовских инсталляций, которые проецируются на задник сцены, стоит отметить знаменитые ворота Микен со львицами. В их темный провал, как в мрачный Аид, уходит Агамемнон (Борис Гусев). А на авансцене мечется Клитемнестра (Юлия Изотова), убеждая себя в необходимости отомстить мужу за смерть дочери: Ифигиния была принесена в жертву богам, у которых Агамемнон выпрашивал победу в Троянской войне.

В данной постановке «Орестеи» также выносится и приговор всем войнам. Их победители, как выясняется, мало кому нужны дома, а цена победы, как в этом случае, все равно оплачивается своей жизнью.

Так что Ростовский Музыкальный действительно предложил зрителям серьезные темы для размышлений.

Фото автора

Автор: Вера Волошинова
Ключевые слова: Ростов-на-Дону
Источник: Молот, газета
просмотров: 241