B.Д.Байков
д.т.н. профессор
http://www.famous-scientists.ru/3914/
Наверное, каждый из нас заметил, что в книгах про обучение различным видам спорта на титульном листе рядом с фамилией автора почти всегда указывается: «Заслуженный тренер РСФСР», или: «Тренер сборной команды России », или: «Тренер детской спортивной школы». То есть, авторы обучающих спортивных книг – спортивные наставники с большим опытом работы.
Возьмем другой пример: книги по режиссуре. Здесь авторов даже не нужно представлять, они и так всем известны, это знаменитые театральные и кинорежиссеры: Г.Товстоногов, A.Эфрос, Г.Козинцев, М.Захаров, Э.Рязанов,
Г.Данелия, A.Герман. Заметьте, что даже самые известные актеры и то не решаются писать книг о режиссуре, хотя всю жизнь имеют дело с режиссерами и их работой.
Еще один пример. Человек, родившийся и проживший всю жизнь в России, естественно, свободно владеет русским языком. Но, не получив специального образования, он вряд ли сможет преподавать русский язык, а уж тем более написать учебник по русскому языку. Таких примеров просто нет.
Аналогичные примеры можно многократно продолжить. Но нам в данном случае более интересны исключения. Так вот самым ярким примером исключений из этого логического ряда являются книги из области учебной литературы по работе на компьютере и в сфере интернет-технологий. Здесь, как говорится, кто только ни упражняется!
Пальму первенства в этом направлении держат журналисты. Посмотрите, например, в Википедии, кто пишет обучающую литературу по компьютерам. Кроме уже упоминавшихся журналистов тут и актеры, сыгравшие десятки ролей, и поэты-песенники, и воспитательницы детских садов, и репортеры светской хроники. Причем речь идет не об одной отдельно написанной книге, а о десятке-другом книг одного и того же автора именно в сфере компьютерных и интернет-технологий. Эти авторы не имеют за плечами не только опыта преподавания в сфере информатики, но даже диплома техникума в данной области. При этом издатели величают их «лучшим, популярным, самым читаемым или «автором номер 1» в компьютерной области.
Видели вы , например, чтобы книги о прыжках с трамплина или о прыжках с парашютом написал, скажем, зубной врач? Или учебное пособие о фехтовании или борьбе дзюдо сочинил слесарь-сантехник? А в области книг о компьютерах это стандартный случай. Причем речь идет не о мемуарах вида: «Как я осваивал Виндоуз» или о философских трактатах типа: «Блеск и нищета Интернета», а именно об обучающей литературе.
Более чем тридцатилетний опыт преподавания в вузе, расширенный позже обучением школьников и пенсионеров подтверждает, что кроме получения соответствующего специального образования прежде, чем написать достойную учебную литературу по любому курсу, нужно его в течение двух-трех лет опробовать на различной аудитории, обдумать методику изложения материала, хорошенько «обкатать» курс и только лишь после этого взяться за написание книги.
Всё дело в том, что только после многократного опыта преподавания курса можно почувствовать, в какой последовательности излагать разделы курса, как их связать между собой, выяснить, какие именно разделы вызывают наибольшие затруднения у слушателей, какие конкретные примеры поясняют наиболее наглядно излагаемый материал, а какие являются неудачными. Это и называется «обкаткой» курса. Именно так и пишутся учебники и учебные пособия для вузов, школ, гимназий.
В то же время многолетний опыт показывает, что даже толковые инженеры и талантливые ученые нередко бывают абсолютно беспомощны в роли преподавателей. Точно так же как нередко хорошие актеры в качестве режиссеров ставят беспомощные фильмы. И далеко не из всех олимпийских чемпионов выходят сильные тренеры.
Что уж говорить о том, что если человек не прыгал с шестом или не играл в теннис, то вряд ли он научит этому других или напишет об этом полезную книгу.
А с компьютерной литературой нынче получается все гораздо проще. Научился человек немножко по клавишам барабанить и вперед! Начини книгу примитивными шутками и современным жаргоном, да изложи все «раскованным» языком — вот популярная литература и получилась.
Подобные книги только путают и дезориентируют читателей, давая им противоречивые и поверхностные знания в обсуждаемой области.