Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

Загадка Растрелли. Кого взял в плен Петр Великий?

21:10, 04.07.2016  spitzruten

Оригинал взят у spitzruten в Загадка Растрелли. Кого взял в плен Петр Великий?

Вот "Планъ столичнаго города Санктпетербурга с изображеніемъ знатнѣйшихъ онаго проспектовъ", изданный в 1753 г. к 50-летию основания города. Считается первой подробной картой Петербурга.
В левом нижнем углу фигура императрицы Елизаветы Петровны на пьедестале. Рядом здание 12 Коллегий и некая скульптурная композиция.


Посмотрим увеличенный фрагмент


Конная статуя, у основания пьедестала сидят связанные полуголые усатые мужчины с оселедцами на выбритых головах.
Это не что иное, как нереализованный проект памятника Петру I скульптора Бартоломео Карло Растрелли. Но кто эти люди и зачем там сидят?

Логично предположить, что эта скульптурная группа олицетворяет покоренных супостатов империи. Петр наиболее славен викториями над шведами, однако на шведов они никак не тянут. Кто же тогда?

Чубы оселедцы носили многие народы, но если отбросить тех, с кем Петр I не воевал, то такой облик могли иметь:
- запорожские казаки:

Запорожские казаки (1740-70 г.г.)
Иллюстрация из книги "Летописное повествования о Малой России", А. И. Ригельман
, 1847

Конечно, изрядная часть казаков была в числе союзников разгромленного Карла XII. Однако в Полтавскй битве они практически не участвовали, поэтому было бы странно именно их, а не шведов изображать в качестве усмиренных противников.

- татары:

Члены крымского посольства в Швеции 1650 г.
Из портретного альбома "Theatrum Europaeum" VII, 1663.


Крымские татары на роль пленников тоже не годятся. Хоть они и были побежденными Петром союзнками Османской империи в Азовских походах, но в конечном итоге Азов пришлось вернуть туркам. Сомнительная победа.

- турки:

Османские воины в Венгрии
Codex Vindobonensis, Bartolemeo von Pezzen, конец XVI в.


Вероятнее всего в османской армии такой вид могли иметь янычары, которые в этническом смысле турками не были. Но по принадлежности к воюющей стороне можно условно считать их турками. В эту пользу говорит европейская скульптурная традиция. Памятник в чешском городе Кутна Гора на террасе перед Иезуитским Колледжем изображает чешского, венгерского и немецкого короля Леопольда I, чьё правление ознаменовано крупным поражением Османской империи под Веной в 1683 г. и окончанием трёхвековой войны турок против государств Центральной Европы

фото: wikimedia.org

Скульптор František Baugut (1668-1726) изобразил не только пленных турков у ног короля, но и украсил пьедестал двумя их отрубленными головами



В упомянутой битве под Веной объединенными войсками командовал польский король Ян III Собеский. В 105 годовщину победы был торжественно открыт памятник королю в Варшаве

картинка: wilanow-palac.pl


Многочисленные описания памятника не дают повода для сомнения - так в Европе изображали именно турков:
Король в рыцарских доспехах и шлеме с плюмажем сидит на вздыбленном коне, попирающем копытами побеждённых турецких воинов

фото: wikimedia.org
Скульптор Le Brun Andre-Jean, 1737-1811

Но так ли уж покорял ли Петр турков, чтоб с полным правом можно было их изваять в виде пленников? Азовские походы поначалу закончились удачно, однако в 1710 г. султан Ахмед III объявил войну России, и в следующем году состоялся печально известный Прутский поход. Российская армия была разбита, отвоеванный 15 годами ранее Азов отошел обратно к Турции, а сам Петр признал унизительное поражение.

Кого же тогда изобразил Растелли на проекте памятника? Неужели всё-таки шведов? И да и нет, если учесть, что статую заказал сам Петр I в 1716 году в ознаменование побед над шведами в Семилетней войне.
Ответ дал сам скульптор. Он создал несколько графических эскизов конной статуи, в которых варьируется по существу одна и та же идея: торжество над врагами России. Пётр был представлен в воинских доспехах на коне, попирающим побеждённых противников.


Растрелли письменно уточнил проект.
Основанием монументу служит сложный в плане высокий цоколь с выносными карнизами, раскреповками и волютами. Все стороны его украшены барельефами. На цоколе возвышается пьедестал с надписями и овальными барельефами, обрамлёнными лентами. По углам пьедестала помещены полуобнажённые мускулистые фигуры побеждённых. Они закованы в цепи и как бы брошены на поверженные знамёна, доспехи и оружие. На пьедестале возвышается статуя: Пётр I в одеянии римского императора, увенчанный лавровым венком победителя, восседает на могучем коне, подняв в правой руке жезл полководца; над ним парит крылатая фигура Славы с пальмовыми ветвями и венком.


Бартоломео Карло Растрелли. Проект конного монумента, рисунок пером, 1716

Таким образом тут в аллегорической форме изображены все противники, когда либо побежденные первым Российским императором.

Проект был завершен уже после смерти автора, в 1747 году, когда статую отлили в бронзе. Сегодня она стоит перед Михайловским замком в Петербурге




Как видим, фигур поверженных "полоняников" здесь нет. В 1748-55 гг. Канцелярия от строений делала многочисленные запросы в Сенат об отливке аллегорических фигур по проекту покойного Растрелли, но безуспешно. Памятник остался недоделанным.

Вместо них позднее на постаменте укрепили два барельефа с викториями - Гангутской и Полтавской.
На барельефе «Полтавская битва» справа – русское воинство, Пётр I, шпагой указывающий в сторону бегущих шведских войск, рядом – Меншиков. Над ними – парящие фигуры гениев Победы с трубами и венками. Над головой русских в облаках изображён рак – зодиакальный символ месяца, когда произошло сражение (27 июня 1709 года)


На барельефе «Гангутский бой» слева на флагманском корабле – Пётр I, который командует «авангардией». К нему с облаков спускается гений Победы, неся в руках лавровые венки и пальмовые ветви. Справа – пленный шведский корабль, на который уже вступили русские, подняв флаг своей страны. В облаках помещено изображение льва – знака июля, когда произошёл бой


Туристы придумали себе легенду, мол, если потереть рукой выступающие детали барельефов, то пребудет нескончаемое счастье. Вот и трут





Для установки памятника первоначально рассматривались разные места, в том числе и в других городах - Полтаве и Кронштадте. Сам Растрелли планировал установить возле здания 12 Коллегий


Сегодня это место называется площадь Академика Сахарова


Чуть поодаль стоит памятник Андрею Дмитриевичу, который, к счастью, никого в плен не брал


Кроме отмеченных, фото мои.

"Планъ столичнаго города Санктпетербурга с изображеніемъ знатнѣйшихъ онаго проспектовъ, изданный трудами Императорской Академіи наукъ и художествъ" можно скачать с Яндекс-диска. 35 листов с гравюрами и пояснениями, высокое разрешение 1,61 Гб.

Материалы:
Санкт-Петербург. Юбилейный атлас к 300-летию города, ФГУП "Аэрогеодезия", 2003 г.
Растрелли.  Архипов Н.И., Раскин А.Г  - Л., 1964 г.
http://gazeta.ua/ru/articles/history/_ukrainskie-kazaki-iz-unikalnyh-risunkah-konca-xviii-veka/653060
http://www.kitabhona.org.ua/lib_izo/tatareurmin.html
http://www.warfare.altervista.org/Ottoman/Album/Codex_Vindobonensis-Ottoman_Pillaging_Turks.htm
http://www.tury.ru/sight/id/21857

Не нравится
Нравится
источник: http://spb-ru.livejournal.com/6611765.html     рейтинг: 0  

Городской Блог