Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

Гиблые места Питера. Богадельня на Новочеркасском

09:10, 13.08.2015  v_murza

Шесть лет назад автор этих строк написал небольшой пост о «проклятом» отеле на Карповке. В 1995 г. в этом недострое оборвалась жизнь Митрополита Иоанна (Снычева). Прошедшие годы ознаменовались чехардой инвесторов, подрядчиков, многократными и тщетными попытками довести отель до ума или построить на его месте элитное жилье.
Воз, как говорится и ныне там. Бетонный забор стал выше и обзавелся колючей проволокой, стены построек разрушаются и плесневеют, крыши поросли молодым лесом и кустами. И это в суперпрестижном центре Петроградки.
Можно верить или не верить в мистику, но гиблые места существуют. Это рассказ об одном из самых ярких питерских мест «антисилы». Находится оно на Малой Охте.


МАЛООХТИНСКОЕ РАСКОЛЬНИЧЬЕ КЛАДБИЩЕ
Крохотное старинное кладбище на Новочеркасском пр. 12 расположено в глубине жилого квартала, к нему ведет проезд, называвшийся ранее Малым проспектом. Позади погоста протекает река Охта.


Это самое первое старообрядческое кладбище в СПб. «Раскольники», принадлежавшие к поморскому и федосеевскому согласию, со 2-й четверти XVIII в. стали селиться на Малой Охте. Тогда это был близкий, но труднодоступный пригород столицы. В 1752 г. им было разрешено создать кладбище, которое открылось в 1760 г. Позже на нем появились молельни обоих согласий, рядом с ним - богадельни и даже больница.

Федосеевцы стали первыми жертвами гонений середины XIX в. У них было плохо с духовными скрепами, светскую власть они считали «порождением антихриста». За компанию досталось и поморцам, в 1850 г. обе моленные были запечатаны, двумя годами позже появился указ, запрещающий старообрядцам хоронить на кладбище. Раскольничьи богадельни передали Императорскому человеколюбивому обществу.
«…В старые годы почти все население Поречны (Охты) состояло из раскольников беспоповщинской секты. Несколько лет тому назад разрушена их молельня; кладбище, на котором покоились родные их и земляки, было разметано; могильный камень, дерево, железо и бронза были расхищены, самая молельня обращена в православную церковь», - писал уроженец здешних мест литератор Н.Г. Помяловский (1835 - 1863).

В 1865 г. в связи с многочисленными обращениями, захоронения старообрядцев были вновь разрешены. Одну из молелен возвратили поморцам. Благотворительные заведения к ним так никогда и не вернулись.

В конце XIX в. малоохтинские староверы обрели сильного защитника и ходатая перед властями. Им стал «русский Рокфеллер» Василий Александрович Кокорев (1817 - 1889), первый нефтепромышленник и медиамагнат, основатель Волжско-Камского банка, меценат, талантливый публицист, общественный деятель, друг Д.И. Менделеева, М.П. Погодина, С.И. Мамонтова. В его знаменитой в свое время книге со странным названием «Экономические провалы» есть такая фраза: «Пора государственной мысли перестать блуждать вне своей земли, пора прекратить поиски экономических основ за пределами Отечества, засорять насильными пересадками на родную почву; пора, давно пора возвратиться домой и познать в своих людях свою силу».

Умер Кокорев в 1889 г., его дубовый гроб, сделанный без единого гвоздя, поморцы в длинных кафтанах несли на расшитых рушниках от дома до самого погоста, где он и был предан земле.


Портрет В.А. Кокорева. В.Ф. Тимм. 1860-е гг.

В 1946 г. кладбище было вновь закрыто. Позже его хотели ликвидировать, но проект так и не был реализован. Оно долгое время пребывало в заброшенном состоянии, здесь обитали бомжи и сюда нередко наведывались гробокопатели.

Кладбище сегодня называют Малоохтинским, что не совсем верно. В справочнике «Петербургский некрополь» (В.Сеитов, 1913 г.) в разделе «Современные столичные кладбища» указаны два «Мало-Охтенских»:
а) Православное, с церковью св. Maрии Магдалины, построенной не позже 1779 г.;
б) Старообрядческое Поморской секты».

На карте Ленинграда 1925 г. еще можно видеть рядом оба кладбища. Малоохтинское православное было уничтожено и застроено уже в новейшие времена.

1- Старообрядческое кладбище; 2- Малоохтинское православное кладбище

Со Старообрядческим связан целый ряд петербургских легенд. Говорят, что на нём хоронили колдунов и самоубийц, чьи души не могут обрести покоя, что тут периодически слышны шаги, скрежет, стоны, являются даже светящиеся шары. Особенно часты разные аномалии во время белых ночей.

Первое представляется сомнительным – хотел бы я посмотреть на людей, попытавшихся похоронить самоубийцу на погосте федосеевцев и поморцев. Бежать им пришлось бы очень далеко.
По части аномалий судить не берусь, но негативная энергетика ощущается в иных частях кладбища просто физически. Возможно, это связано с рядом временных и пространственных пластов разорений могил, а возможно и с тем, что прямо на погосте появился

ПРИЮТ ПРЕСТАРЕЛЫХ ДЕВИЦ И ВДОВ ИМЕНИ НИКОЛАЯ И МАРИИ ТЕПЛОВЫХ.
Горный инженер-полковник Николай Николаевич Теплов, известный тем, что впервые в практике металлургии внедрил выплавку чугуна в домнах на антраците, вместе с супругой Марией Орестовной с 1864 г. был владельцем особняка на Английская наб., 60. Детей у них не было, и в 1895 г. овдовевшая М.О. Теплова
составила завещание, чтобы этот роскошный дом с участком был продан, а на полученные средства Императорское Человеколюбивое общество основало Приют для размещения престарелых девиц и вдов.

Согласно завещанию в 1904 г. на Малой Охте, по соседству с Домом призрения престарелых бедных женщин
в память гр. Кушелева-Безбородко, по проекту арх. Н.А. Виташевского было построено 4-этажное каменное здание приюта.
На верхнем его этаже была организована церковь в честь Усекновения главы Св. Иоанна Предтечи. На крыше в правой части здания располагалась небольшая главка с крестом. Лицевой фасад выходил на Малый пр., а дворовые флигели заняли часть старообрядческого кладбища.


В том же году сюда были переведены призреваемые из дома убогих в Коломне. Домовый храм стал общим для всех местных богаделен и вмещал 450 чел.


После Великой Октябрьской богадельню ликвидировали, церковь осквернили и уничтожили, а здание, как водится, переделали под коммуналки. Жизнь в них, явно скучной не была, особо там, где окна смотрели прямо на могилы.

АУРА МЕСТА
Этот пост не является историко-краеведческим описанием кладбища и приюта. Интересующимся дореволюционными захоронениями советую воспользоваться справочником В. Сеитова, список военных и блокадных погребений можно найти на форуме Похоронки.
Цель рассказа — передать ауру и атмосферу места, считающегося одним из самых недобрых в Петербурге. Насколько это удалось автору, судите сами.

Современный адрес дома богадельни им. Тепловых - Новочеркасский пр., 8 к.3. Здание, включенное в 2013 г.
в Единый госреестр объектов культурного наследия, сильно обветшало и стоит с заколоченными окнами. От церковной главки не осталось и следа.


Коммуналки расселили только к 2010 г. с перспективой размещения филиала Психоневрологической лечебницы. Некоторое время после расселения в доме квартировали жители бывших союзных республик.

Слева от здания находится «неформальный вход» на кладбище.


Табличка рядом со входом будто предупреждает об особом характере места. Рядом справа — весьма специфического вида парадная № 2 бывшего приюта.
.
Разборки с нумерацией квартир дома были, видимо, дополнительным бонусом для его жителей и гостей.


Подворотня, ведущая во двор-колодец.

Заглянем на погост. Сразу за «неформальным входом» справа — семейное место купцов Скрябиных, одно из самых хорошо сохранившихся захоронений первой половины ХIХ в.


По надгробьям, которые удалось идентифицировать, здесь покоятся купец 1-й гильдии Скрябин Иван Матвеевич (ум. 1841), его супруга Евдокия Карповна (ум. 1845), сын Константин Иванович (ум. 1849), внуки
Александр Семенович (ум. 1849) и Владимир Семенович (ум. 1849). Видимо, 1849 год был каким-то роковым в судьбе этого рода.




По слухам, именно Иван Матвеевич занимался колдовством и алхимией. Подтверждения найти не удалось, напротив, известно, что Скрябины были фанатичными ревнителями древлеправославия в СПб. Более интересна другая легенда: когда большевики хотели кладбище сровнять с землёй, это захоронение спасло весь некрополь, так как Скрябины являлись родственниками тов. Молотова. Вспомните настоящую фамилию Вячеслава Михайловича – Скрябин.

Между надгробиями Скрябиных и стенами флигелей здания богадельни находится, по мнению автора, место с самой сильной отрицательной энергетикой. Характерный снимок этой «зоны» приведен в заголовке поста. Тут кажется, что попадаешь в атмосферу добротно сделанного ужастика.




Не очень верится, что вот в этих помещениях когда-то обитали живые люди.


Интересно, что церкви в честь Усекновения главы Св. Иоанна Предтечи часто находятся в «нехороших» местах и аномальных зонах. Возможно, это служит своего рода защитой… здесь же церковь была разорена, плюс произошло наслоение негативов разоренной богадельни и кладбища враждебных конфессий.

На одном из надгробий «зоны» (фото выше) есть очень странная символика. Кто-нибудь может подсказать ее смысл?


Совершим небольшую прогулку по некрополю в сторону р. Охты и дорожек №№ 2, 3, 4. Обстановка там поспокойнее, и нас будет ожидать ряд интересных захоронений и других любопытных открытий.

Фамильное место Кокоревых, перед коим восьмиконечный поклонный крест.


Фамильное место Минеевых. Три киота черного мрамора на высоченном гранитном поребрике (справа внизу человечек для масштаба).


Слева — раба Божия Коновалова Мария Ивановна «скончалась от сотворения мира 7415 г. сентября 21 дня». Справа - весьма поучительная надпись на надгробье: «Подъ симъ памятникомъ погребено тело ПетроЗаводскаго первой гильдии купца Бекренева, окончившаго жизнь в октябре месяце 1803 года. Которой отважился принять для Казанской церкви выломку гранитныхъ колонъ и болшую часть выломалъ и доставилъ, что тошъ можетъ Служить Памятникомъ».

Гранитный саркофаг на лапах. Тут похоронен Санкт-Петербургский 1-й гильдии купец Иван Родионович Забегаев (скончался 10 июля 1835).


При взгляде на этот саркофаг с торца создается впечатление, что он шагает в твою сторону.


Семейное место Пиккиевых, еще одной влиятельнейшей старообрядческой семьи.


Пиккиев Владимир Алексеевич (1859-1895). Мраморная стела с надписью «Помяни мя Господи егда приидеши во Царствии Твоем». Очень редкий для надгробий символ - восьмиконечная звезда (звезда Богородицы?... символ Осьмого дня, который наступит после Второго пришествия?)

Пиккиевы младенцы (ск. 1839), шестеро детей Дмитрия Назаровича Пиккиева. Мраморная колонна с рустом. Справа — почтеннейшая Авдотья Федоровна Никулина (урожд. Захарьева) ск. 14.09.1833.

Трогательная эпитафия на саркофаге из черного мрамора Грузинова Петра Васильевича и Грузиновой Домны Стефановны.


«Горяща чадъ любовь воздвигла должну честь
Покоящимъ здѣсь родителямъ почтеннымъ
Святящимъ правоту поправшимъ ложь и лесть
Причти их Боже всѣхъ к святымъ и силъ блаженнымъ
Да будетъ намъ покровъ и благости венецъ
Какъ щедра матерь насъ и истинный отецъ»


Кладбище сохранило исторические границы, хотя каменную ограду со стороны реки Охты при советах разобрали на кирпичи. Сейчас вдоль речки проходит вот такая симпатичная дорожка.


Некоторое время назад от кладбища на правый берег Охты был перекинут мост с названием «Красный Судостроитель». В 2003-2004 гг. его разобрали. Сохранившиеся опоры моста выглядят как-то зловеще и даже по форме напоминают крест.


А вот и покойничек!


Прогуливаясь здесь, особо в темное время суток, будьте осторожны: место очень популярно среди окрестных бомжей. Иным из них ничто не мешает пробраться через дыры в ограде погоста и улечься спать на могилках. А потом протянуть снизу руку к незадачливым экскурсантам... вот так может родиться еще одна питерская легенда.

ЧТО СЕЙЧАС НА МЕСТЕ МАЛООХТИНСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО КЛАДБИЩА
История уничтожения и застройки Малоохтинского православного кладбища (обозн. 2 на схеме в начале поста) изложена ЗДЕСЬ. Есть старое, как мир, правило: на месте захоронений нельзя ничего строить и даже разводить огород. Посему эту территорию, увы, тоже можно отнести к гиблым местам.

Когда-то рядом с кладбищем стояла красивейшая церковь св. Maрии Магдалины (1779).


В настоящее время неподалеку возведен Блокадный храм – церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. При его строительстве загадочным образом погиб настоятель протоиерей Виктор Ерошенко (1962-2004). Он похоронен рядом.

На территории захоронений бывшего кладбища возведен пафосный комплекс офисных зданий, главное из которых известно в народе, как «дом-чайник», а также под другими, менее эстетичными названиями («сапог», «черный унитаз» и т.д.).

Наступление жути на Блокадную церковь

Авторские фото: август 2015 г.
Старые фото заимствованы на CityWalls

Не нравится
Нравится
источник: http://interesniy-spb.livejournal.com/490471.html     рейтинг: 0  

Городской Блог