Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

11:58, 11.10.2016

Здесь была Грузия

В Перми выступил хор «Басиани»

Сегодня, 13:58
Павел Катаев музыкальный обозреватель ИД «Компаньон»

Твитнуть

Поделиться

Плюсануть

Поделиться

Посетители концерта в частной филармонии «Триумф» столкнулись с дыхательной эквилибристикой, редкими образцами йодля, внезапными танцами и другими плодами живой многовековой традиции. В Грузии ансамбль «Басиани», с одной стороны, имеет статус государственного, с другой — играет важную роль в церковной жизни. Созданный в 2000 году по благословению Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии Второго хор поёт в храме Святой Троицы в Тбилиси — главном ка­федральном соборе страны.

Помимо этого, «Басиани» изучает и воссоздаёт грузинский фольклор во всём его региональном и жанровом многообразии. Музыканты часто гастролируют по Европе и США, получая впоследствии благодарственные письма из Линкольн-центра и положительные отзывы в обзорах «Нью-Йорк Таймс». Реже бывают в России, а теперь впервые побывали в Перми.

Фото: Марина Дмитриева

Начало концерта взорвала кахетинская застольная песня «Мравалжамиер» («Многолетие»). Пятнадцать мужских голосов торжественно и громогласно удерживали одну ноту, с первых мгновений захватив пространство зала и заставив его резонировать. Впрочем, типичное представление о грузинском хоре быстро раскрылось множеством удивительных частностей. Внешняя статичность происходящего — ­певцы в тёмных чохах неподвижно стоят в линию — служила рамкой для обзора певческого калейдоскопа территориально небольшой, но музыкально необозримой земли. Имеретинская дорожная песня, любовная, гурийская свадебная песня, тропарь Святого Георгия… Список композиций больше напоминал статьи этнографической энциклопедии.

Партии хора, охватывавшие чрезвычайно широкую тоновую палитру, сочетались с соло тонкой работы. Так, в вокале дирижёра Георгия Донадзе, к слову с отличием окончившего Тбилисскую консерваторию, читалось влияние ближневосточной мелодики. Особый восторг публики вызвали фрагменты криманчули — грузинской разновидности техники йодля, которой владеют очень немногие. Георгий Габуния, Элизбар Хачидзе и Серго Урушадзе, чей предок Георгий Иобишвили прославился исполнением криманчули ещё в XIX веке, выбрасывали связками звонкую трель, заскакивающую в фальцет. Когда слышишь это впервые, понимаешь, что наталкиваешься на музыкальный артефакт.

БасианиФото: Марина Дмитриева

Важное место в программе концерта занимала духовная музыка. Распев «Цмидао Гмерто» («Святый Боже») сочетал в себе монументальность и чистоту: с необычайной отчётливостью звучали даже ноты на выдохе. Некоторые произведения были исполнены под аккомпанемент пандури — национального струнного инструмента. Однако наиболее мощное, по-настоящему инструментальное впечатление произвела имеретинская трудовая песня «Имерули надури». Ловкая перекличка, трубной мощью напоминавшая развеселившийся орган, стала достойным завершением первого отделения.

После перерыва перечень композиций стал ещё разнообразнее. Трудовые, застольные, исторические песни чередовались с колыбельными, рождественскими песнопениями, церковными гимнами. К пандури присоединился другой струнный инструмент — чонгури, а также аджарская волынка чибони — именно в таком сопровождении начала звучать танцевальная «Гандаган». В какой-то момент Бату Ломинадзе, один из молодых участников ансамбля, начал танцевать, обойдя пространство между хором и первым рядом. Стоит ли говорить, что общее оживление тут же охватило публику.

БасианиФото: Марина Дмитриева

Слушатели аплодировали «Басиани» стоя. Ансамбль дважды вышел на бис, исполнив «Сулико» и «Подмосковные вечера» — в некотором смысле самые народные вещи, прозвучавшие на концерте. Если же серьёзно, грузинскому хору удаётся транслировать не только старинные тексты и техники, но и дух, живущий в этом наследии. Руководитель «Басиани» Зураб Цскриалашвили не управляет выступлением напрямую — лишь задаёт тон негромким свистком и встаёт в линию с остальными голосами. При розыгрыше трудовых песен на лицах музыкантов читается искреннее желание помериться силами, «подколоть»; при исполнении церковных гимнов — чуткая сосредоточенность.

Пожалуй, этим и отличается полноценное продолжение традиции от её механической реконструкции.


Твитнуть

Поделиться

Плюсануть

Поделиться


Loading...

Источник: NewsKo
просмотров: 45

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.