Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

10:02, 19.10.2016

Три века Пермского университета

В Музее современного искусства PERMM открылась выставка «Мои университеты» 

Сегодня, 12:02
Юлия Баталина редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Твитнуть

Поделиться

Плюсануть

Поделиться

Выставка из разряда тех, что громко нашумели ещё до открытия, всё же стала реальностью. Оказалось, что в том, что вернисаж задерживался и многократно переносился, есть высший смысл и сермяжная правда: событие логично вписалось в общий поток юбилейных торжеств, встав в один ряд с могучим фестивалем «Вековой», открытием памятника Николаю Мешкову, ретро-«Евгением Онегиным» в Театре оперы и балета, торжественным заседанием учёного совета в том же театре и множеством прочих незабываемых моментов этого, можно сказать, образцово-показательного юбилея. Если бы открытие выставки состоялось раньше, оно вряд ли прошло бы с таким подъёмом и энтузиазмом.

Александр Шабуров и Игорь Гладнев: союз художника и власти
Фото: Константин Долгановский

Собрались все! Буквально все: впервые за длительное время Музей современного искусства PERMM почтил своим присутствием краевой министр культуры Игорь Гладнев, от лица университета вещал проректор и председатель краевой Общественной палаты Дмитрий Красильников, а в публике мелькали такие лица! Можно было бы не один репортаж написать по мотивам встреч и разговоров, случившихся на этом вернисаже: встречались старые однокашники, ученики с учителями, а порой и непримиримые противники…

Вот хотя бы один пример: из Москвы не поленился приехать писатель Анатолий Королёв и в музее встретился со своими старыми друзьями, пермской писательской четой — Ниной Горлановой и Вячеславом Букуром. Счастливы те репортёры, которые запечатлели этот момент.

Причина такой многолюдности — принцип, который куратор выставки Александр Шабуров положил в основу своей экспозиции. Это принцип «устной истории»: выставка более чем наполовину состоит из текстов — воспоминаний, баек и образцов студенческого фольклора, рассказанных самыми разными людьми.

Сам Шабуров, как говорится, не местный, он из Екатеринбурга, поэтому делал выставку не столько о конкретном вузе, сколько о высшем образовании на Урале, о его «трёх веках»: дореволюционном, советском и постсоветском. Этот принцип вмещает в себя всё! Совершенно не обязательно быть выпускником университета или даже пермяком, чтобы высказываться на подобные темы, поэтому в экспозиции есть тексты, рассказанные писательницей Людмилой Улицкой или, например, эрудитом и полемистом Анатолием Вассерманом. Все авторы воспоминаний, все те, кто предоставил для экспозиции тексты, артефакты, произведения искусства, получили приглашения на вернисаж. И многие ими воспользовались.

выставка Гости вернисажа легко вписывались в череду арт-объектов
Фото: Константин Долгановский

Так вернисаж сам по себе стал событием и произведением искусства: гостям предлагали не только посмотреть на многочисленные перформансы, но и принять в них участие — например, оставить автограф на заботливо подготовленных ученических партах.

Александр Шабуров поведал историю возникновения замысла «Моих университетов», которую он уже изложил в фейсбуке, когда шла речь о том, что выставка может сорваться: Данная выставка делалась как каша из топора.

Однажды зимой меня отыскал Пермский музей современного искусства и предложил курировать проект, посвящённый «100-летию высшей школы на Урале». Однако чем вызван данный юбилей и почему его отмечают в Перми, я не подозревал. Сам я из-под Свердловска, там моя Йокнопатофа, столица Урала, а может быть, и центр мироздания. Поэтому я наивно предположил, что мне нужно будет лететь в Екатеринбург, оттуда в Челябинск и Тюмень, дабы собрать разрозненные образцы студенческого самиздата и самодеятельности.

Однако ближе к весне, когда я приехал в Пермь, всё прояснилось. В первый же день я выяснил, что «100-летие высшей школы» означает юбилей вполне конкретного Пермского государственного университета. Во второй — что все учреждения культуры здесь тоже готовят аналогичные выставки. В самом университете имеется семь музеев, и лучшие экспонаты из них переедут в картинную галерею. На третий день мне удалось разыскать залежи студенческого фольклора (стенгазеты и прочее), но они тоже уже были обещаны местному Музею советского наива.

выставка Многие из посетителей вернисажа готовы подписаться под этим ­произведением
Фото: Константин Долгановский

Спрашивается: как сделать выставку из ничего?

Элементарно, Ватсон! Любая выставка современного искусства использует те же средства воздействия, что и современный музей, — фотопринты, видеопроекции, костюмированные представления, метафорические объекты, аудио- и световые инсталляции.

Недолго думая я решил подарить университету проект нового музея. Благо старый давно планируют переделать. Оно и понятно: цитаты из Леонида Ильича Брежнева и Надежды Константиновны Крупской теперь не в чести, а сами они не в фаворе. Поэтому при первой же возможности приметы господствовавшей в СССР советской идеологии не просто выкинут в утиль, но поменяют на их зеркальное отражение: упоминания студентов и преподавателей, поддержавших власть Советов, заменят теми, кто был против, а воевавших с Колчаком — на тех, кто его поддерживал. Даже слова академика Мстислава Келдыша о служении учёного обществу выглядят сегодня, мягко говоря, анахронизмом. Наш новый курс — индивидуализм, наш новый бог — деньги! Поэтому портрет спонсора музея уже сейчас куда больше портрета основателя университета.

посетителиФото: Константин Долгановский

Чтобы избежать сиюминутных идеологических искажений, я избрал сразу три новомодных метода. Первый из них — «устная история». Нужно записать байки конкретных людей, учившихся или работавших в ПГУ. Желательно разных взглядов и поколений. Забавные, трогательные, трагичные, комичные, серьёзные, несуразные, главное — недлинные и непосредственные.

Вот только студентами и преподавателями ограничиваться не стоит. Потому что второй метод — расширение контекста. Чтобы наш проект был интересен не только выпускникам ПГУ, я решил сделать его не столько про университет и даже не про Пермь, а про последние 100 лет истории нашей страны. Даже если какие-то пермяки не учились в ПГУ, они так или иначе с ним связаны, на худой конец, были свидетелями минувшего века. Тем более что в самом университете свою историю представят всё равно лучше. Какой смысл с ними на их поле тягаться?Отныне всех встречавшихся мне студентов, преподавателей и их друзей я просил рассказать необычные истории из их жизни, связанные с перечисленными выше темами. А также предоставить для нашего импровизированного музея любой экстраординарный экспонат».

выставкаФото: Константин Долгановский

Неудивительно, что материала у Шабурова набралось на десяток выставок как минимум. Всё, разумеется, в экспозицию не вошло, но тем не менее почти 400 экспонатов вместилось. Чего здесь только нет! Портрет Николая Мешкова, созданный Александром Жунёвым из цветного скотча на секции сетчатого забора. Вручную переплетённая рукопись первого русского перевода «Властелина колец» Толкина — самиздат от переводчика Александра Грузберга. Видеозапись чтения собственных стихов Леонидом Юзефовичем, Андреем Родионовым и Всеволодом Емелиным. Живопись никогда до этого не сотрудничавшего с музеем Максима Титова, в том числе знаменитая сатира времён «культурной революции» «Сука-любовь». Зелёная помада Светки и Жанки из команды КВН «Парма»… Это так, навскидку. Потому что Шабуров действительно объял необъятное — создал калейдоскопическую картину пермской жизни, искусства, науки. Здесь все «обязательные» имена. Ну, или почти все.

Название «Мои университеты», одновременно многозначительное и прозрачное, заботливо подсказывает: эта выставка — ещё и своего рода роман воспитания.Чтобы были какие-то принципы и ориентиры, а экспозиция не погрязла в хаосе, куратор применил «геометрический» метод: в основе строения выставки — принцип треугольника и число три: само здание треугольной формы, этажа в нём три, века ПГУ в шабуровской трактовке тоже три. Такая нумерология не могла не навести на мысли о масонах, и — вуаля! — вот они, пермские масоны, самый первый экспонат сразу слева от входа в музей.

выставкаФото: Константин Долгановский

Три этажа — это как бы век, человека ли, вуза ли, чего угодно ещё: рождение, жизнь, смерть. На первом этаже — всё основополагающее: пермская старина, предыстория возникновения вуза, множество портретов тех, кто стал столпами университета. Второй этаж — студенческая жизнь: учёба, любовь, неформальные интересы, поездки в колхоз и всё такое прочее. Третий этаж — натурально смерть и загробный мир: мрачные картины чёрного цвета и рассказы об университетских привидениях. Впрочем, тематическое деление этажей весьма условно, многие экспонаты из этого принципа выпадают.

Принцип троичности то и дело разбивается оппозициями, столкновением мнений. Так, например, сознательно приведены два прямо противоположных высказывания, касающиеся музея «Пермь-36» и фестиваля-форума «Пилорама», — писательницы Людмилы Улицкой и старого коммуниста Михаила Суслова.

люди

Обилие материала, его разноплановость, а главное — немыслимое количество текстов, конечно же, вопреки всем геометрическим построениям куратора создают «семантический шум», как назвала это явление руководитель научного отдела музея Галина Янковская. На следующий после вернисажа день в социальных сетях замелькали отзывы, в которых повторялась одна мысль: надо прийти снова. И не раз. Некоторые признавались, что так увлеклись чтением текстов, что даже не взглянули на артефакты!

Вернисаж не обошёлся без острых моментов: Александр Шабуров в своей речи призвал Игоря Гладнева уволить директора музея Елену Щербакову, поскольку, по мнению куратора, именно она создала сложности в подготовке выставки. Но, придётся повториться, то, что открытие задержалось и совпало с основными университетскими торжествами, — это, скорее, благо.Хочется, чтобы те, кто вплотную займётся подготовкой 300-летия Перми, которое будет отмечаться в 2023 году, запомнили юбилей универа. Вот таким должен быть настоящий праздник — чтобы все восхитились, всплакнули и обнялись.

Ключевые слова: Пермь
Источник: NewsKo
просмотров: 118

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.