перформанс, 16+

Физическая драма okho

эксперимент

Физическая драма okho
Источник: https://ponominalu.ru/media/i/1338x892/d6-c6-d6c695fdb68bcf238c6a7d405ac82b29.jpg

Okho — физическая драма для девяти танцовщиков musicAeterna Dance и шести перкуссионистов ансамбля Moscow Percussion Ensemble. В основе драмы лежат космогонические мифы, так или иначе трактующие тему превращения Хаоса в Космос (Порядок). Действие постановки разворачивается между танцовщиками и музыкантами в общем поле притяжения и отталкивания, созидания и разрушения. В наслоении движений, напряженной пульсации перкуссионных тембров и ритмов участники драмы исследуют пределы своих физических возможностей, чтобы обнаружить, где заканчивается тело и начинается чистая энергия.

Спектакль Okho следует за идеями греческого классика-авангардиста, композитора и архитектора Яниса Ксенакиса, постепенно раскрывая их вместе со звучащей музыкой. Rebonds A/B фокусирует внимание танцовщиков и зрителей\слушателей на сочетании «академических» и «этнических» перкуссионных тембров и техник, индетерминированной последовательности контрастных звуковых пластов — то хрупких и разреженных, то полных яростной мощи,  — которая одновременно создает эффекты и саспенса, и созерцания.

Okho для трех африканских барабанов джембе предъявляет к ансамблистам экстраординарные исполнительские требования. Композитор ищет новые способы звукоизвлечения из традиционных ударных, конструирует разделы одночастной композиции то с помощью последовательности Фибоначчи, то посредством компьютерной программы, создавая, по собственному признанию, управляемый хаос. Название произведения, давшее титул спектаклю, это набор фонем, чистый звук, восклицание, не имеющее определенного значения и — следовательно — способное означать всё сразу.

Persephassa для шести мультиперкуссионистов названа по одному из древних имен Персефоны, греческой богини мира мертвых, зерна и весны. Это сочинение представляет собой образец так называемой стохастической музыки, которую Ксенакис создавал с помощью исчислений вероятностей в стремлении найти баланс между Хаосом и Порядком. В то же время Persephassa является «политопом», то есть произведением композитора-архитектора, в котором пространство и свет играют столь же значительные роли, что и музыка.

В спектакле также звучит опус To Varese современного композитора-перкуссиониста Джозефа Томпкинса, основанный на мотиве из «Ионизации» Эдгара Вареза — старшего товарища, соратника и соавтора Ксенакиса в области электронной музыки.

Стохастичность, политопность, взаимосвязь математики и древней энергии перкуссионных инструментов, Хаоса и Порядка — это основные движущие силы физической драмы Okho. Цель движения — высвобождение энергии. В сущности, восклицание.

Физическая драма

На музыку Яниса Ксенакиса и Джозефа Томпкинса

Хореограф Владимир Варнава
Танцевальная труппа musicAeterna Dance
Художественный руководитель Анна Гусева
Хореограф Анастасия Пешкова
Moscow Percussion Ensemble
Художественный руководитель Андрей Волосовский

В программе:

Янис Ксенакис (1922–2001)
Rebonds A/B для перкуссии соло (1987-1989)
Okho для трех джембе (1989)
Джозеф Томпкинс (р. 1970)
To Varese для перкуссии соло (2015)
Янис Ксенакис
Persephassa, секстет для мультиперкуссии (1969)

просмотров: 32