Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

Музей электротранспорта

13:10, 29.10.2017  nord_traveller

Оригинал взят у nord_traveller в Через Предсердие Москвы к Душе России

После небольшого перерыва мы вновь оказываемся хмурым июльским днём на берегах Невы. На этот раз отправимся на Васильевский остров, в самый, практически, конец Среднего проспекта, в музей электрического транспорта. Он расположен в одном из депо бывшего трамвайного парка №2 – первого предприятия такого профиля в городе трёх революций. Дополнительным поводом для написания заметки стали две недавние даты: 21 октября 1936 года в Ленинграде открылось троллейбусное сообщение, а месяц назад своё 110-летие отметил питерский трамвай.
1.JPG

С парка на Васильевском и начинает свой отсчёт история электротранспорта в северной Венеции. 29 сентября 1907 года из этих ворот выехал первый вагон марки «Brush», изготовленный на заводе «Brush Electrical Engineering Company» в Англии. Увидеть его можно, если идти по нечётной стороне Среднего проспекта: в 2007-м – к 100-летию трамвая в городе на Неве – «Brush», точнее, его копия (репликар), был в качестве памятника поставлен на территории предприятия сразу за оградой. Всего же для столицы Российской империи было приобретено около двухсот вагонов этой фирмы. Первый трамвайный маршрут соединял 8-ю линию Васильевского острова с Главным штабом. В советские годы парк №2 носил имя Александра Леонова – революционера, председателя рабочего комитета, погибшего в 1919 году под Гатчиной в бою с войсками генерала Юденича.

Открыт музей был 29 сентября 1967 года – опять же, к юбилею. Поначалу он представлял собой информационные стенды с фотографиями, реставрация сохранившейся техники, снятой с маршрутов как отслужившей своё, проводилась уже позднее. В нынешнем виде музей питерского электротранспорта начал работать в 2008-м. Правда, и сам парк больше похож на экспонат музея, чем производственную единицу: в начале 2000-х был объединён с парком №3 на Большой Посадской, став его площадкой. Позже его вообще ликвидировали и как площадку, переведя подвижной состав в другие парки или списав, а с прошлого года, когда начался ремонт Тучкова моста и трамвайная сеть Васильевского острова и острова Декабристов оказалась изолированной от общегородской, бывший парк имени Леонова стал обслуживать маршрут №6 «Метро «Спортивная – улица Кораблестроителей». Единственный маршрут, оставшийся на территории Василеостровского района Петербурга.
2.JPG

2а.JPG

2б.JPG

Памятник революционеру А. Леонову
2в.JPG

2г.JPG

Маршрут №6 - единственый на Васильевском острове
2д.JPG

Впрочем, ещё совсем недавно была угроза – вовсе потерять территорию первого в Санкт-Петербурге трамвайного парка вместе с музеем. Его планировали превратить в площадку по освоению денег, то есть, застроить чем-то вроде городка из гостиниц, конгресс-центров, некоего дворца искусств и прочих сомнительных заведений, чем сегодня забивается территория любого города. К счастью, в 2011 году исторические постройки (полусараи) парка удалось отстоять, хотя уже начался демонтаж путей и контактной сети. Сегодня он является объектом культурного наследия, хотя, как показывает современная практика, повод для беспокойства всё же остаётся.
3.JPG

3а.JPG

3б.JPG

3в.JPG

3г.JPG

3д.JPG

                                                                                         *   *   *
Высокие арочные ворота, большое, с высокими потолками помещение ремонтного депо. Только трамваи – те, что уже давно не встретишь на линии. И троллейбусы того же поколения. Так сегодня выглядит питерский музей электротранспорта. В перспективе планируется пополнить его и автобусами. Стоящая в помещении техника – не просто экспонаты. Они в рабочем состоянии и по праздникам ездят по городу в составе парадов ретро-техники. Находясь в музее, можно без ограничений фотографировать и снимать видео (дополнительную плату за это здесь не берут), заходить в салон трамвая или троллейбуса, сидеть на пассажирском месте, а если открыта кабина управления, то и в водительском кресле. Но по лестнице, ведущей наверх, к контактной сети, подниматься запрещено: провода под напряжением.
4.JPG

4б.JPG

4в.JPG

4д.JPG

«Американка», «Брешка», «Стиляга», «Слон». Молодому поколению эти названия вряд ли о многом говорят, а когда-то так ласково в народе именовали трамваи. «Брешка» – это «Brush», самый первый трамвай в тогда ещё российской столице. В депо он под номером 1028. Почти такой же, что стоит на улице возле ограды, и с такой же надписью на борту: «Входъ и выходъ во время движенiя воспрещенъ». «Брешка» имела деревянный кузов на металлической раме, а её небольшой салон, вмещавший всего 34 пассажира, изначально был даже поделён на первый и второй классы. С ростом числа пассажиров, часть вагонов была переделана под прицепные. В общей сложности, трамваи данной серии работали в Петербурге (Ленинграде) до середины 30-х годов прошлого века.

«Brush», как и его «собрат» на открытой площадке – не настоящий, а сделанный на основе вагона МС-1 в 1982 году. Долгое время он работал в Петербурге как экскурсионный, а бортовой номер, как указано на информационной табличке, получил в память об Александре Леонове, работавшем вагоновожатым на вагоне с таким же номером. Кстати, данный трамвай можно было видеть в фильмах «Как стать звездой» и «Собачье сердце».

Справа - «Brush»
5.JPG

5а.JPG

5б.JPG

5в.JPG

МС-1. Это он отрезает председателю МАССОЛИТа Берлиозу голову в сериале Владимира Бортко «Мастер и Маргарита». Впервые «снялся» ещё в далёком 1961 году в военной драме «Балтийское небо». Вагоны серии МС (моторный стальной) стали заменой устаревшим к тому времени «брешкам». Они производились на заводе «Красный путиловец» (впоследствии – Кировский завод) и обслуживали пассажиров с 1927 по 1968 годы. Внешне МС очень похож на «Brush»: двухосный, кузов той же практически формы, только у «путиловского» он стальной. Выпускался в нескольких модификациях – МС-1, МС-2, МС-3 и МС-4, имевших незначительные конструкционные особенности. Вагоны, со снятыми в процессе эксплуатации двигателями или изначально ими не оборудованные, имели индексы МСП (моторный стальной прицепной) или ПС (прицепной стальной). После того, как трамваи этой серии сняли с маршрутов в Ленинграде, их не отставляли к забору и не резали, а передавали в другие города, где они продолжали работать.

В музее Санкт-Петербурга можно увидеть вагоны МС четырёх модификаций. Все они реставрированы уже в начале нынешнего столетия.
6.JPG

6а.JPG

6б.JPG

6г.JPG

ЛМ. Наиболее массовая марка трамвай в Санкт-Петербурге. До недавнего времени – вовсе единственная. Кроме относительно современных ЛМ-99, ЛВС-2005 и ЛМ-2008, на некоторых маршрутах ещё можно встретить и старенький грохочущий ЛВС-86. «ЛМ» означает «Ленинградский моторный», «ЛВС» – «Ленинградский вагон сочленённый», производитель – Петербургский трамвайно-механический завод. (Изначально – Центральные ремонтные мастерские, располагавшиеся в парке на Васильевском острове, затем – Вагоноремонтный завод (ВаРЗ) №1 на Чугунной; позже предприятие сменило несколько названий, в 2013-м в связи с банкротством было закрыто и в настоящее время не действует.)

Самый первый трамвай ленинградского производства – ЛМ-33 с бортовым номером 4275. Индекс «33» означает, что модель – образца 1933 года; такой же принцип был и в названиях последующих моделей ЛМ. Его представленный в музее прицепной «коллега» – ЛП-33 – имеет номер 4454. «Тридцать третий» – первый четырёхосный вагон, при его разработке за основу взят трамвай американской фирмы «Peter Witt», за что и получил прозвище «американка». Изначально эти вагоны именовались МА и ПА (соответственно «моторный американский» и прицепной американский»). По сравнению с МС и МП, «американки» отличались большими габаритами и высокой скоростью. ЛМ-33 выпускался с 1933 по 1940 гг., а эксплуатировался до конца 70-х. Свой символический прощальный рейс «тридцать третий» совершил 18 марта 1979 года, закрыв, таким образом, движение «американок» в Ленинграде. Тот поезд состоял из вагонов со знакомыми нам номерами 4275 и 4454.
7.JPG

7а.JPG

7б.JPG

7в.JPG

Маршрут №2 «Старая деревня - Варшавский вокзал». Его давно уже нет, как нет и вокзала, но именно о нём напоминает ЛМ-47. Вагоны этой серии строились на базе рам ЛМ-33, повреждённых при бомбёжках в годы Великой Отечественной войны. В конструкции впервые использован цельнометаллический кузов, из-за чего трамвай получился значительно тяжелее своих предшественников. За это, а также за округлые формы ЛМ-47 в народе прозвали слоном. Если вы зайдёте в просторный с деревянной обшивкой интерьера салон музейного «сорок седьмого», обратите внимание на плакаты того времени с пропагандой безопасности. Сейчас такие в общественном транспорте вряд ли встретишь, призывы не останавливаться на межпутье между разъезжающимися трамваями давно уже заменены коммерческой или политической рекламой.

Слева - ЛМ-47
8.JPG

8а.JPG

8б.JPG

8в.JPG

8г.JPG

Бродя среди старых вагонов, волей-неволей зацепишься взглядом за жёлто-голубой, снаружи опутанный иллюминацией ЛМ-57 с номером 1548. Это тот самый «стиляга». Не зря он был так прозван. Более плавный ход, сниженный уровень шума, с мягкими сидениями и отоплением в салоне – ЛМ-57 казался настоящим по тем временам прорывом. Как в техническом плане, так и в эстетическом. На городских маршрутах «стиляги» работали почти 30 лет – до 1986 года.

Вагон №1548 время от времени используется для проведения ретро-экскурсий. Зимой дни в городе на Неве короткие, отсюда и иллюминация. В музее есть ещё один ЛМ-57, точнее, сделанный на его базе вагон-лаборатория контактной сети.

ЛМ-57 «Стиляга»
9.JPG

9а.JPG

9б.JPG

Вагон-лаборатория на базе ЛМ-57
9в.JPG

9г.JPG

9д.JPG

Завершает коллекцию представленных в петербургском музее электротранспорта трамваев ЛМ-68, больше известный как «Аквариум», прозванный так за панорамное остекление кузова. Его технической новинкой стала возможность работать по системе многих единиц (СМЕ). Составы из «шестьдесят восьмых» ходили не только в двух-, но и трёхвагонном исполнении. От работы с пассажирами ЛМ-68 были отстранены в 1988 году, за исключением одного – представленного в музее, с бортовым номером 6249, использовавшегося для технических испытаний.

ЛМ-68
10.JPG

10а.JPG

10б.JPG

Как уже сказано выше, экспозиция представлена и несколькими троллейбусами. Осмотрим два наиболее любопытных из них. ЯТБ-1. Так же, как и трамвай ЛМ-57 жёлто-голубой, и почти идеальный вариант с точки зрения аэродинамики. Произведён на Ярославском автозаводе (ныне – Ярославский моторный завод) по образцу британского троллейбуса, вместимость – 50 человек, максимальная скорость – 50 км/ч. Кузов – деревянный, снаружи обшитый металлом. Машины этой марки были первыми в северной столице троллейбусами и проработали до 1953 года.

ЯТБ-1, мимо которого никак нельзя пройти мимо, тоже не обошли стороной кинематографисты. Его можно увидеть в фильмах «Сердца четырех» и «Подкидыш». Кстати, это единственный из сохранившихся троллейбусов данного типа. Но и его могло не быть, если бы в 1996 он не был случайно найден на одном из дачных участков Ленинградской области. А к 2003 году – году 300-летия Санкт-Петербурга – был полностью отреставрирован и занял место среди экспонатов.

ЯТБ-1
11.JPG

11а.JPG

ЯТБ-1 в виде макета
11б.JPG

МТБ-82Д. Изготовлен на Тушинском машиностроительном заводе – там, где, спустя годы, создадут космический корабль «Буран». Тоже «не совсем» советская разработка – отдельные элементы дизайна позаимствованы у General Motors. Эксплуатировался до 1967 года, пока его не сменил более современный на тот момент ЗиУ-5. Хотя МТБ-82 считался тогда наиболее удачной и простой в обслуживании и управлении моделью отечественных троллейбусов. Этот музейный экземпляр тоже чуть было не оказался утраченным, превратившись поле своего списания в дачный домик.

МТБ-82Д
12.JPG

12а.JPG

12б.JPG

12в.JPG

Кроме трамваев и троллейбусов, в музее можно ознакомиться и с историей пассажирского транспорта в целом. На стендах – подробная информация с фотографиями конок, парового трамвая, вагонов, ходивших в зимнее время по льду Невы (ледового трамвая). Отдельный стенд с воспоминаниями Ольги Берггольц посвящён работе электротранспорта в период блокады. Также имеются кассы, компостеры, билеты (один из них – предположительно 30-40-х годов прошлого века – был случайно найден при реставрации капители здания Российской национально библиотеки в птичьем гнезде) и прочие предметы, без которых невозможно представить общественный транспорт ушедших эпох.
13.JPG

13а.JPG

13б.JPG

13в.JPG

13г.JPG

13д.JPG

13е.JPG

13ж.JPG

                                                                                        *   *   *
Сегодня городской электротранспорт, в России, увы, уходит. Сокращается количество и протяжённость троллейбусных маршрутов, про трамваи вовсе говорить нечего. Во многих городах они полностью ликвидированы. Теперь вместо рельсов – дополнительные полосы для автомобилей, а большинство пассажирских перевозок осуществляется маршрутными такси. О том, что на той или иной улице когда-то существовала трамвайная сеть, всё чаще можно узнать лишь в музее, в архиве, из старых газетных публикаций.
14.JPG

14а.JPG

14б.JPG

14г.JPG

14д.JPG

Не нравится
Нравится
источник: https://interesniy-spb.livejournal.com/559499.html     рейтинг: 0  

Городской Блог