Календарь

Март 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

06:30, 24.08.2016

Надеждинск, который мы потеряли

В Центре городской культуры открылась выставка, основанная на дневниках инженера Уралмашзавода

Сегодня, 8:30
Юлия Баталина редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Твитнуть

Поделиться

Плюсануть

Поделиться

Название выставки — «Человек из Надеждинска» — невольно заставляет мысленно повторять слова гребенщиковского «Человека из Кемерова». Конечно, здесь всё — про другое, и всё же что-то в этом есть:

Он скуп на слова, как Де Ниро;
С ним спорит только больной.
Его не проведёшь на мякине,
Он знает ходы под землёй…

Фото: Константин Долгановский

Надеждинск — старое название города Серова в Свердловской области. Многие знают промышленный Серов, вполне обычный провинциальный город. Там, впрочем, есть неплохой театр… Но Надеждинск — это совсем иное дело. Это волшебный городок посреди глухой тайги, жители которого ходят на медведя и ловят рыбу в реке с красивым названием Каква.

Почуяв нас, медведь громко рявкнул, и медленно направился в нашу сторону. Отец знал, что бегством не спастись в этих случаях, повадки медведей он знал:

— На деревья! — скомандовал он Мы все как кошки мигом карабкались на большие сосны.

И что вы думаете. Мы на деревьях, а медведь ходит около их.

Наступила ночь. Медведь не покидает нас, трясет деревья, а сам не лезет на них. Я до сих пор не могу понять, это осталось загадкой, почему он не полез на деревья?

Представьте себе — сидеть голодному на сосне, отмахиваться от комаров и мошки, печально наблюдать за действиями медведя и ждать своей участи.

Наступило утро. Только когда солнце поднялось над горизонтом, медведь удалился в лес.

Мне и моим братьям не раз приходилось быть на той грани, когда жизнь, казалось, уходит, а смерть стоит за спиной. Вот в такие моменты жизнь становится особенно красивой.

(Фрагмент дневника Бориса Луканина, здесь и далее — орфография и пунктуация оригинала)

Марина Соколовская Куратор Выставки Марина Соколовская
Фото: Константин Долгановский

Посреди города — огромный великолепный Спасо-Преображенский собор, хотя, судя по всему, у местных религия пользуется не самой большой популярностью; настоящая религия надеждинцев — труд, это их главная духовная ценность.

Но вот не стаёт храма. Вот он ещё стоит, вот раздаётся первый взрыв — и появляются бреши в стенах. Второй взрыв сносит фигурные купола-луковки.

И не стаёт Надеждинска. Это уже Серов…

Он попрежнему грязен и неряшлив. Леса вырублены около города, в том числе и за рекой Каквой. Там, где были вековые деревья, сейчас пустыри. Исчезли грибные и рыбные места. Нет знаменитой «Коммуны» где мы собирали вёдрами грибы. Лес и там вырубили. Там на «старицах» (старых руслах реки Каквы), где мы ловили щурят (маленьких щук), построили дома. Сам Надеждинск (Серов) — это огромная «яма».

Я показывал Вере свою родину. Мы бродили по улицам города Серова, но он «навевывал» не радость, а тоску. Грязные не мощеные улицы, колодины от телег, обильная пыль на дорогах. Зашли мы и на Почтамскую улицу. Здесь я проводил свое детство... А вот проспект. Он хуже проселочной дороги. Развороченные деревянные тротуары. Некрасивые одноэтажные домики, никогда не беленые дома, они черные, прокопченные дымом, покрытые заводской пылью и копотью. Таким показался мне Надеждинск в этот приезд.

Выставка Человек из НадеждинскаФото: Константин Долгановский

Исчезновение Надеждинска, который ушёл в пучины времени, превращаясь в миф, посетители новой выставки в Центре городской культуры переживают вместе с уроженцем города Борисом Луканиным. С семи лет он вёл дневник, который иллюстрировал собственными фотографиями, рисунками и вырезками из газет. В дневнике — не только хронологические записи, но и интервью с различными людьми, краеведческие заметки и даже попытки

что-то сделать в сфере художественной прозы, в том числе целый любовный роман, который, как выразилась куратор выставки Марина Соколовская, «неожиданно открывает чувственный мир инженера машзавода». Огромная рукопись хранится в Государственном архиве Свердловской области (ГАСО), и на её основе Марина Соколовская представила в рамках Третьей индустриальной биеннале в Екатеринбурге выставку «Человек из Надеждинска».

Марина Соколовская, куратор выставки «Человек из Надеждинска»:

— На обложке первой тетради он написал: «Писать «Историю жизни» — это самая, самая большая мечта моя с раннего детства, и я уверен, я убеждён, что никогда не потеряю желания писать её». Он родился в 1911 году на Северном Урале, в 1925 году пришёл работать на завод в Надеждинске, в 1930-е годы учился в Кунгуре, служил на советско-китайской границе, работал на Уралмашзаводе инженером.

Жизнь в заводском городе у края тайги, оборачивающаяся зависимостью и очарованностью лесом, экономика завода и экономика одной семьи, тайга как угроза в сравнении с арестами и голодом, Надеждинск его детства, похожий рациональной планировкой и насыщенностью жизни на Нью-Йорк, трудовая этика и усвоение коммунистических идеалов, повседневность военной части в середине 1930-х и быт соцгорода УЗТМ той же поры на фоне картин природы, пожаров и поджигателей — истории из его жизни можно сложить в пьесу, вычитывая в них не только интересные факты о прошлом и символические переклички, но и стремления, заботы и надежды писавшего. Слова помогали ему нащупать в жизни некоторую мораль и придать ей некоторый смысл.

В Екатеринбурге выставка демонстрировалась в помещении библиотеки им. Белинского, не слишком подходящем для художественных проектов.

В Перми ей повезло больше: залы Центра городской культуры для таких событий специально созданы.

Текстовые фрагменты и фотоснимки из дневника Луканина художник проекта Сергей Рожин поместил на листы упаковочного гофрокартона, разрисованного в стилистике дневниковых зарисовок. Подписи к фото Марина Соколовская собственноручно скопировала с оборота снимков: Луканин всё описал очень дотошно — когда сделана фотография, кто на ней изображён и при каких обстоятельствах.

Кураторская работа была сложнейшей: дневники представлены в разрозненном виде, хронология отсутствует, а главное — текстов очень много. Выбрать фрагменты для выставки было непросто, но в результате получилась наглядная история жизни человека, который взрослел в годы революции и в самые голодные дни думал о том, как смастерить камеру-обскуру, подсоединялся незаконно к первой в городе телефонной линии и пел в трубку арии… Марине Соколовской это напомнило приключения Тома Сойера.

Выставка Человек из НадеждинскаФото: Константин Долгановский

Герой экспозиции участвовал в коллективизации, понимая и описывая в дневнике её бессмысленность, но протестовать ему не приходило в голову. Он служил на границе и подробно описал быт красноармейцев. В дневнике Бориса Луканина немало сюжетов, которые могли бы стать основой для художественных произведений:

В последний год нашей жизни в пекарне шли розыски и арест всех кто выступал против Советской власти. Часто можно было услышать, что ночью арестован тот-то и тот-то. В пекарне работал старшим пекарем Курдюмов. Интеллигентный и вежливый, он пользовался авторитетом у всех. Мама часто обращалась к нему за советом. Все мы считали, что все, что сказал Курдюмов — справедливо и правильно.

Курдюмов прекрасно играл на баяне и часто соберёт всех в ограде пекарни и играет на баяне, смотря куда-то в небо. Любил он и детей, был холостяком. Он часто обращался к матери, чтобы она отпустила одного, другого погулять с ним.

И вот в одну прекрасную ночь Курдюмов исчез. Исчез бесследно. Или он был арестован, или похищен и убит кем-то. Это осталось неизвестностью. Если бы он был арестован, то все равно бы сообщили маме, как заведывающей пекарней.

Через два дня принесли баян Курдюмова и записочку: «Анна Павловна баян оставляю вашим детям, которых я любил беспредельно».

На записочке ни подписи ни даты.

При всей литературности подобных сюжетов в них присутствует правдивость живой жизни, отчего они ещё пронзительнее.

Марина Соколовская:

— Борис Луканин стал свидетелем многих трагических событий, но свидетелем, который почти не замечает чужих страданий. В центре его внимания оказались взаимоотношения внутри семьи, самореализация, походы и путешествия, жизнь души, растворённость в сентиментальных переживаниях, этнографических наблюдениях, жажде любви, обретение себя посреди тайги, где человек остаётся один на один с миром и выживает. Картины природы, путь сквозь лес и культурная практика архивации — те два пространства, в которых он чувствовал себя свободным.

Архив был его способом осмыслить свою жизнь как быль, в которой правда факта сплавляется с переживанием своей жизни как текста и документа. Благодаря архиву в повседневной, обычной жизни в прошлом обнаруживается колоссальный запас фантастического: не записывая подробности своей жизни, мы забываем, насколько она была насыщенной событиями и переживаниями; сохраняя свидетельства наших приключений, мы превращаем жизнь в текст, связи которого с реальностью читатель из будущего может подвергнуть сомнению. В итоге мы сталкиваемся с обычной жизнью как чередой невероятных событий… Повседневность, преображаемая чувствами и наблюдениями.

Он увлекался фотографией и последовательно запечатлел не только описанный выше взрыв храма, но и постройку Дворца культуры, первый репродуктор в Надеждинске, первомайскую демонстрацию, пекарню, где работала его мама… Качество чёрно-белых снимков невероятное, хочется рассматривать их долго и под лупой, чтобы увидеть все детали.

Дневник Бориса Луканина стал для Марины Соколовской пищей для множества умозаключений: об уральской трудовой этике, о специфическом чувстве времени у людей, живущих на рубеже эпох, о том, какой характер формирует опасное детство, проведённое лицом к лицу с тайгой, и т. п. Каждому гостю вернисажа, прошедшего 17 августа, наверняка захотелось увидеть этот материал изданным, да ещё и с хорошими комментариями. Но об этом пока речи нет.

Выставка «Человек из Надеждинска» работает в Центре городской культуры (ул. Пушкина, 15) до середины сентября.


Твитнуть

Поделиться

Плюсануть

Поделиться


Источник: NewsKo
просмотров: 49

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.