Автор: Музыка Арама Хачатуряна Либретто Юрия Григоровича по мотивам одноименного романа Раффаэлло Джованьоли и сюжетам древней истории (с использованием сценария Николая Волкова)
Театр-постановщик: Государственный академический Большой театр России
Режиссёр: Юрий Григорович
Продолжительность: 185 минут
У балетмейстера нового времени Григоровича — своя художественная стратегия и свой, совершенно невиданный ранее сценарный ход.
Течение действия прорезают монологи четырех главных героев, словно комментирующие события. Чередование прямого действия и автокомментариев, уход эпоса в сферу психологических раздумий — такого в балете, в общем-то, не было. Возникла необходимость в некоторых сокращениях музыки, перекомпоновки эпизодов, все должно быть подчинено единому драматургическому ходу, «организующему действие вокруг темы восстания».
Сам Григорович очень выразительно писал о своих разговорах с Хачатуряном, из них ясно, как остро стояла поначалу проблема взаимопонимания, как разворачивалась «битва за ноту». Труппа Большого вроде бы без особого энтузиазма поначалу отнеслась к еще одной попытке: «Спартака» — мы уже танцевали... Но это лишь поначалу, пока не прошли первые репетиции с солистами, и не поплыл по театру слух, смешанный с затаенным восторгом — с новым «Спартаком» все будет совсем иначе.