Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

15:58, 19.12.2023

Пять сорок восемь: О премьере спектакля «Семь сов» в Национальном театре Карелии

Мама Сова — Людмила Исакова. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

«Семь сов» — спектакль-притча режиссера Юлии Беляевой, премьера которого прошла в Национальном театре Карелии 13 декабря. Спектакль компактно разместился на Малой сцене театра. Декорации намекают на уют и сказку: вот мельничное колесо в туманной дымке, рядом с котором ведут ночную охоту Мама Сова (Людмила Исакова) и Папа Сов (Алексей Белов). Вот импровизированный стол, за которым совиная семья играет в лото на «домашнем» игровом жаргоне: 11 — это «барабанные палочки», а «тудым-сюдым» — это, скорее всего, 69. Здесь же в другой сцене — мельник Гюнтер (Глеб Германов) и его жена Альма (Анастасия Айтман). Они заняты домашними делами. Их песенка «Работай, молись, все будет хорошо» звучит весело, но в бодром припеве уже чувствуется тревога. А вот Весельчак — коммивояжер, продает якобы швейцарские товары и неустанно балагурит. Вот в этом месте сказка уже совсем перестает веселить, несмотря на легкость интонации, которую позволяет себе Весельчак (его роль исполняет Владимир Сотников).

Обычный день в семействе сов. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Обычный день в семействе сов. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Конфликт между двумя семействами — людей и сов — возникает спонтанно, поводом служит бытовая проблема, связанная с шумом (где есть дети, там всегда шумно), потом Альма находит засушенную мышку в книге, а Гюнтер идет разбираться и как-то легко озвучивает идею, которую накануне подкинул Весельчак. Зачем держать в доме птиц, которые питаются мышами и, следовательно, относятся к «грязным» животным?

Как с подростками говорить о том, что все равны, и что мера человека связана не с его происхождением, а с его мыслями и поступками? Может, именно так: весело, бодро, местами вздрагивая. С зонгами, фокстротами и прямым разговором со зрителем странного Конферансье. Текст Владимира Геллера — легкий и остроумный — хорошо подходит для создания нужной интонации.

Альма (Анастасия Айтман) и Гюнтер (Глеб Германов). Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Альма (Анастасия Айтман) и Гюнтер (Глеб Германов). Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Конферансье начинает и завершает эту историю. В самом начале спектакля она (конферансье же можно называть «она»?) прямо говорит о том, что в театре люди могут получить не только возможность отдыха и развлечения, что иногда на зрителей может свалиться история, которой он не хотел. Так бывает. Между тем, режиссер спектакля Юлия Беляева поступает с публикой очень гуманно. В спектакль, например, не входит самая трагическая сцена с совами. По большому счету, мы все понимаем, что если кого-то депортируют со стариками и детьми, то хорошим это не завершается. Здесь история, превращенная в метафору благодаря закольцованной песне про дом, и лишена мелодраматизма, и не так ранит зрителей.

Спектакль «Семь сов» стоит посмотреть и ради хорошей сольной и ансамблевой игры артистов. Только что мы видели на этой сцене Анастасию Айтман в роли голубой героини вроде Аленушки в спектакле «Почему вода в море соленая?», а сейчас — она — энергичная, равнодушная ко всему, кроме своей мечты построить новую жизнь, и несчастная женщина. Гюнтер (Глеб Германов) все делает с отчаянной решимостью и страстью: то воображает себя Зигфридом, то молится богу об избавлении от мышей, то яростно считает доходы от мельницы, уворачиваясь от мешка, прогрызенного мышами, из которого высыпается зерно. То встречая свою жену после встречи с супергероем-Авиатором. Бог из летательной машины стремительно (да, здесь многое происходит очень быстро) уносит Альму к новой как ей кажется, жизни, а потом возвращает ее в плачевном состоянии и с разбитым сердцем. Летчика и Бабушку Сову («трубку курит бабушка моя») играет актер Эмиль Сагдиев, не так давно принятый в труппу театра, но уже имеющий ряд немаленьких ролей. Ирония — это его конек, кажется.

Альма (Анастасия Айтман) хочет другой жизни. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Альма (Анастасия Айтман) хочет другой жизни. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Отношения между супругами-совами отлично характеризует сцена с фокстротом. Папа Сов трижды промахнулся на ночной охоте (в спектакле вообще периодически возникают ассоциации с известными сюжетами), а жена его мягко утешает, вовлекая в танец. Акробатические способности Людмилы Исаковой здесь снова пригодились. Артист Алексей Белов играет роль самого милого отца на свете — доброго, интеллигентного, растерянного. Совиных детей сыграли «театральные» дети — Степан Белов и Ирэна Жемгулите. Дети очень органично чувствуют себя на сцене.

Весельчак Владимира Сотникова — обходительный и циничный наместник самого черта. Персонаж красиво использует широкие жесты, давит на слабые места людишек и вообще делает свою работу по уловлению душ вполне профессионально.

Конферансье Ксении Коган — самый загадочный персонаж. Она задает тон происходящему, комментирует, помогает прочувствовать атмосферу, изображая мух в сцене, где Альма и Гюнтер ищут выброшенный на помойку номер телефона Весельчака. Возможно, здесь есть какая-то перекличка с персонажем Джоэла Грея, конферансье из фильма «Кабаре». Мы помним, что действие фильма происходит в Берлине в момент нарастания волны националистических идей в Веймарской республике.

Гюнтер приносит совам сушеную мышь, которую дети положили в книгу как закладку. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Гюнтер приносит совам сушеную мышь, которую дети положили в книгу как закладку. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Спектакль «Семь сов» идет чуть меньше полутора часов. За это время маленькая сцена путем легких трансформаций превращается в разные варианты помещений. Эти превращения оказались возможными благодаря мобильной декорации (художник Любовь Мелехина) и световым решениям (художник по свету — Дмитрий (Митрич) Зименко). Хореограф спектакля — Максим Пахомов. Музыку к спектаклю написал композитор Николай Бабич, а музыкальным руководителем спектакля Ксения Коган. Песня «Совы — не то, чем кажутся» (стихи Павла Артемьева) не выходит из головы еще несколько дней после спектакля.

В интервью «Республике» режиссер Юлия Беляева говорила, что авторы не всегда отвечают на вопросы, которые ставят перед зрителями в спектакле. Что они сами находятся в таком же положении, как и мы, и ответы зависят от многих причин. Нам кажется, что сейчас разговаривать про этот спектакль с подростками важно и интересно. Не пропустите его.

Напомним, что проект реализуется с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры». Следующие показы спектакля «Семь сов» (12+) пройдут в конце января.

просмотров: 704

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.