Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

Грот в Екатерининском парке Царского Села

11:10, 31.01.2015  basilius3

Оригинал взят у basilius3 в Грот в Екатерининском парке Царского Села

Бартоломео Франческо (в России его звали Варфоломей Варфоломеевич) Растрелли, знаменитый архитектор, крупнейший представитель русского барокко середины 18 века, родился в 1700 году в Париже (более точная дата рождения не известна), в семье известного итальянского скульптора и архитектора Бартоломео Карло Растрелли.
Его отец в 1716 году вместе с семьей был приглашен Петром I на службу в Россию. Таким образом юноша оказался на огромной стройке новой русской столицы – в Санкт-Петербурге, который по размаху строительства тогда превосходил все города Европы.
image

Франческо стал ближайшим помощником отца в работе и учился у него мастерству. А в 1725-1730 годах проходил обучение в Европе. В первое время он помогал отцу создавать модель Стрельнинского дворца, вместе с ним занимался отделкой интерьеров во дворцах Апраксина и Шафирова.
Уже тогда чувствовался талант молодого архитектора. После смерти Петра I Растрелли остается в России и продолжает работать. В 1730-х годах он создает проект каменного дворца для князя Долгорукого и проект нового здания Арсенала в Москве. По-настоящему талант Растрелли как искусного зодчего раскрылся в царствование Анны Иоанновны, которая назначила его придворным архитектором в 1730 году. Для императрицы он спроектировал деревянный дворец на берегу Яузы, а также новый Зимний дворец в Петербурге (1732–1736).
После переворота 1740 года, когда на престол взошла Анна Леопольдовна, Растрелли было приказано вернуться в Петербург. Наиболее значительной среди работ Растрелли этих лет была постройка деревянного Летнего дворца в Петербурге (впоследствии разобран при возведении Инженерного замка). При восшествии на престол Елизаветы Петровны в 1741 году, Растрелли остался востребован. В 1746 году Елизавета решила расширить Петергофский дворец, сохранив при этом старый дом Петра I. Работы были поручены Растрелли. В 1747-1752 годах он работал над постройкой Большого дворца в Петергофе. Тогда же он построил многочисленные городские дворцы и пригородные усадьбы – дворец Воронцова, Строгановский дворец, завершил строительство Аничкова дворца и др. Это период наивысшего расцвета творчества Растрелли. Ликующей мощью и величием проникнуты две его постройки, которые архитектор задумал как грандиозные, замкнутые в себе городские ансамбли, наиболее известные работы Растрелли – ансамбль Смольного монастыря, с жилыми корпусами и храмами, и Зимний дворец с его знаменитой Иорданской лестницей в Петербурге. Построенный на Дворцовой площади дворец стал самым заметным петербургским зданием в стиле елизаветинского барокко, символом этого стиля. Еще одна знаменитая работа архитектора – перестройка Екатерининского дворца в Царском Селе в 1752-1757 годах, который стал одним из самых уникальных дворцовых комплексов 18 века, отличающийся особой грандиозностью и великолепием (о нём, как и о многих других произведениях Растрелли я еще обязательно расскажу отдельно).
image
Но в 1762 году на престол взошла Екатерина II. При новой императрице архитектору перестали давать важные заказы – его стиль барокко вышел из моды. Испытывая серьезные финансовые трудности, Растрелли просит об отпуске. И в августе 1762 года Екатерина II подписывает соответствующий указ об отпуске «для пользования болезни в Италию на год». Но по возвращении ситуация не улучшилась, и он подает прошение об отставке. Осенью 1763 года по высочайшему указу архитектор был уволен «в рассуждении старости и слабого здоровья» с назначением ему пенсиона – тысяча рублей в год. В Петербурге у Растрелли заказчиков не осталось, но в Курляндию вернулся из ссылки Бирон, и архитектор с семьей уезжает к своему старому покровителю, где продолжает строительство Рундальского и Митавского дворцов. Граф, академик архитектуры Императорской Академии художеств, наиболее яркий представитель русского барокко – Растрелли работал при нескольких императорах. Но только Петр III оказался единственным из всех государей и императриц, при которых творил архитектор, кто удостоил его наградой за труды. Он пожаловал Растрелли званием генерал-майора и орденом Святой Анны. Франческо Бартоломео Растрелли умер 29 апреля 1771 года в Санкт-Петербурге.
image
Такова история Великого Растрелли... Перейдём к одному из его шедевров- Царскосельскому павильону Грот.
image
Грот — садовый павильон, украшенный внутри раковинами и туфом, — являлся обязательной принадлежностью регулярных парковых ансамблей XVIII века.
image
Именно здесь архитектор Растрелли достигает предельной пластической пышности в сложном чередовании колонн, оконных проемов, скульптур и архитектурного декора. Изыск и масштаб сливаются здесь воедино.
Проект был одобрен в августе 1749 года. Работы по постройке Грота затянулись, и еще в 1761 году, после окончания строительства Большого дворца, он оставался в числе незаконченных парковых сооружений.
Грот был построен на берегу и изначально только задняя его стена находилась на суше, а с остальных сторон вода подступала непосредственно к стенам павильона. Императрица Елизавета могла сесть в лодку непосредственно выйдя из Грота, а затем отправиться например на бекасиную охоту.
В Елизаветинское время было модно отделывать несколько комнат во дворцах или отдельные парковые павильоны раковинами и туфом. Была такая комната и в Большом дворце, но из за сырости её уничтожили, а раковинами решено было отделать новый павильон, превратив его в Грот. На его убранство пошло 210 тысяч крупных и почти 300 кг мелких раковин.
image
В 1770-71гг. уже по указанию Екатерины II архитектор Антонио Ринальди разработал заново проект внутренней отделки Грота.
image
Начатые по его чертежам работы продолжались до конца 1770-х годов. В 1782 году в окнах и дверях Грота установлены фигурные железные решетки, замечательные по своеобразию и красоте рисунка. Грот лишился убранства из раковин, балюстрады со статуями и пристани с будкой, изменилось и его предназначение, его переименовали в Утренний зал и разместили собрание скульптурных произведений — статуй и ваз из цветного камня, порфира и др.
image
image
image
До 1791 года в Гроте находилась статуя давно умершего друга Екатерины II - французского философа Вольтера, работы Ж.Гудона. Однако после того, как в Париже начались революционные волнения, участники которых считали Вольтера своим идейным вдохновителем, Екатерина II была сильно разгневана на память о своём кумире и его скульптура была вывезена прочь из Грота и долгое время хранилась в одной из комнат Петербургского Старого Эрмитажа, где её в 1831 году обнаружил зажатой среди книжных полок А.С. Пушкин, работающий с архивами над историей Петра I.
image
Екатерина II очень любила вид от Грота и часто по утрам в летние дни занималась в нём делами и читала, а в тёплые вечера ужинала, слушая военную музыку, гремевшую с «Зала на острову».
image
image
image
image
image
В начале XX века у пристани перед Гротом в праздник Крещения проводили молебны с водосвятием в присутствии Императорской семьи, а до этого водосвятие совершалось в присутствии Высочайшего двора 1 августа.
image
http://oldsp.ru/old/photo/view/4305
image
http://oldsp.ru/old/photo/view/18755
В Великую Отечественную войну павильон пострадал незначительно. Сохранились великолепные решетки, рамы и двери, на купольных окнах даже уцелела деревянная резьба XVIII века. С внешней стороны пострадали от снарядов две колонны, а одна сторона балюстрады пристани была разбита, и в 1971 - 1972 годах отстроена по новому проекту в граните.
image
http://oldsp.ru/old/photo/view/17987
image
http://oldsp.ru/old/photo/view/18067
Сейчас павильон используется для размещения временных выставок.
image
image
image
image
image
image


Не нравится
Нравится
источник: http://interesniy-spb.livejournal.com/460662.html     рейтинг: 0  

Городской Блог