Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

16:01, 19.05.2016

История защитила подстанции-памятники от сноса

Тяговая подстанция "Клинская" и Подьяческая трансформаторная подстанция признаны памятниками регионального значения. Ранее охранный статус получила Блокадная подстанция, за сохранение которой боролись градозащитники.

Тяговая подстанция "Клинская" и Подьяческая трансформаторная подстанция признаны памятниками регионального значения. Ранее охранный статус получила Блокадная подстанция, за сохранение которой боролись градозащитники.

В Санкт-Петербурге сегодня несколько подстанций обладают статусом объектов культурного наследия регионального значения.

История и архитектура

В первую очередь исследователи отмечают историческую роль тяговых подстанций в период Великой Отечественной войны. В 1941 г. в городе был введен в строй 21 такой объект, и некоторые из них оказались особенно важны для Ленинграда в блокаду.

Так, тяговая подстанция "Клинская", расположенная на Можайской ул., 19, лит. А, стала первой давшей ток 7 марта 1942 г. для трамвая блокадного Ленинграда, остановившегося в декабре 1941 г. на Загородном пр.

В настоящее время подстанция продолжает работать. Здесь находится технический архив подстанций, в жилой части – кабинеты.

Подьяческая подстанция была задействована в схеме электроснабжения трамвайной сети на 15 апреля 1942 г. для пуска пассажирского трамвая в блокадном Ленинграде.

Эта подстанция также действующая: здесь расположены контактно-кабельная сеть городского трамвая, в жилой части – кабинеты.

Именно электрический транспорт в блокаду дал возможность перевозить продовольствие, вывозить погибших и очищать город от мусора и нечистот, тем самым предотвратить распространение эпидемии.

Подстанции представляют интерес и с архитектурной точки зрения.

"Клинская" была построена на угловом участке, на пересечении Можайской ул. и Клинского пр. в бывшей Московской части Петербурга.

Внешний облик здания создан на основе типовой схемы дореволюционных трансформаторных подстанций, но в иной, конструктивистской, стилистике.

Подстанция – образец промышленной архитектуры, выполненный в строгих приемах Ленинградской школы конструктивизма.

Здание Подьяческой трансформаторной подстанции городского трамвая на Большой Подьяческой ул., 27, лит. А, было построено в 1906-1907 гг. по проекту архитектора Алексея Зазерского.

У здания интересное расположение, оно занимает сквозной участок, выходящий также на наб. канала Грибоедова, и формирует фронт застройки Большой Подьяческой ул.

Уничтожить уже нельзя

Статус памятника защищает здание от сноса и перестройки, владелец обязан сохранить его в историческом виде.

Подстанция "Центральная" получила название "Блокадная" из-за ключевой роли, которую она играла во время войны.

Она могла быть разобрана, если бы ее не признали объектом культурного наследия. Возникла идея построить на ее месте отель, но градозащитники выступили за сохранение здания подстанции.

Споры о статусе объекта велись несколько лет, и в этом году Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) подписал распоряжение, включающее эту подстанцию в список памятников.

Планируется, что в будущем там может быть организован музей.

Эту идею градозащитники обсуждали с вице-губернатором Санкт-Петербурга Игорем Албиным, и он ее поддержал.

"На сегодняшний день на объекте никакие работы не ведутся. Здание находится в неплохом состоянии, поэтому первоочередные противоаварийные работы там не требуются. Сейчас само здание эксплуатируется, там находятся архивы "Горэлектротранса", – прокомментировали ситуацию в КГИОП.

Тяговые подстанции не являются самостоятельными источниками электроэнергии, а служат преобразующим и распределительным звеном в системе подачи электроэнергии.

просмотров: 15

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.