В скором времени российским госкомпаниям запретят покупать импортные автомобили. Под запрет попадет автотехника, металлургическая продукция и изделия тяжелого машиностроения. Соответствующую общую директиву готовит Минпромторг.
Как сообщают СМИ, исключением станет лишь та продукция, которая не имеет аналогов в России. При этом директива будет распространяться на те госкомпании, в которых доля государства превышает 50%. ГУПов она не коснется: у них нет советов директоров, и для них позже будет разработан другой механизм.
Работать же эта норма будет следующим образом: директива Минпромторга будет разослана представителям государства в советах директоров госкомпаний, после чего будут внесены изменения в устав.
Разговоры об ограничении закупок иностранной продукции начались еще в декабре 2013 года, когда такую идею озвучил премьер-министр России Дмитрий Медведев. Тогда речь шла о металлопродукции из стран, не входящих в Таможенный союз. Уже в марте 2014 года замглавы Минпромторга (на тот момент) Алексей Рахманов, говорил, что эта норма заработает уже в этом году.
А в августе 2014 года депутат Госдумы Владимир Гутенев заявил о возможном ограничении на поставку легковых автомобилей зарубежного производства. По словам депутата, Россия, присоединившись к ВТО, сохранила за собой право вводить временные ограничения.
Конкретный перечень компаний, которым будет запрещено закупать импортную технику, пока неизвестен. Но директива может вступить в силу уже в 2014 году. Сначала его должен будет рассмотреть вице-премьер Игорь Шувалов, а затем текст направят в Росимущество. При этом механизм никак не будет противоречить нормам ВТО.
Это не первый случай запрета на импорт. Так, в сентября 2014 года в России запрещено закупать для федеральных нужд товары легкой промышленности, произведенные в странах, не входящих в Таможенный союз.
А с августа в России действует запрет на поставки продовольствия из стран Евросоюза, а также США, Канады, Австралии и Норвегии.
Чуть ранее, в июле чиновникам запретили закупки иностранных автомобилей.
Готовящаяся директива будет выпущена в рамках политики импортозамещения, заметно усилившейся в последнее время. Также ограничения должны улучшить торговый баланс, который в последние месяцы поддерживался уменьшением импорта (в первую очередь — с Украины).
Что же касается общей тенденции, то обсуждалась она еще летом, когда было запрещено закупать иномарки для чиновников. «На данный момент нет острой необходимости в таких жёстких мерах, — сообщал еще в августе зампред думского комитета по госстроительству Вячеслав Лысаков. — Во-первых, в середине июля Дмитрий Медведев уже подписал запрет на закупку иностранной техники за государственный счёт. Речь идёт о брендах, которые не производятся на территории России. Что касается локализованных марок, то удар по ним может больно отразиться на нас самих. Госзакупки автомобилей — это серьёзные объёмы, чиновников у нас много. Это поддерживает отечественный авторынок, который, кстати, сейчас переживает не лучшие времена».
Как передает «КоммерсантЪ», в самих госкомпаниях информацию восприняли спокойно. Внушает опасения лишь надежность российской продукции. «КамАЗ год от года имеет нестабильное качество исполнения,— сообщили в «Транснфети».— Для кого-то в Москве выбор между «Волгой» и «Мерседесом» — вопрос личных амбиций, а для строителя в Эвенкии или Якутии — вопрос жизни или смерти». В «Ростехе» инициативу поддержали.