Беспощадность «вагинофакта»

У петербургских зрителей есть последняя возможность пережить опыт всех женщин за один вечер. Этой весной завершается показ спектакля «Монологи V» в России.

Со спектаклем по пьесе американского драматурга Ив Энслер в постановке Джулиано ди Капуа происходит та же история, что и с книгой Аллена Карра «Легкий способ бросить курить»: одни говорят: «О да, помогает! Это чудо!», другие заявляют, прочитав: «Только зря потратил время», но каждый стремится сначала попробовать.

Когда есть что-то, о чем так много говорят, просто стыдно не составить собственное мнение. Многие идут на спектакль, заранее приготовив фразу: «А на меня не подействовало!», но даже самого мощного заряда скептицизма хватает ровным счетом до того момента, когда гаснет свет в зале. Дальше начинается такое, что спектаклем в обычном понимании слова назвать трудно.

Обезличенные и в то же время ярко очерченные в своих возрастных рамках с помощью экспрессивно-красных костюмов героини — уже не женщины, уже не просто женщины. Опыт души и тела со знаком «плюс» и со знаком «минус» передается зрителю без всякой передышки: еще не высохли на глазах слезы, а из горла уже рвется смех. Отслеживать свои эмоции становится все труднее, собственное «Я» растворяется в потоке нескончаемых историй, происходящих с женским полом от Евы и до наших дней. Это не похоже на анекдот, не похоже и на исповедь. Режиссер называет это «вагинофакты». Факт — объективен. Отношение к факту — субъективно.

После просмотра одни пытаются решить, драма это или комедия, другие измеряют степень авангардизма режиссера, третьих беспокоит достоверность в изложении деталей. А кто-то плюет и уходит, когда со сцены начинают скандировать слово «п..да». Актрисы — не практикантки и не «девочки с улицы», а играют с не меньшей отдачей, чем играли бы Анну Каренину или Жанну д'Арк. Почему? Может, потому что изнасиловать — теоретически — могут каждую, и каждая когда-то лишается девственности, и у каждой есть что-то, о чем, с одной стороны, не может, а с другой — очень, очень нужно рассказать...

6 февраля — 8 марта, Петербургский театр «Мюзик-Холл».

просмотров: 758