Хранитель пермских деревянных богов Евгения Шабурова рассказала о своих подопечных: уникальной коллекции церковной скульптуры, ставшей настоящим символом Пермского края, известным далеко за его пределами.
Спаситель пермских богов
Строго говоря, пермские деревянные боги — явление не уникальное. Церковные скульптуры были распространены почти на всей территории России, и сегодня их можно встретить в музеях и на Вологодчине, и в Иркутске. Где-то они появились в виде заимствования западной, византийской традиции, а где-то стали естественным продолжением языческих культов с их деревянными идолами и бабами.
Но настоящим культурным брендом стали только пермские деревянные боги. Им просто повезло больше, чем другим: после революции, в годы гонений на церковь, в Прикамье нашёлся человек, который не просто спас скульптуры от уничтожения большевиками, но и провёл огромную исследовательскую работу, собрал истории и легенды пермских богов. Его звали Николай Серебренников.
Сегодня в коллекции Пермской государственной художественной галереи более 500 таких скульптур, из которых «видели свет» (выставлялись) не больше половины. Большая часть была найдена в Верхнекамье — в Чердыни, Соликамске, Коми-округе. Серебренников вёз их из северной глуши в огромных коробах на полозьях. Добывать их нередко приходилось с риском для жизни: никто не хотел расставаться с намоленными скульптурами. А если отдавали без боя, то провожали с почестями, как в последний путь.
Деревянные путешественники
К своим деревянным богам пермяки относились, как к живым. Вот Никола Можайский, самый любимый святой в России, защитник. В одной его руке меч, а в другой храм, изображение вполне себе каноническое. Если не считать одной маленькой детали: модные остроносые туфли на ногах. Евгения Шабурова рассказывает, что на ноги статуе надевали калоши, которые меняли раз в год. Старожилы уверяли: каждую ночь деревянный святой обходит деревню дозором, и потому калоши снашиваются. А одна старушка на вопрос: «Чего Никола по ночам ходит?» отвечала просто: «Йисти хочет». В храме, и то правда, есть нечего.
Некоторых деревянных «путешественников» приходилось даже запирать: рассказывают легенды о том, что, когда скульптуру перевозили в другой храм, в соседнюю деревню, она ночью могла вернуться домой.
А вот «Христос в темнице». Темница — одно название, это скорее светёлка: застеклённая, украшена редкого мастерства резьбой. На выставке в галерее Христос сидит лишь в повязке на чреслах, а в храме его переодевали к каждому празднику в самое дорогое платье, в «темнице» зажигали лампаду, чтоб Спасителю было светло и тепло. Но на ночь всё равно на всякий случай запирали.
Были и другие суеверия: скульптуры, например, грызли. Раньше считалось, что, чтобы избавиться от зубной боли, нужно пойти на святилище и погрызть дерево. На местах древних святилищ выросли православные храмы, а обычай остался.
Медицинские загадки
Возможно, не только религиозным экстазом можно объяснить такое трепетное отношение к деревянным богам. Они и впрямь, как живые, это чувствуется в неуловимых деталях, указывающих на то, что лучшие из них скульптор вырезал, взяв за образец знакомого ему человека. Особенно это видно по лицам: высокие скулы и характерный разрез глаз, большие натруженные руки выдают в Спасителях, ангелах и святых простых зырян, манси, коми и татар.
Есть несколько скульптур, изображающих Христа, прижавшего левую руку к груди, правой прикрывая лицо. Искусствоведы по сей день спорят о том, что значит эта поза: может быть, он прикрывается от удара? Но есть и бесхитростное, деревенское объяснение: на вопрос Серебренникова одна бабка ответила, что левой рукой Иисус прикрывает муху, которую стражники спутали с раной на его груди, и потому не стали тыкать его копьем.
Есть и необычные лики: вот девять ангелов, «Небесное воинство», настоящая загадка для искусствоведа: на головах у них парики петровской эпохи, туники перепоясаны портупеями. Глаза навыкате, скошенные затылки — все признаки синдрома Дауна и базедовой болезни. Евгения Шабурова мечтает, что когда-нибудь у неё появится достаточно свободного времени, чтобы зарыться в медицинские архивы и найти ответ на загадку этих странных образов. Известны случаи, когда вся деревня болела одной болезнью: кто знает, может, с односельчан ваял свои скульптуры неизвестный мастер. А может быть (это уже предположение автора статьи), мы имеем дело с современным искусством позапрошлого века.
Поблагодарить редакцию
Пермская государственная художественная галерея