Выставки наивного искусства — новая традиция Дягилевского фестиваля
Сегодня, 13:51
Юлия Баталина редактор отдела культуры ИД «Компаньон»
Фото: Михаил БелоусовНепрофессиональное искусство бывает, так сказать, разной степени наивности. Многие наивисты вполне могли бы быть и профессионалами, поскольку от природы наделены талантом рисовальщика. Таков, например, знаменитый Альберт Коровкин, автор очаровательной иконы о Георгии, подружившемся со змием, которая была показана в Музее советского наива на выставке картин из коллекции Евгения Ройзмана. Таких художников наивными делает не отсутствие профессионализма, а особый, подобный детскому взгляд на мир.
Есть и другие. Вот Павел Леонов, которого многие склонны считать советским наивистом номер один, окончил Заочный народный университет искусств, но так и не освоил перспективу, объём, не научился создавать портретное сходство, да и вообще к изобразительной верности окружающей реальности относился наплевательски. В его картинах главное всегда размерами превышает второстепенное, сюжет всегда очень сложный, со множеством подробностей, и ответвления этого сюжета расположены слоями, одно над другим: вот в центре сам художник и его жена Зина (главные герои многих леоновских полотен), а за ними идут один над другим — вереница людей, вереница всадников, вереница птиц… Птицы у Леонова присутствуют на всех полотнах.
И не беда, что никакой физиогномист не признает в герое картины самого Леонова и что лошади отличаются от собак только формой хвоста. Не важно. Леонов — из тех художников, которые рисовали не потому, что умели. А потому, что не могли не рисовать.
Картины Павла Леонова — это живописные «ковры», на которых в виде многослойного орнамента расположен фантазийный мир, рождавшийся в голове человека, прожившего очень непростую жизнь, но при этом полный этакого колхозного оптимизма. На его полотнах Лев Толстой строит бассейн, чтобы крестьяне занимались спортом, а Есенин читает стихи народу.
Большая выставка Павла Леонова открылась в Музее советского наива в рамках Дягилевского фестиваля. Это уже второй такой случай: год назад на фестивале работала выставка ещё одного известнейшего советского наивиста — Василия Григорьева.
Показывая в рамках фестиваля непрофессиональное искусство, музей как бы создаёт второй содержательный полюс фестивальной программы: если в Театре оперы и балета показывают высочайшие образцы авангардного профессио-
нального искусства, то в Музее советского наива его антитеза — высочайшие образцы искусства глубоко непрофессионального. У фестиваля появляется дополнительное измерение, объём, смысловая многослойность.