На фестивале
выступили коллективы профессиональных
театров из Омска, Казани, Серова,
Каменска-Уральского,
Челябинска, Томска, а также учебные
театры вузов Санкт-Петербурга, Москвы,
Екатеринбурга, Барнаула, Новосибирска.
Большинство участников
представили работы по
известным классическим сюжетам
отечественной и зарубежной драматургии.
Поэтому пермский спектакль оказался
как бы на
особицу. Тем дороже были
эмоциональные
отклики на него зрителей. Вот
один из таких, оставленных
в VK на
странице фестиваля:
«Ребята,
мне очень понравился ваш спектакль!
Спасибо за эту не очень известную
историю! Я плакала, я верила!!!»
Спектакль
был подготовлен Мастерской заслуженной
артистки РФ, заведующей кафедрой
режиссуры и мастерства актера ПГИК
Татьяны Петровны Жарковой.
Лирическая
баллада Алексея Дударева, продолжающая
пронзительную тему - женщина на войне,
основана на реальных событиях. Действие
разворачивается летом 1944 года перед
началом Белорусской наступательной
операции. Из четырех девушек создают
специальную разведывательную группу,
которая должна проникнуть в тыл немцев
и разрушить крупный узел связи. В короткий
срок вчерашние
школьницы
под руководством капитана
Михасева
осваивают не только методы
ближнего боя от рукопашной до метания
ножей, но и артистические навыки.
Под видом артисток, выступающих
на празднике в честь святой Агнии, они
должны проникнуть на территорию врага,
а во время концерта подать
радиосигнал, вызывая огонь на себя. В
живых останется только одна.
Во
вступлении к одной из своих пьес Алексей
Дударев написал: «Если каждого советского
человека, который погиб в схватке с
фашизмом, почтить минутой молчания,
придется молчать 38 лет».
Все
исполнительницы очень
трогательны и органичны в образах своих
героинь, особенно в сцене вечера перед
уходом на задание, когда Михасев
устроил
им праздник, накупив в военторге сладостей
и потанцевав с каждой... Они слушают
грампластинки, шутят, смеются и плачут.
У
каждой свой характер: остроумная, озорная
и дерзкая Зина Батян (Карина Скрябина,
Евгения Нургалиева),
которая, как говорится, за словом в
карман не полезет; мечтательная,
поэтическая натура, сочиняющая песни
-
Аля
Ладысева (Варвара
Константинова); основательная и
своенравная
Ядвига Гурская (Виктория Шардакова и
Вероника Юсуфкулова). Характер
суперответственной Вероники Кремис
(Диана
Нырова и Елизавета Теленкова),
пережившей ужас пребывания в лапах
фашистов,
кажется сдвинутым со
своей нормальной оси. В
итоге становится понятно, что девчонки
еще не успели пожить, просто порадоваться
жизни, не успели и полюбить (за исключением
Али).
Благодаря
режиссерскому решению Т.П. Жарковой,
лаконичному и выразительному оформлению
и главное -
самоотдаче молодых исполнителей,
спектакль добивается максимальной
эмоциональной
вовлеченности зрителя в происходящее
на сцене.
Стоит назвать, кроме
постановщика, других
наставников
молодежи, которые
внесли свой вклад в создание спектакля.
Среди них режиссер-педагог
Н.В. Шемес, педагог по сценической речи
Д.В. Васев, по
сценическому движению -
И.А.
Донец. Спектакль
наполнен волнующей, иногда взвинченной
напряженностью, которую трудно
выразить
внешне. Есть
выражение (оно относится к мастерству
художника) - «на картине нет птиц, но
пение их слышно». И в данном
спектакле нет
лишнего пафоса, батальных сцен и взрывов,
но мы чувствуем неизбывную боль потерь,
цену нашей общей победы в Великой
Отечественной войне. Таким образом,
студенческий спектакль как своеобразный
мост памяти соединяет
героическое
прошлое и современность.
Премьера
студенческого спектакля по пьесе Алексея
Дударева состоялась в конце минувшего
года. Спектакль не раз был сыгран в Перми
перед молодежной публикой, ветеранами.
Психолог
Алексей Леонтьев как-то спросил философа
Мераба Мамардашвили: «С чего начинается
человек?» «С плача по умершему», -
ответил Мамардашвили. А искусство,
наверное, начинается с сострадания.
Юные
исполнители проживают судьбы героев,
как родных людей. И это усиливает
сопричастность, обостряет понимание
непрерывности истории, связи поколений.
Начинаешь
иначе смотреть на статистику. Уже не
просто миллионы погибших на войне, а
близкие и родные
Фото автора.