Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

16:24, 05.05.2016

Асад не наш

Вскоре после того как британский телеканал Sky News опубликовал данные о предполагаемом сотрудничестве президента Сирии с ИГИЛ (ИГ, "Исламское государство" – организация, признанная террористической и запрещённая в России), выступил глава российского МИД Сергей Лавров. Он объявил, что Башар Асад России "не союзник, между прочим". А кто теперь союзник – не объявил. Что будет теперь с Асадом – тоже.

Напомним, что расследование Sky News появилось во вторник, 3 мая. Издание ссылается на документы, предоставленные беглыми боевиками. Они, по версии автора, "показывают: соглашение с сирийским режимом о выводе вооружения ИГ из Пальмиры; сделки между ИГ и Сирией обмене нефти на удобрения; соглашения об эвакуации сил ИГ с некоторых территорий перед атаками Сирийской армии". Так, в одном из писем, например, представители Дамаска "запрашивают безопасный проход через контрольно-пропускные пункты ИГ для водителя, "пока он не достигнет границы сирийского режима чтобы обменять нефть на удобрения". Другое письмо "содержит инструкции" для командира ИГ "о перемещении всей экипировки и оружия к согласованному пункту эвакуации". Дальше следует предупреждение: "Мы получили разведданные о том, что Аль-Каср и окрестности будут атакованы бомбёжками 25 ноября 2013 года". Ещё одно письмо, которое Sky News называет "самым интересным документом", написано "незадолго до того, как сирийская армия отбила древнюю Пальмиру, после нескольких месяцев её оккупации "Исламским государством". В нём представители Дамаска советуют террористам: "Выводите всю тяжёлую артиллерию и противовоздушное оружие из Пальмиры и её окрестностей в провинцию Ракка".

Упомянута в Sky News и Россия. По словам автора материала, он спросил у одного из перебежчиков, координируются ли действия ИГИЛ не только с сирийской армией, но и с российскими ВВС. "Его ответ был прост: "Конечно", – пишет Sky News.

По поводу подлинности полученных документов издание честно признаёт: её "доказать невозможно", однако "все предыдущие материалы, которые утекли через эту группу, оказались подлинными".

Что могут означать такие странные договорённости между сирийской армией и террористами, с которыми борется и Россия, почему именно сейчас российский МИД поспешил отказаться от союзничества с Асадом, кто может стать нашим новым партнёром в регионе – об этом "Фонтанке" рассказал востоковед Григорий Меламедов.

- Григорий, у лидеров ИГИЛ и Башара Асада есть какие-то общие интересы? Иначе зачем бы им так договариваться?

– Я бы не сказал так прямо – "общие интересы". С чисто стратегической точки зрения – с той точки зрения, что Асад стремится вновь установить контроль над страной, – ему неудобно было воевать сразу и против группировки Джабхат-ан-Нусра, и против ИГИЛ. Надо было выбирать, кто из них опаснее. Чисто территориально Джабхат-ан-Нусра находится ближе к Дамаску и имеет возможность его атаковать, что она и делала. ИГИЛ – дальше. Правда, в последнее время у него были какие-то рейды в восточные районы Дамаска, но это были именно рейды, не более того. ИГИЛ, в силу своей идеологической упёртости, не идёт ни на какие союзы, и в сирийской оппозиции у него нет союзников. А у Джабхат-ан-Нусры – есть, причём много, и она их постоянно меняет. ИГИЛ не претендует на то, чтобы каким-то потайным способом пролезть на переговоры, попасть в будущее сирийское правительство. Джабхат-ан-Нусра как раз претендует.

- Кто ж её туда пустит?

– Конечно, не пустят. Тем не менее, за счёт включения своих представителей в делегацию Сирийской свободной армии на переговорах, она намерена использовать и этот канал. Джабхат-ан-Нусра контролирует густонаселённые районы, где трудно воевать. А ИГИЛ базируется в пустыне. Важно и происхождение боевиков. Игиловцы – это всё-таки, в основном, наёмники. Там очень много иностранцев, у которых в Сирии корней нет. Джабхат-ан-Нусра, конечно, тоже организация не аутентичная, но, тем не менее, в ней сирийцев гораздо больше, то есть степень её укоренённости выше.

- Вы хотите сказать, что Асаду пришлось выбирать из двух зол, поэтому он не очень против ИГИЛ?

– Такое сравнение делал бельгийский аналитик Илайя Маньер. И я верю ему, когда он приводит слова неназванных офицеров Асада: их главный враг – Джабхат-ан-Нусра, а на ИГИЛ им, дескать, даже пули тратить не хотелось. Они бы, мол, и не пошли на Пальмиру, если бы российская авиация не помогла им продвинуться в районе Аллепо. В районе Пальмиры сирийская армия действительно избегала прямых столкновений с игиловцами. Правда, это подавалось как умная и хитрая военная тактика: дескать, как только ИГИЛ контратакует, армия Асада без боя оставляет ему территорию, дожидается, пока передовой отряд игиловцев оторвётся от основной массы, после этого российская авиация его бомбит, а сирийская армия занимает район и продвигается дальше.

- Судя по тому, что говорите вы, игиловцы просто мешали Асаду меньше, чем все остальные.

– Совершенно верно. И надо учитывать, как ведутся войны вообще на Востоке, в частности – как наши когда-то воевали в Афганистане. Не всё решается силой оружия. Если нет прямого противостояния, прямой необходимости друг в друга стрелять, то вполне возможны какие-то договорённости между отдельными командирами. Это и в Ираке происходило. Там игиловцы сами расстреляли несколько своих же командиров, получивших за отступление деньги от иракской армии.

- Но Пальмиру-то разрушили игиловцы, и вряд ли Асаду это нравится.

– Конечно, это ему не нравится. Но там были некоторые странности… Попробуйте просто в любом поисковике набрать: Пальмира, Джордж Хасвани – и "Стройтрансгаз".

- "Стройтрансгаз" – тот, который связывают с бизнесменом Тимченко?

– А Хасвани – тот сириец, которого в Евросоюзе связывают с компанией Hesco, заподозренной в покупке нефти у ИГИЛ. Пресса писала, что у него есть и российский паспорт.

- И какие странности с Пальмирой?

– Чисто хронологические: планы ввода новых очередей газопроводов публиковались уже после того, как район попал под контроль ИГИЛ. Это может означать, что с ИГИЛ сотрудничает не только Асад. И что ИГИЛ применяет очень гибкую тактику, при которой трудно поймать за руку кого-то конкретно. Они ведь не захватывают, например, завод целиком, расставляя там своих людей. Они оставляют на месте прежнее руководство, чтобы оно отстёгивало им часть прибыли. Такая схема применялась довольно часто, а потом игиловцы придумали новую схему: как самим торговать сырой нефтью. Стали не просто собирать дань, а участвовать в бизнесе захваченных предприятий. Но, забирая какую-то часть сырой нефти, они тут же, на месте, продают её каким-нибудь перекупщикам. А кто эти перекупщики? Их поймать очень трудно. Это могут быть посреднические компании, связанные с кем угодно. В том числе – с Асадом.

- Похоже на "бизнес" в России начала 1990-х.

– Абсолютно! Думаю, что на этом там многое и строилось. Когда Асад начал возмущаться тем, что американцы без разрешения бомбят какие-то нефтегазовые объекты в районе той же Пальмиры, это можно было понять по-разному. Можно было понять как возмущение тем, что нарушается его суверенитет, что бомбят без разрешения. А можно – и по-другому. Он грозил впоследствии потребовать от Запада возмещения убытков от разрушения этих заводов, скважин и прочего. А какие у него убытки, если всё и так захвачено ИГИЛ?

- Россия тоже была возмущена этими бомбёжками: мол, потом, когда Асад отвоюет всё обратно, ему могли бы достаться целые заводы, а достанутся разбомблённые.

– Здесь мы можем только гадать, имело ли это отношение к интересам каких-то российских фирм. Может быть, американцы разрушили что-то такое, что наши хотели сохранить. Или это было чисто политическое заявление: никто не имеет права действовать в Сирии без разрешения законных властей. Но если проследить всю информационную цепочку, то грань получается очень тонкая: ситуацию всё время можно понимать двояко.

- И бензовозы ИГИЛ Россия тоже бомбила. Зачем – если исходить из предположения о сотрудничестве Асада с игиловцами?

– Когда российская авиация начала бомбёжки, ИГИЛ стал применять новую тактику. Они перестали посылать бензовозы большими колоннами. Шли отдельные машины, иногда замаскированные. Естественно, никаких опознавательных знаков не было. И это единственное шоссе, соединяющее конкретную часть Сирии с побережьем или с турецкой границей. Что здесь сказать? С одной стороны, не пойман – не вор. Это я говорю про Асада. С другой стороны, вероятность того, что соглашение с ИГИЛ существовало, очень высока.

- Где место Асада в таком соглашении? Оно могло быть заключено не между правительством Сирии и игиловцами, а между игиловцапми и какими-то отдельными сирийскими людьми?

– Скорее всего, так и было. Если какие-то соглашения и были, Асад наверняка позаботился бы о том, чтобы его лично ни в чём нельзя было обвинить. И потом, в его армии воюет много так называемой шиитской милиции. Конечно, они – шииты, а ИГИЛ – сунниты. Но договориться всегда можно. И вполне возможно, что полевые командиры Асада, все эти "тигры пустыни" и "соколы пустыни", вступали в соглашения. Не говоря уж о генералах.

- Так может, Асад, бедняга, вообще не знал, что у него под носом такие безобразия творятся?

– Это мне кажется очень маловероятным. У него очень сильная служба безопасности. И, как в Советской армии во время Великой Отечественной войны, военные и сирийский аналог НКВД очень взаимосвязаны. Так что маловероятно, чтобы Асад не знал. Но там есть другой момент. Все эти "энкавэдэшные" структуры Сирии очень хотели подмять под себя иранцы – все эти Стражи Исламской революции, генерал Сулеймани. Можно предположить, что кто-то вёл игру с ними, минуя Асада.

- Асада обвиняют в торговле нефтью с ИГИЛ. А что ещё делать правительству разрушенной страны? Нефть ему нужна. Как ему обойтись без соглашений с теми, у кого эта нефть есть?

– Да, это так, только одна важная деталь: покупать у ИГИЛ он может только сырую нефть или очень слабо переработанную. Такая нефть вряд ли нужна ему для жизнеобеспечения страны или для армии. А его нефтеперерабатывающие заводы разрушены. Так что я с трудом представляю, как может Асад использовать эту нефть, например, для армии.

- А кто там рядом может снабжать его нефтепродуктами не для перепродаж, а для жизнеобеспечения?

– В принципе, это мог бы делать Иран.

- Как это всё доставлять из Ирана, если не иметь соглашений с тем же ИГИЛ?

– У меня вообще такое ощущение, что с ИГИЛ торгуют все, кому не лень. Через всяких посредников. Я не удивлюсь, если там окажутся и американцы, и наши, и вообще страны, вроде бы не имеющие отношения к региону. Про Турцию я уже вообще не говорю. В конце концов, бизнес – есть бизнес, а тут такая возможность получить нефть по дешёвке.

- Какие ещё есть признаки сотрудничества Асада с ИГИЛ, кроме писем, на которые ссылается Sky News?

– До того, как появилась статья в Sky News, таких признаков не было. В конце концов, бои под Пальмирой были реальными, а не киношными. Были ли при этом какие-то договорённости? Может быть, полевые командиры как-то и договаривались. Об этом я уже сказал. Восток – есть Восток. Поэтому я против того, чтобы слепо верить и называть всё это именно сотрудничеством.

- Тогда как вы объясняете выступление главы нашего МИД Сергея Лаврова о том, что "Асад нам не союзник, между прочим"?

– Возможно, Россия действительно узнала по своим каналам, что было какое-то сотрудничество Асада с ИГИЛ…

- То есть раньше, пока газета не написала, Россия знать не знала, что у Асада какие-то нефтяные сделки, видимо, с ИГИЛ?

– Либо – другое: конфликт интересов между Москвой и Дамаском зашёл слишком далеко. В последнее время противоречий было уж очень много. России явно не нравится, что Асад активно атакует на севере, в районе Аллепо. И что перемирие, для которого было приложено столько сил, сорвалось.

- Асад не слушается?

– Не слушается. Вышел из-под контроля. Тем более что он имеет возможность лавировать между Россией и Ираном. И ещё одно сильное противоречие возникло между Россией и Асадом: курды. Асад ни в коем случае не признает курдскую автономию в Сирии. А Россия, чувствуется, делает на неё большие ставки.

- Назло Турции?

– Я бы сказал – учитывая серьёзность нашей игры против Турции. Россия активно пробивает участие курдов в переговорах, идею федерализации Сирии и так далее. На этом, кстати, у Москвы возникают и разногласия с Тегераном: Ирану всё это тоже совсем не нужно, у него тоже есть свои курды.

- Означает ли это, что Россия воспользовалась опубликованной информацией, чтобы вслух откреститься от Асада?

– Думаю, что пока это пробный ход. Надо показать: в случае чего мы можем быстренько от поддержки Асада отказаться и напомнить, что просто воюем против ИГИЛ, отстаиваем общие принципы Сирии как суверенного государства, а вот этот человек нашим союзником не является.

- Когда начались противоречия между Россией и Асадом? И не с ними ли был связан вывод наших войск?

– Эти противоречия были уже тогда, когда Асад заявил, что хочет провести в Сирии выборы, а Москва этого не одобрила. И ещё осенью, если помните, Асада вызвали в Москву – давайте называть вещи своими именами – и объявили ему, что Россия будет сотрудничать с оппозицией. Асаду это было не очень-то приятно. То есть противоречия, конечно, были. Другое дело – касались ли они ИГИЛ.

- Одно из объяснений необходимого присутствия российских войск в Сирии было такое: единственный форпост в Средиземном море, сотрудничество с сирийским правительством очень важно. Если мы поссоримся с Асадом, тогда с кем мы там будем сотрудничать? Или мы откажемся от позиций в регионе?

– Нет, базу в Латакии, я думаю, мы ни в коем случае не отдадим. Это всё может означать другое. Здесь я скажу, как вы понимаете, о версиях. В сирийской армии много генералов, которые ориентируются на Россию в гораздо большей степени, чем Асад. Он-то может посматривать и на шиитский Иран, а вот этим генералам совсем не нужны иранские прожекты, многие из них – сунниты. Эти люди учились в Москве, они прекрасно говорят по-русски, у них до сих пор сохранились в России контакты, в том числе и на военном уровне. Собственно, имена сирийских генералов, которых Москва хотела бы видеть в будущем правительстве, назывались. Другое дело, что среди этих генералов нет того, кто тянет на президента…

- Ну, сегодня – не тянет, завтра – потянет…

– Вот и я об этом думаю.

- Так мы готовим какую-то замену Асаду?

– Может быть. В конце концов, не зря наш представитель по Ближнему Востоку Михаил Богданов столько времени колесил по Сирии, встречался со всеми, пытался создать какую-то коалицию. Будь то Московско-каирская группа оппозиции или Группа Хмеймим. А вспомните сирийцев, которые сидят в Москве и ходят на всевозможные ток-шоу. Например – господин Али Салем, кстати – он Асад.

- Но не родственник.

– Да, не родственник. Вот таких оппозиционеров много. Почему-то они предпочитают называть себя оппозицией. Видимо, на что-то рассчитывают.

- А они какая оппозиция? Та, которая "с Америкой", или какая-то ещё?..

– Это оппозиция, которая "с нами", с Россией. Она не была такой принципиальной, поэтому Асад с ними не воевал. Люди из Группы Хмеймим даже предлагали Асаду провести переговоры в Дамаске. Если бы они опасались за свою жизнь, они бы такого не предложили. И Асад воспринимал их как такую опереточную оппозицию. Но, говоря вашими словами, сегодня – опереточная, завтра – настоящая. Эти люди вполне могли воспользоваться ситуацией.

- Сориентироваться и быстренько сдать Асада?

– Именно. Кстати, информацию про ИГИЛ могли подбросить и они.

- Хорошая версия. Предположим, Россия откажется от Асада окончательно. Его проще будет свалить? И что тогда будет с перемирием в Сирии?

– Думаю, надо подождать. В конце концов, Сергей Лавров не склонен делать такие резкие заявления просто так. Не факт, что Россия совсем отказалась от поддержки Асада.

- Россия, как известно, пообещала Сирии огромную помощь в восстановлении страны, в частности – Пальмиры. Это мы кому конкретно пообещали? Асаду? Предполагаемым генералам? Сирии вообще?

– Это мы нашему бизнесу пообещали.

- А.

– Если во главе Сирии будет человек, который предоставит нашему бизнесу все возможности заниматься этим восстановлением, то не всё ли равно, как его зовут.

Беседовала Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"

Источник: Фонтанка.ру
просмотров: 28

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.