Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

20:44, 13.10.2016

У машинистов петербургского метро появился «Штурман»

К чемпионату мира по футболу 2018 г. на зеленой линии петербургского метро появится "Штурман", призванный контролировать функциональное состояние машиниста поезда. Система зафиксирует даже смену настроения.

К чемпионату мира по футболу 2018 г. на зеленой линии петербургского метро появится "Штурман", призванный контролировать функциональное состояние машиниста поезда. Система зафиксирует даже смену настроения, рассказали сотрудники метро. Сейчас "Штурман", разработанный ЗАО "Системные технологии", действует только на оранжевой линии петербургского метро.

Короткая дорога

Фото: Дмитрий Фуфаев

По словам представителя компании-разработчика Максима Рюхина, это направление выбрали потому, что оно самое короткое.

"Тут наиболее компактно сосредоточены все машинисты и вагоны, она достаточно четко может быть проконтролирована, и все "вопросы", которые могут возникать во время внедрения, на ней можно отработать", – рассказал Максим Рюхин.

По его словам, сначала оранжевая линия стала полигоном для тестовой эксплуатации "Штурмана", а потом и для пилотного внедрения.

"Система хорошо себя зарекомендовала", – отметил Максим Рюхин, добавив, что на зеленой линии тестировать систему не станут, ее сразу подключат к общему серверу.

Подумал о грустном

Фото: Дмитрий Фуфаев

Как же работает "Штурман"? Эта система мониторит функциональное состояние машиниста. Данные могут меняться каждую секунду во время движения состава. Приходя на смену, машинист, работающий на оранжевой линии, надевает на ухо его личный датчик-гарнитуру. Он изготовлен индивидуально для каждого по слепку ушной раковины. Внутри устройства размещен микрокомпьютер, который обрабатывает и передает на бортовое оборудование сигнал с датчика о состоянии машиниста. Потом эта информация обрабатывается и передается в линейный пункт.

Работающий там оператор видит, где находится конкретный состав, в каком состоянии здоровья находится машинист, и, если есть необходимость, может связаться с ним.

"Я слежу за состоянием машинистов, у меня сразу на экране все высвечивается. Система показывает, где находится машинист, на каком составе он работает", – рассказала оператор линейного пункта Марина Благовещенская.

Как оказалось, система действительно чуткая, она может зафиксировать малейшие изменения состояния. Более того, даже смену настроения машиниста.

"Может, он подумал о чем‑то грустном. Это тоже отражается. Чуть отскочило от индивидуальной нормы, "Штурман" сразу показывает", – пояснила Марина Благовещенская.

А дальше – в зависимости от ситуации. Если состояние машиниста требует вмешательства, то его могут подменить и отправить на внеплановый медицинский контроль.

"Сигнал идет, даже если у машиниста сместилась гарнитура", – рассказала Марина Благовещенская, отметив, что при получении сигнала оператор сразу должен связаться с машинистом.

Миллионы пассажиров

{gallery}

"Штурман" также позволяет анализировать и сравнивать всю информацию о состоянии машинистов в разных временных отрезках – утром, вечером, за месяц или за полгода.

Например, одни специалисты стабильно чувствуют себя лучше в утренние смены, другие в вечерние. Благодаря этим данным в метрополитене могут составить график работы, наиболее подходящий каждому сотруднику, и значительно увеличить время нахождения на линии в нормальном рабочем состоянии.

Плюс для пассажира очевиден – это безопасность, доведенная почти до совершенства. Ежедневно Петербургский метрополитен перевозит более 2 млн человек, это больше, чем приходится на весь наземный транспорт нашего города и любую подземку города-миллионника, за исключением Москвы. Еще в 1997 г. в петербургском метро внедрили автоматизированную систему предрейсовых осмотров, которая не просто измеряет пульс и артериальное давление при заступлении машиниста в рейс. На основании анализа более 45 параметров пульса и артериального давления производится экспресс-оценка самочувствия. В Петербургском метрополитене отметили, что такой подход позволяет выявить начальный период развития самых разных заболеваний, в том числе сердечно-сосудистых, стрессы и депрессивные состояния.

Любопытный факт: японская компания "Шарп" объявила о создании аналога этой системы, но только в 2015 г.

Трудная работа

Как сообщили в метрополитене, каждый день машинист проводит в кабине 8 часов. Это сложные и непривычные для человека условия – слабое освещение и замкнутое пространство.

Рабочий день может начинаться около 4–5 часов утра. Машинист приезжает в депо и готовится к выходу в рейс. При этом, пояснили в Петербургском метрополитене, он несет ответственность за все, что происходит в поезде и тоннеле. Человеку, чья работа не связана с метро, трудно даже представить, каким стрессом становится мелкое хулиганство в вагоне, забег в тоннеле или падение на рельсы.

Естественно, при таком режиме работы со временем может накапливаться усталость или нервное напряжение, которое не должно сказаться на безопасности пассажиров. В России требования к ней очень высокие. Это касается не только технического оснащения и квалификации персонала, но и состояния здоровья машинистов.

К слову, сотрудники метро носят настоящие погоны наподобие тех, что носят военнослужащие. А метрополитен – это стратегический объект, выполняющий ключевую роль в обеспечении безопасности людей.


просмотров: 9

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.