Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

14:48, 13.07.2016

Искусство, живущее в Сети

Запад становится все дальше от нас. Но политические и экономические препоны не смогут оставить россиян вне европейского культурного контекста. Сказать спасибо мы должны ведущим мировым музеям, которые готовы поделиться своими шедеврами онлайн. «Фонтанка» испробовала некоторые арт-площадки мировой Сети.

88 Венер и иже с ней из Лувра

Первым делом отправимся на виртуальное свидание с Лувром. Музей музеев выложил на своем сайте оцифрованные копии приблизительно десятой части своей коллекции, насчитывающей свыше 300 тысяч единиц хранения.

Искусство, живущее в Сети

Из плюсов сайта стоит отметить возможность поиска шедевров по различным базам данных. Одним Лувром дело здесь не ограничивается: можно отправиться в путешествие по галерее Лафайет с ее коллекцией американского искусства, пройтись по собраниям французских государственных и частных музеев, есть ссылка на базу английского искусства во французских собраниях.

Но не зря главную страницу поиска украшает лукавый лик да-винчиевского Иоанна Крестителя, вытянутый перст которого так и хочется истолковать не канонически. Пользователю есть в чем порыться, но вот сама система поиска рассчитана на человека с большим терпением и любовью к сюрпризам. Поскольку каждый экспонат сопровождает статья-пояснение, система найдет не только прямое название шедевра, но и страницы, посвященные чему угодно, если в тексте есть слово или даже словоформа, совпадающие с искомым названием.

Дабы практически показать, к чему приводит использование подобного алгоритма, далеко ходить не пришлось. На запрос Venus сайт выдал 88 ссылок не только на подразумевающуюся Венеру Милосскую, но и на несколько ее «подруг», на ассоциированные с этим названием экспонаты, а также предметы, вовсе не имеющие к богине никакого отношения. В итоге то, что удалось посмотреть, оказалось очень интересным: время залипания составило около часа. Назовем самое понравившееся.

Приблизительно в то же время, что и Венера Милосская, было создано скульптурное изображение Александра Великого – пожалуйте лицезреть. За искусство Древнего Востока в результатах поиска отвечает каменный стакан с женским лицом – предположительно богини, соотносящейся по мнению звездочетов той поры с планетой Венера. Далее обозреватель «Фонтанки» погрузился в перипетии истории полотна итальянского художника 17 века Франческо Альбани «Туалет Венеры», которое удостоилось включения в коллекцию Луи Каторза. Здесь же нашелся рисунок художника при дворе Короля-Солнца Николя Пуссена «Венера у фонтана». И было бы нехорошо не показать читателям хоть одну из Венер – в нашем случае ею оказалась статуя времен Римской империи, предположительно из Неаполя. Изваяние находилось в королевской коллекции и было изъято во время Первой республики. Все картинки сопровождаются подробным комментарием, отсылками к видео и аналогиям.

Завершая разговор о цифровой коллекции Лувра, отметим, что на сайте можно найти отдельные страницы, посвященные таким темам и экспозициям, как выставка русских икон (типографика, как видно на иллюстрации, подкачала), Древний Вавилон, наследие древнегреческого скульптора Праксителя и др.

Груши by Prado

Коллекция, доступная для интернет-просмотра на сайте музея Прадо, скромнее луврской – сейчас здесь можно познакомиться с 11 734 экспонатами. Рекомендуем пользоваться именно испанской страничкой – выбравшие английский язык в установках смогут насладиться только 2 631 шедевром.

Искусство, живущее в Сети

В отличие от французских коллег, испанцы не заточили свой сайт только лишь под пользователей, которые знают, что ищут, и готовы вбить в поисковое окошко конкретное название. На сайте Прадо полно подсказок: и алфавитный перечень мастеров, и иллюстрированный темоуказатель, в котором можно найти и аллегории, и соцреализм (это, к слову, Гойя), и инквизиция, и обнаженка, и многое другое.

Но вышеперечисленным инструменты поиска не ограничиваются. Собрание Прадо можно изучить в зависимости от заданного века, материала, техники, типа изображения, места. Есть и смысловой поиск. Например, по тому или иному животному или растению. «Фонтанка», здраво рассудив, что поиски яблок или лилий в шедеврах Прадо могут затянуться, учитывая любовь испанских мастеров к священным сюжетам, вознамерилась отыскать груши, которые нам может предложить музей. В цифровой коллекции, которая постоянно пополняется, пока представлены 42 тематических сюжета.

Первая из затребованных картинок – работа неизвестного мастера 16 века «Продавщица фруктов» – открывалась долго. Чуть позже причина "тормознутости" сайта прояснилась: нам предоставили возможность познакомиться с изображением высокого разрешения с удобным просмотровым инструментарием – не то что в Лувре. После стало ясно, что полноразмерные изображения при условии индивидуального использования можно скачать безо всякой регистрации. В результате «Натюрморт с персиками и грушами» Хуана де Арелладо украсил всеми своими кракелюрами рабочий стол ноутбука, на котором был создан этот материал. На радостях мы еще полюбовались «Натюрмортом с фруктами и сыром (санкционным)» Луиса Эгидио Менлендеса и дивной росписью столика 18 века, где груши также присутствовали.

Совы и Вермеер из Рейксмузеума

Не отстал от именитых коллег голландский Рейксмузеум. Его коллекция выложена в популярном ныне «плашечном» формате и имеет все признаки отдельной социальной сети: свои тематические подборки на сайте предлагает не только сам музей, но и пользователи, очерчивающие круг собственных предпочтений.

Искусство, живущее в Сети

Первым делом «Фонтанку» привлек небольшой, но уютный раздельчик под названием «Совы». Со временем грушам из Прадо придется потесниться на рабочем столе: полноразмерные изображения Рейксмузеума демонстрируются на той же платформе, что и у испанцев, и их можно скачать. Правда, голландцы, с присущей нордическим народам основательностью, подошли к делу строго: скачивание возможно после регистрации. Впрочем, можно залогиниться и с учетной записью в Фейсбук.

Много удовольствия доставило полотно Лукаса ван Лейдена «Проповедь святого Антония». Заявленной теме про сов оно никак не отвечало. Пришлось сыграть в игру «найди сову» на изображении высокого разрешения. Получилось не сразу. Читателям «Фонтанки», желающим проверить свое внимание к деталям, даем прямую ссылку на хайрез.

Но, конечно, совы совами, а не заглянуть в гости к Вермееру, которого совсем-совсем нет в российских собраниях, было невозможно. На сайте есть именной указатель, и голландский гений, конечно, указан в самом начале. Увы, обнаружилось всего четыре работы – в коллекции Рейксмузеума их больше просто нет. Насладившись «Молочницей», можно вспомнить, что уже в конце августа петербуржцы смогут увидеть одну из работ художника собственными глазами – в Эрмитаж на трехмесячные гастроли приезжает его картина «Географ» из Штеделевского музея во Франкфурте-на-Майне.

Остается добавить, что в цифровой коллекции Рейксмузеума содержится более 200 тысяч экспонатов – любителям искусства есть где разгуляться.

Russia в Британском музее: иконы, водка, перестройка

Коллекция Британского музея в Сети заявлена как самая массовая – свыше 950 тысяч записей, которые сопровождаются изображениями, а без них – еще больше. Но подача материала не выдерживает никакого сравнения с Прадо или Рейксмузеумом – хуже только в Лувре.

Искусство, живущее в Сети

Многооконная форма поиска с всплывающими подсказками удобна и продумана, зато сами экспонаты рассматривать неудобно: на достойное разрешение правообладатели поскупились.

Да и было бы на что смотреть, с другой стороны. Взять, например, отечественное культурное наследие. Если искать по этносу, то система выдает всего пять объектов, как то: курительные трубки с Енисея и их аналог в виде птички из русской Америки, сибирский охотничий пояс да казацкая шапка из Казахстана. Но стоит забить Russia в окошке places, как появляется подсказка, позволяющая выбрать между европейской и азиатской Россией. И – гуляй, душа! – перед нами на первой странице церковная атрибутика, иконы и водочные графины 18 века. Затем почему-то следует выводок медалей, выкованных в России на рубеже 90-х в честь перестроечной деятельности Горбачева. И после нескончаемым потоком – рубахи, шапки, деньги, чеки, снова рубахи, иконы, ископаемые кольца и броши. Не производят особого впечатления и французские артефакты: после богатых картинок на сайтах художественных музеев зацепиться взглядом здесь досужий посетитель не сможет. А вот прикладным историкам наверно будет интересно, как и нумизматам – подобного добра в коллекции Британского музея – валом.

Евгений Хакназаров,

«Фонтанка.ру»

Ключевые слова: Санкт-Петербург
Источник: Фонтанка.ру
просмотров: 258