Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

09:03, 19.10.2020

Больные вопросы: ученые спорят о советско-финляндских конфликтах

Семинар. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

14 октября в Петрозаводске прошел всероссийский научно-практический семинар «Советско-финляндские отношения и конфликты: опыт и проблемы изучения в России».

Событие было приурочено к 100-летию Тартуского договора между РСФСР и Финляндией

Договор с Финляндией был подписан 14 октября 1920 года после четырехмесячных переговоров. Он завершил первую советско-финляндскую войну 1918-1920 годов, в ходе которой финская армия вторглась на российскую территорию в Восточной Карелии и Заполярье. Эти территории никогда не были частью шведско-финского государства и Великого княжества Финляндского. Договором была определена новая финляндско-советская граница и зафиксированы территориальные уступки в пользу Финляндии.

Сергей Веригин

Сергей Веригин. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

«Мирный договор между Советской Россией и Финляндией, подписанный в этот день 100 лет назад, стал важной вехой в истории взаимоотношений двух государств. Это был первый межгосударственный акт, регулировавший отношения между соседними странами. Более того, итог дипломатических переговоров в Тарту является одним из важнейших событий в истории тогда еще молодой советской дипломатии», — отмечает директор института истории, политических и социальных наук ПетрГУ, доктор исторических наук,
профессор Сергей Веригин.

Хозяева и гости

Сергей Веригин рассказал, что с идеей провести конференцию, приуроченную к 100-летию подписания мирного договора, к нему обратился несколько месяцев назад студент второго курса Денис Попов.

Среди гостей семинара — студент второго курса зарубежного регионоведения Санкт-Петербургского политехнического университета Глеб Дуганов.

Глеб Дуганов

Глеб Дуганов. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

«Я изучаю финское направление, и сейчас настало время выбирать тему для дипломной работы. Поэтому тема семинара мне очень интересна, и я приехал сюда, чтобы выслушать специалистов из Карелии, выступающих с докладами о взаимоотношениях России и Финляндии», — пояснил Глеб.

В повестку семинара вошли шесть докладов.

Денис Попов

Денис Попов. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Выступление Дениса Попова было посвящено русскоязычной историографии советско-финляндских конфликтов в 1918 — 1944 годах.

Денис Попов

Денис Попов. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

«Историей я начал интересоваться с самого детства. Дед у меня по специальности военный авиаконструктор. Мы с ним читали книги о войне, смотрели фильмы, играли в военные игры. Как произошло, что меня более всего заинтересовали взаимоотношения Финляндии и России, не могу сказать. Интерес возрастал незаметно для меня самого. Сейчас мне 19 лет, военной историей плотно занимаюсь последние шесть лет», — рассказал о себе Денис.

Вероника Лебедева

Вероника Лебедева. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Историографию торговли России с Финляндией в XIX — начала XX века изложила в своем докладе студентка третьего курса Вероника Лебедева.

Вероника Лебедева

Вероника Лебедева. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

«Еще на первом курсе я прошла на федеральный этап студенческой олимпиады по истории российского предпринимательства, именно тогда я заинтересовалась историей развития торговых отношений Карелии с Финляндией. Это очень интересная и не до конца изученная область», — поделилась Вероника.

Был ли геноцид?

Центральное место на конференции занял доклад Сергея Веригина, посвященный дискуссии между российскими и финляндскими историками по теме «Финский оккупационный режим в Карелии».

Доклад Сергея Веригина

Доклад Сергея Веригина. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Сергей Веригин отметил, что углубленное изучение темы финского оккупационного режима на территории Карелии, и особенно преступлений финнов против мирного гражданского населения, в советское время не считалась важной и актуальной для научных исследований. Это было вызвано прежде всего тем, что на основе Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи между СССР и Финляндией 1948 года между двумя странами сложились прочные добрососедские отношения. Обе стороны старались не затрагивать сложные и болезненные вопросы советско-финляндской истории, к которым несомненно относилась и проблема финского оккупационного режима в Карелии в военные годы.

Ситуация изменилась в постперестроечные времена, историки по обе стороны границы начали активно изучать период оккупации. Тогда и выяснилось, что мнения ученых соседних стран в значительной степени отличаются друг от друга.

Из доклада Сергея Веригина:

«Проблема финских концлагерей в финляндской историографии до сих пор является дискуссионной. Некоторые финляндские исследователи считают, что ставить знак равенства между финскими и немецкими концлагерями неверно. Они утверждают, что конечной целью германских концлагерей являлось уничтожение людей на непосильных работах, в ходе медицинских экспериментов либо в газовых камерах. Задача финских концлагерей была принципиально иной: изоляция и последующее выселение некоренного населения — не националов, и это не предполагало истребления заключенных.

С этим утверждением трудно согласиться тем, кто пережил 2,5 страшных года в концлагерях, кто потерял и оплакивает до сих пор своих родных, близких и знакомых, безвинно погибших от голода, болезней. По мнению бывших малолетних узников финских концлагерей, финский режим на территории оккупированной Карелии ничем не отличался по жестокости от режима немецко-фашистских захватчиков. Условия финских концлагерей были таковы, что русские люди уничтожались без предварительно поставленной задачи».

image

Концлагерь в Петрозаводске. Фото: Нацархив Карелии

image

Фотография Галины Санько «Узники фашизма», сделанная в 1944 году в Петрозаводске, в концлагере № 6, в числе других была представлена на Нюрнбергском процессе. Фото из книги «Три века Петрозаводска»

Крайне противоречивы данные о количестве погибших в концлагерях людей. Большинство финских историков настаивают на четырех тысячах погибших. По мнению российских коллег, это число можно смело удвоить. Болезненным остается вопрос сознательного геноцида по отношению к мирному гражданскому населению со стороны оккупантов. Финская сторона отрицает этот факт, рассказывая о социальной защите, внедрении системы образования на оккупированных территориях. Но они не упоминают, что все это делалось исключительно для местного финно-угорского населения.

«Можно сказать, что есть еще немало «белых пятен» и спорных вопросов в заявленной теме. На мой взгляд, надо продолжать совместные с финскими историками исследования в российских и финляндских архивах, издавать комплексные научные исследования», — резюмировал Сергей Веригин.

Из презентации Дениса Попова

Из презентации Дениса Попова

Участники семинара с этим согласны. Главный вывод — тема сохраняет свою актуальность, нужен более плотный контакт между историков не только разных стран, но и российских регионов, занимающихся изучением советско-финляндских отношений.

просмотров: 2007

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.