Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

08:45, 01.10.2014

Муниципалитеты – самое уязвимое звено политической системы нашей страны, но

Муниципалитеты – самое уязвимое звено политической системы нашей страны, но в то же время об это самое звено то и дело спотыкается государственная вертикаль власти в попытках подчинить себе местное самоуправление. Такой тезис красной нитью прошёл через выступление в Добрянке самого цитируемого политолога края Олега Подвинцева .

Встреча с доктором политических наук и руководителем пермского отдела Института философии и права УрО РАН по изучению политических институтов и процессов состоялась 23 сентября в городской библиотеке в рамках цикла лекций «Добрянская академия». В небольшом зале едва можно было найти свободное место: на задних рядах, как обычно, студенты и старшеклассники, а впереди – глава города Сергей Окулов, председатель городской Думы Александр Бутырин, некоторые из депутатов, от районной администрации – начальник отдела внутренней политики Елена Покровская.

– Сегодня у органов федеральной и региональной власти, по сути, есть единственный рычаг давления и подчинения муниципалитетов – это система распределения бюджетных средств, – начал своё выступление лектор. – Несмотря на это, мы можем наблюдать достаточно много самостоятельных глав и депутатов. Конечно, можно «сломать» отдельно взятый муниципалитет, как это произошло в Усольском районе, где депутаты Земского собрания дважды выражали свою поддержку главе и не принимали его отставку. Лишь после вмешательства федеральных и региональных чиновников отставку неугодного им главы депутаты одобрили. Сломали жёстко, практически через колено, но действовать подобным образом в масштабах страны сложно или даже невозможно: только в Пермском крае больше сорока муниципалитетов.

Запугать местную политическую элиту, по словам Олега Подвинцева, тоже не представляется возможным, ведь в своём большинстве им нечего терять. Учителя, врачи, мелкие предприниматели, пенсионеры и общественники – вот классический состав представительных органов муниципалитетов. Ими сложно манипулировать, с ними трудно договориться, отчего вертикаль власти и создаёт себе проблемы на пустом месте, придумывая и внедряя очередной эксперимент с местным самоуправлением.

Пришедший в 2012 году на пост губернатора Пермского края Виктор Басаргин описал наш регион как слишком либеральный, где требуется «больше консерватизма». Он создаёт политсовет, которому поручает вопрос об изменении работы местной власти. Но, как ни странно, даже у нового губернатора не было чётких путей решения этого вопроса, и политсовет недавно канул в Лету. По словам Олега Подвинцева, такая ситуация характерна не только для Прикамья.

– В Свердловской области решили создать управленческие округа, которые объединяют несколько муниципалитетов и подчиняются губернатору, – опытом ближайшего соседа политолог посчитал поделиться в первую очередь. – Эффективность этой модели стремится к нулю. Это всё та же бескомпромиссная и жёсткая попытка подчинить местное самоуправление. Если и брать во внимание свердловскую модель, то подобные округа должны создаваться по инициативе глав муниципалитетов и в тех масштабах, в каких они посчитают нужным, а не указом губернатора или правительства области.

В ряду граблей, которые расставили для себя органы государственной власти, Олег Подвинцев назвал и закон об отмене второго тура на местных выборах, подписанный губернатором края в прошлом году. В федеральном центре посчитали, что так будет проще приводить к власти «своих» глав в муниципалитетах, но по факту закон ставит вопрос о легитимности победившего кандидата. В подтверждение своих слов политолог приводит итоги выборов, прошедших в сентябре, где новые главы Красновишерского и Куединского районов набрали меньше половины голосов избирателей, опередив своих соперников всего на 1-2%!

– Лояльности жителей таким главам будет добиваться сложнее, а депутаты и вовсе в любой момент могут поднять вопрос о доверии к главе, – резюмировал Олег Подвинцев. – Опять же, если говорить о выборах руководителей муниципалитетов, то в Законодательном собрании Пермского края рассматривают аж пять законопроектов реформы местного самоуправления. Из них четыре предусматривают прямые выборы глав районов и городов, а пятый – назначение сити-менеджеров и выбор глав из числа депутатов муниципалитета. Надо ли говорить, какой законопроект будет поддержан краевыми депутатами и подписан губернатором?

– Не нужно забывать и о том, что все вопросы местного самоуправления крутятся в основном на уровне больших городов, региональных столиц, – взял слово глава города Сергей Окулов . – Судьба небольших городов и районов сейчас зависит от того, какой законопроект будет принят в итоге.

Заканчивая выступление и отвечая на вопросы добрянцев, Олег Подвинцев отметил, что с большой долей вероятности после первого чтения в поддержанный законопроект внесут поправки, позволяющие муниципалитетам оставить без изменения их уставы. Что это значит? А то, что принятие нового закона практически не повлияет на политическую ситуацию в регионе: главы городов и районов будут избираться, как и прежде, жителями, а вертикаль власти продолжит спотыкаться о достаточно самостоятельные муниципалитеты. И это будет происходить до тех пор, пока у федеральной и региональной власти не появятся чёткая стратегия и видение того, что делать с местным самоуправлением.

– Задача реформы местного самоуправления в том, чтобы приблизить жителей к власти. А то, что мы наблюдаем сейчас, всё больше удаляет их. Муниципалитетам стоит дать больше ресурсов и полномочий – вот что действительно нужно сделать, – высказался присутствовавший на встрече Почётный житель города и края Вадим Ладугин .

Эта мысль не так уж нова и довольно часто звучит и от представителей местной власти. Но сегодня она идёт вразрез интересам регионального и федерального центров...

Источник: NkoPerm.ru
просмотров: 93

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.