Гастроли Нижегородского государственного академического театра драмы им. М. Горького.
Автор: Уильям Шекспир
Театр-постановщик: Нижегородский государственный академический театр драмы им. М. Горького
Режиссёр: Геннадий Шапошников
Продолжительность: 165 минут
За последние 100 лет «Макбета» не было на сцене Нижегородского театра драмы. Ставились «Гамлет» и «Отелло», «Ромео и Джульетта» и «Ричард III», другие шекспировские пьесы, но не «Макбет». Современная постановка — знаковая и значимая веха в истории театра.
В тексте одной и той же пьесы, тем более такого великого автора как Шекспир, можно найти множество смыслов и расставить самые разные акценты: кто-то на театре превращает «Макбета» в рассказ о кознях потусторонних сил, кто-то анализирует действия леди Макбет, кто-то повествует о кровавых ужасах истории.
Режиссёр Геннадий Шапошников за точку отсчета берет не конфликт исторических личностей, а трагедию человека, которому посулили великое будущее и который не в силах устоять перед соблазном его приблизить, преступив все нравственные законы.
«Я вижу в этой пьесе миф о том, как дьявол внутри человека искушает его каждый день, — говорит режиссёр.— И мне интересно понять, каковы запасы прочности человека, исследовать пределы человеческих возможностей в невозможных ситуациях».
Сценография также отсылает зрителя к древним мифам и легендам. В холодно-«потустороннем» свете предметный мир сцены глубоко символичен и подвижен: что сулит человечеству открытый в очередной раз «ящик Пандоры»?..
Шекспир и вслед за ним театр рассказывают вовсе не историю из XVII века. Они говорят о нас, о нашей жизни, о том, что на её дальнейший ход влияют каждый наш поступок и каждая мысль... У нас — «Макбет»! Одна из самых грандиозных и мистических трагедий великого английского драматурга.
Из жизни пьесы:
«Макбет» датируется 1605-1606 годами. Прижизненных изданий трагедии не было (впервые напечатана в шекспировском сборнике 1623 года), но ставилась она постоянно. При жизни Шекспира немалую роль в успехе пьесы играл фантастический, демонологический элемент. Но через несколько десятилетий мистическая сторона представлялась уже иначе: с 1663 года шекспировские ведьмы стали петь и танцевать.
Российские зрители впервые — полностью на русском языке — смогли увидеть «Макбета» в 1890 году. В период царствования Николая I постановка пьесы неоднократно запрещалась («Макбет» был в России под особым запретом до 1860 года).