Календарь

Март 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

16:21, 25.10.2016

Открылась выставка выпускников кафедры живописи Пермского института культуры и искусства

Выпускница 2011 года Олеся ДенисоваВыпускница 2011 года Олеся ДенисоваЧем открывшаяся в Центральном выставочном зале Перми выставка со всеобъемлющим названием "В диалоге со временем" (12+) отличается от других, почему она достойна широкого зрительского внимания? Ответ прост и конкретен: ее участники – выпускники кафедры живописи Пермского института культуры и искусства, и посвящена она 85-летию заведующего кафедрой, народного художника СССР Е. Н...
Подробнее

Выпускница 2011 года Олеся ДенисоваВыпускница 2011 года Олеся ДенисоваЧем открывшаяся в Центральном выставочном зале Перми выставка со всеобъемлющим названием "В диалоге со временем" (12+) отличается от других, почему она достойна широкого зрительского внимания? Ответ прост и конкретен: ее участники – выпускники кафедры живописи Пермского института культуры и искусства, и посвящена она 85-летию заведующего кафедрой, народного художника СССР Е. Н. Широкова. То есть диалог со зрителем ведет молодое поколение пермских художников, принявшее эстафету от своего Учителя, и сегодняшнее время – это их время.

В отличие от предыдущих лет, когда доминировали портреты, в этом году выбор сделан в пользу жанровой картины. Можно предположить, что это не случайный факт, а знак времени, за которым видится усиление интереса молодых к событиям и фактам действительной жизни, к "фактуре" окружающего мира. При этом художникам вовсе не чужды социальные темы, отвергнутые в перестроечные времена "умными" взрослыми как противопоказанные искусству. Не отвергают они и реалистическое искусство. Об этом говорит тот факт, что большинство выпускников на этапе самостоятельного творчества выбирают именно это направление как органичное и близкое.

На утверждение, что реализм – это архаика и отстой, что его нет в Европе и у нас не должно быть, есть множество ответов, в том числе и такой: не может быть отменено ничьим распоряжением то, что глубоко органично для отечественной культуры и укоренено в ней. Так что развитие тех художественных направлений, которые присущи русской вообще и региональной культуре в частности, – закономерное явление. Хотя одновременно стоит отметить: академическое образование совсем не гарантия, что выпускник будет реалистом, а одно из важнейших условий для этого.

Но главное сегодня не это. Вспоминаются слова русского философа Серебряного века Н. Бердяева, который утверждал, имея в виду свою эпоху: "Нужны живые реакции живого духа на всё свершающееся". Думается, что это утверждение – своеобразный камертон-ориентир, а по сути целая программа действий для художников-созидателей всех эпох. Говоря проще, нужен искренний посыл и своя, живая и прочувствованная, еще лучше – выстраданная мысль или эмоция по всем проблемам смутной современной жизни.

Правда, есть еще одно важное, но не вполне очевидное для зрителей условие сохранения искусства – умение образно воспринимать мир. Этот момент принципиален, поскольку образ многомерен, многослоен и символичен, он объединяет частное с большим миром, дает ощущение его единства и целостности. Сегодня об этом важно говорить, потому что огромный поток так называемого актуального искусства, а также перформансов, инсталляций, объектов не оперирует образами и лишает современного человека образного видения, фрагментирует мир, представляет его дисгармоничным и распадающимся. В лучшем случае это способствует формированию прагматичного и бескрылого бытового сознания.

Однако обратимся к дипломным работам. Название картины Ирины Коуровой "Молотов. 1942 год" говорит само за себя. Знакомство с реальными молотовскими событиями военного времени, искреннее переживание судеб эвакуированных ленинградцев явились для автора главным посылом. Живопись картины монохромна, даже аскетична, предполагает вдумчивое вглядывание и постепенное погружение в ее ауру. В несуетной простоте героев внимательный зритель увидит проявление таких качеств, как доброта, терпение, самоотверженность.

Ощущается и отношение художника к своим персонажам – трепетно-уважительное и благодарное. Совершенно другое настроение – в работе Елены Коуровой "Мечта". Здесь громко звучат романтические, даже патетические интонации. Это выражение юношеского идеализма и максимализма, доверие и открытость миру. Герои другой картины – "Экспедиция в Парму" – ровесники художницы, они мечтательны, взыскуют общения и готовы постигать тайны мира. Их эмоции и чувства высоки и бескорыстны, и этим они как будто бросают вызов сегодняшнему прагматичному времени.

Непохожесть, такая явная в творчестве сестер Коуровых, прочитывается в работах и других выпускников. Даже обращаясь к одному жанру, как, например, Олеся Денисова и Юлия Трубина, – к портрету, они делают это по-разному. Живой непосредственностью взгляда на модель, пластической свободой исполнения привлекает выполненный Денисовой портрет художницы Д. Гафаровой. Интересна ее же попытка создать образ-судьбу артиста балета и педагога Пермского хореографического училища Ю. Сидорова, с помощью монтажной композиции представив героя и сегодняшнего, и молодого. Портрет-картина "Люба с детьми" Трубиной – один из интереснейших на выставке, радует цельностью замысла и исполнения, глубокой органичностью бытия героев и особым внутренним светом. Автор уловила главное – внутреннее состояние молодой матери и детей, их глубинную связанность. Мир тишины и умиротворения, созданный на холсте, оказался и реальным, и идеальным одновременно.

Снова и снова молодые художники обращаются к теме памяти и, повторюсь, каждый по-своему. У Ирины Пьянковой (Толмачевой) она, память, не столько индивидуально-личностная, сколько общеисторическая. Таковы картины "Память" и "Холодное лето" с руинами бывших храмов, индустриальный пейзаж "Сон", запечатлевший брошенные на вечной стоянке корабли советских времен. Среди представленных работ Елены Чертковой наиболее удачной по глубине чувства и композиционной идее видится картина "Моя бабушка". Изображенная на ней немолодая женщина – ветеран войны – вспоминает о прошедшем. Кажется, она отдалена и от того времени, и от сегодняшнего дня. Однако живописное решение и пластика таковы, что образ героини вторгается в наше пространство, активно присутствует в нем, будто осуществляет связь времен.

Сколько художников – столько и миров, в которые они вводят своими произведениями зрителей. Для Марины Хитрик ближе мир артистический, зрелищный, эффектный. Ее многофигурная композиция "Перед выходом" стремится передать поэзию, заключенную в фигуре балерин, выразительность поз и жестов артистов, их особую пластику. Андрея Радостева с его монументальным панно "Полюд" отличают цельность восприятия мира, масштабность, героико-эпические интонации. Анна Демидова – единственная из всех выпускников, отказавшаяся от натурного письма. Она стремится работать в более условном ключе. Реальные формы преобразуются у нее в геометрические, но сохраняют при этом образную наполненность и цветовое богатство.

В выставке участвуют и педагоги, бывшие в свое время учениками Мастера. Видимо, не без их влияния нынешние выпускники так внимательны к теме памяти. А аспекты ее поистине бесчисленны.
Она, эта тема, в основе многих произведений Валентины Соловьевой, будь то портрет или жанровая картина. В этом же ряду – представленный на выставке натюрморт "В мастерской. Разговор со временем". Характер предметов, их подчеркнутая вещественность недвусмысленно напоминают зрителям о драматичных фактах отечественной истории ХХ века.

В пейзажах Елены Постновой эта тема присутствует не с такой очевидностью, скорее возникает подспудно. В поэтичном пейзаже-картине "Забытая рябина" радость от созерцания цветущей природы осложняется видом разрушающегося дома, вызывает грусть по ушедшей отсюда жизни. Скворечники, приставленные к стене, придают чувству еще большую пронзительность. Пейзажи художницы выделяются сложной и тонкой живописностью, вызывают большой круг ассоциаций.
Николай Береснев представил на выставку работы всех жанров. Картины на темы истории погружают зрителя в разные эпохи.

"Казак Мамай" напоминает об общих с Украиной исторических корнях, "Гусляр" отсылает к дохристианской эпохе и к нашим современникам, собирателям и хранителям истории. Солдат из картины с таким же названием ассоциируется прежде всего с событиями Великой Отечественной войны. Помимо традиционных и архитектурных пейзажей, уже знакомых зрителю, Н. Береснев представляет новый для него индустриальный тип пейзажа, имеющий глубокие корни в искусстве Урала.
…В словах "Наедине со всеми", вынесенных в заголовок, для художника заключен особый смысл. Свои работы он творит наедине с самим собой. Но лишь представленные широкому кругу людей, они обретают дыхание.

Общее, что объединяет произведения всех авторов, – это ощущение красоты окружающего мира и отсутствие иронии, разъедающей, как ржавчина, любые позитивные побуждения и не оставляющей надежды на разумное устройство мира. Лучшие работы "широковцев" наполнены утверждающими эмоциями и подспудно несут ключевую идею классики – идею человеческого единения.

Однако творческих проблем у молодых авторов немало. Напрашиваются вопросы: например, почему красота минувших времен видится только в архитектуре православных храмов? Почему не ищутся проблемы в историческом прошлом и в сегодняшнем дне? Многим зрителям, думается, было бы интересно увидеть и понять, какая личность сегодня способна отвечать за свою судьбу. Или понять взаимоотношения личности и общества, личности и государства. Пока не хватает широкого дыхания и связи с большим миром, как это мог делать их учитель Е. Широков.

Но с другой стороны, творческие люди – часть общества и отражают состояние этого общества. Какая творческая судьба ожидает их в дальнейшем, будут ли они востребованы как творцы, – зависит не только от них, но и от государства, и от общества.

Тамара ШМАТЕНОК, искусствовед

Источник: Звезда, газета
просмотров: 91

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.