Календарь

Март 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

21:16, 13.05.2016

Дума готовит Сеть к яровым посадкам

Государственная дума в пятницу, 13 мая, одобрила в первом чтении ужесточение законодательства о нацбезопасности. Борьбой с терроризмом и экстремизмом депутат Ирина Яровая объяснила нарушение тайны переписки, закрытие границы тем, кому ФСБ вынесла предостережение, обязательное тюремное заключение за сомнительную активность в социальной сети, расширенный список уголовных статей для 14-летних, Депутат Дмитрий Гудков вспомнил Оруэлла: «Вы хотите тотально всех контролировать».

«Сформировать бронежилет безопасности для страны», – такими словами перед голосованием в первом чтении вечером 13 мая пригвоздила своих оппонентов депутат Государственной думы Ирина Яровая. Под флагом борьбы с терроризмом российское законодательство будет значительно ужесточено.

Поправки Яровой оформлены в два федеральных закона, которые имеют идентичную природу, гармонично вяжутся друг с другом и являются «дополнительными мерами противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности».

Предлагается ограничить выезд за границу сроком на пять лет россиянам, которым ФСБ объявила официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступления. Перечень этих преступлений грозен и суров (теракт, публичное оправдание терроризма, угон самолета или поезда, захват заложника, планирование агрессивной войны и пр.), но серьезные опасения юристов связаны прежде всего с самим институтом официальных предостережений. Он был введен в 2010 году приказом ФСБ № 544 в качестве инструмента профилактики в тех случаях, когда чекисты имеют основания полагать, что человек встал на скользкий путь, но ничего противоправного не совершил.

«В чем смысл предостережения? – рассуждает адвокат Иван Павлов. – Допустим, вы собираетесь перейти дорогу в неположенном месте или на красный свет. Последствий от ваших намерений еще никаких, но они быть могут наступить. Обязанность полицейского – подойти и предупредить. И в этом ключе предостережение – неплохая профилактическая мера. Но теперь, оказывается, человеку вообще могут запретить пересекать проезжую часть и принудить к хождению по одной стороне улицы. Вводить правовые последствия в отношении гражданина, который ничего не нарушил, – это достаточно жесткий и опасный шаг. Он открывает ящик Пандоры и возможность для дальнейшего расширения репрессивных мер в отношении граждан РФ. Мне кажется, у нас ленивые правоприменители. Они хотят больше полномочий, поэтому искусственно расширяют свои ресурсы».

С принятием законов будет закрыта граница имеющим неснятую или непогашенную судимость за преступления экстремистской направленности. К их числу, например, относится водитель троллейбуса Дина Гарина.

На примере Гариной можно почувствовать всю сокрушительную силу поправок. Петербурженка действительно вела радикальную деятельность и не стеснялась ее, но на процессе признала вину, раскаялась и получила условный срок. После приговора за экстремистский пост в социальной сети Следственный комитет возбудил против Гариной еще одно уголовное дело, по статье 282 УК (Возбуждение ненависти либо вражды). Оно тоже из прошлого (эпизод датирован мартом 2015 года. – Ред.). Если поправки будут приняты, а Гарину признают виновной, ее неминуемо ждет тюрьма. Потому что действующие наказания (штраф, запрет на деятельность, обязательные работы) Яровая хочет отменить, заменив их безальтернативной строчкой «наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет». Эту идею раскритиковал даже комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству.

Также напомним, что по 282-й статье судили жительницу Екатеринбурга Екатерину Вологженинову, которая делала репосты в соцсетях.

На сегодняшнем заседании Госдумы депутат ЛДПР Сергей Иванов постарался донести до коллег абсурдность ужесточения 282-й:

«Не дай бог, кто-то покрутит у виска в адрес депутатов. Все, возбуждение ненависти против социальной группы! – язвительно заявил Иванов. – Приняв вот это, даже не знаю как назвать (тряс он с трибуны кипой бумаг. – Ред.), вы показываете, что Госдума получает зарплату зря. Вот это все – брак. Если к третьему чтению не напишете что-то умное, от ЛДПР поддержки не дождетесь».

Не менее эмоционален был Иванов, обсуждая еще одну новеллу – лишать иностранных террористов, получивших гражданство России, этого самого гражданства.

«Конечно, террористы теперь будут с горя разбивать башку об стену. Все сейчас испугаются и перестанут теракты совершать. К борьбе с терроризмом это никакого отношения не имеет, – и снова потряс бумагами депутат. – Борис Савенков (самый известный российский террорист-революционер. – Ред.) был полностью под контролем «охранки». Вот чем заниматься надо нашим правоохранителям, а нам – про гайку в «Злоумышленнике» Чехова перечитать».

Юрий Синельщиков из КПРФ категорично заявил, что законопроект нельзя принимать даже в первом чтении хотя бы потому, что он существенно расширяет уголовную ответственность 14-летних – с 22 составов УК до 32, в том числе за несообщение о преступлении (еще одна новелла) и ложное сообщение об акте терроризма, а срок за несообщение будет выше, чем за укрывательство особо тяжких преступлений.

Также законопроект обязывает операторов связи и организаторов распространения информации в сети Интернет хранить информацию в течение трех лет, причем не только о фактах приемо-передачи данных, но и содержание сообщений, голосовые дорожки, изображения и передавать переписку абонентов пользователей государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации.

Ирина Яровая оправдывалась тем, что законодательство в России репрессивное по отношению к преступникам, а по отношению к гражданам – охранительное, выезд ограничивается и по «более бытовым ситуациям» (долговые обязательства), и что запрет на основании предостережений ФСБ направлен на то, чтобы россияне не проходили подготовку в лагерях террористов.

Депутат Дмитрий Гудков парировал:

«Под соусом борьбы с терроризмом нам предлагают «Большого брата», описанного классиком Оруэллом. Завтра можно любого судить за экстремизм. И все обязаны доносить. Вы хотите тотально всех контролировать, я уж не говорю о том, что грубо нарушаете Конституцию».

Законопроект в первом чтении одобрили. В голосовании приняли участие 295 депутатов. «За» высказались 287.

Александр Ермаков,
«Фонтанка.ру»


© Фонтанка.Ру
Ключевые слова: Санкт-Петербург
Источник: Фонтанка.ру
просмотров: 42

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.