Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

00:30, 09.09.2014

Пилот вертолёта Валерий Маляров из Краснокамска работает на Крайнем Севере Вода быстро

Пилот вертолёта Валерий Маляров из Краснокамска работает на Крайнем Севере

Вода быстро заполняла кабину вертолета. Пилот висел вниз головой, пристегнутый к сиденью. В таком положении теряется ощущение пространства и непонятно, где выход. Главное ­ не паниковать, действовать четко по инструкции. А вода всё прибывает, каждое движение ­ на ощупь… Первое ­ отстегнуть ремень от сиденья. Сделать глоток воздуха, пока вода не залила лицо. Второе ­ выдавить стекло и задержать дыхание. Кабина уже полностью заполнена водой. Третье ­ взяться за верхний край окна, протиснуть тело в проем и выплыть спиной вперед. Осторожно делаем выдох. Всё ­ жив!

земляки

В небе Арктики

Пилот вертолёта Валерий Маляров из Краснокамска работает на Крайнем Севере

Вода быстро заполняла кабину вертолета. Пилот висел вниз головой, пристегнутый к сиденью. В таком положении теряется ощущение пространства и непонятно, где выход. Главное ­ не паниковать, действовать четко по инструкции. А вода всё прибывает, каждое движение ­ на ощупь… Первое ­ отстегнуть ремень от сиденья. Сделать глоток воздуха, пока вода не залила лицо. Второе ­ выдавить стекло и задержать дыхание. Кабина уже полностью заполнена водой. Третье ­ взяться за верхний край окна, протиснуть тело в проем и выплыть спиной вперед. Осторожно делаем выдох. Всё ­ жив!

­ Страшно?

Валерий на минуту задумывается:

­ Нет. Ведь нас под водой страхуют опытные аквалангисты­инструкторы и готовы помочь тем, кто растерялся или не может нащупать ремень, которым пристегнут к сиденью.

Курс «Подготовка по подводному выходу из вертолетной кабины» предназначен для экипажей вертолетов, а также судов и морских передвижных установок, доставка которых осуществляется вертолетом. В ходе занятий отрабатываются навыки по спасению в случае аварийной посадки или падения вертолета в воду. Самое сложное упражнение ­ выход из перевернувшейся в бассейне вертолетной кабины. После успешного прохождения программы выдается свидетельство международного образца – теперь пилоты имеют право пять лет летать на вертолете над водными пространствами.

Валерий Маляров ­ опытный пилот вертолета компании «Газпромавиа» был направлен на остров Варандей нести дежурство на нефтяных платформах.

­ Сто тридцать километров от побережья до платформы «Сатурн» ­ около часа полета, ­ рассказывает Валерий. Разговор неторопливый. У летчиков каждое слово ­ на вес золота. Они привыкли не говорить ­ действовать, сдерживать эмоции, которые являются плохими помощниками в стрессовой ситуации. Еврокоптер ­ легкий маневренный одновинтовой вертолет нужно точно посадить на крошечную площадку нефтяной платформы – задача по плечу только асам. Согласно требованиям безопасности, у неф­тяников всегда должна быть связь с Большой землей на случай всяких ЧП ­ вдруг кому­то нужна будет срочная эвакуация? Поэтому еврокоптеры постоянно дежурят на платформе. Каково это ­ посадить вертолет на раскачивающуюся платформу, Валерий не рассказывает. Он готов говорить о чем угодно, только не о себе. Характер!

Характер у Валерия проявился еще в молодости – сразу после окончания школы поступал учиться в училище гражданской авиации. Не получилось. Семнадцатилетний парнишка устроился работать на завод, вечерами занимался в клубе ДОСААФ.

Путь в небо был непрост ­ полгода напряженной работы: днем ­ на заводе, вечером ­ изучение аэродинамики, навигации, радиооборудования…

Зато какое счастье ­ первый самостоятельный полет без инструктора, когда только от пилота зависит каждое движение маленького самолета Л­29. Всего семь минут. Прошло почти тридцать лет, но и сейчас Валерий помнит свои ощущения:

­ Первый полет ­ не передать словами. Только от меня зависит, как взлетит и приземлится самолет. Все время хотелось оглянуться на сиденье инструктора, чтобы убедиться, что я один в кабине и никто не поддержит советом.

После службы в армии Валерий поступил учиться в Кременчугское летное училище гражданской авиации. Это было единственное училище в стране, где готовили пилотов вертолетов. Здесь молодой курсант встретил красавицу Лилю и увез молодую жену с собой по распределению на Север.

Поселок Мыс­Каменный был построен по инициативе известного полярника Ивана Папанина. Так крошечный поселок оленеводов превратился в базу для обслуживания Северного морского пути: порт и аэропорт. Вертолет Валерия Малярова перевозил почту, продукты, лекарства, доставлял оленеводов из тундры в поселок.

­ Всяко бывало. И приключения разные ­ рассказывать не буду, ­ летчик краток в повествовании о своей жизни, но вдруг спокойное лицо озаряется улыбкой, и он готов бесконечно рассказывать о красотах тундры.

­ Вертолет летит на высоте сто метров. Максимум ­ пятьсот. Поэтому успеваем разглядеть все: белых медведей, волков, песцов на бескрайнем снежном поле, или цветы тундры весной. Красота ­ глаз не оторвать! Множество озер и рек, которые под крылом самолета сверкают золотом на солнце. Лето в тундре ­ короткий праздник. Но здесь можно и грибы собирать, и ягоды – богатые места: черника, брусника, морошка, словно бусы, рассыпаны по пушистому мху.

Но на дворе были непростые девяностые годы. Парк вертолетов на Крайнем Севере сокращался, многие пилоты остались не у дел. Вот и Валерий вместе с женой и ребенком был вынужден вернуться в родной город. Но и в Краснокамске было трудно с работой ­ тем более по специальности. Пришлось опытному летчику идти работать на бумажный комбинат резчиком бумаги. О своих переживаниях рассказывает скупо. Но именно это немногословие сильнее подчеркивает пережитое отчаяние сильного мужчины:

­ Мне полеты каждую ночь снились!

Частная авиакомпания стала для Валерия новым испытанием характера. Серьезная работа превращалась в развлечение для любого, готового оплатить полет ­ приходилось летать с туристами, рыбаками, охотниками. Но пилот забывал о капризных пассажирах, как только мощная машина поднималась в небо.

Время менялось ­ постепенно задания становились все сложнее и ответственней: патрулирование трубопроводов, доставка рабочих бригад, перевозка опасных, неформатных и крупногабаритных грузов, поисково­спасательные работы, экстренная помощь и оперативная доставка больных из отдаленных населенных пунктов в лечебные учреждения, выполнение аэрофотосъемок для составления карт местности.

Настоящая мужская работа! Валерий облетел много раз весь Пермский край. Но особенно яркие впечатления у него оставили северные районы: белый мох и каменные великаны плато Маньпупунёр, серебряные перекаты Вишеры, горная тайга и голубая тундра.

Валерию всего сорок шесть лет, но он уже пять лет находится на пенсии и работает в компании «Газпромавиа»:

­ По закону пилотом на вертолете можно летать до 65 лет. У нас есть такой летчик. Надеюсь, и я еще долго не расстанусь с вертолетом!

Опытному пилоту нравится учиться, осваивать новые возможности. Поэтому, когда ему предложили нести дежурство на нефтяных платформах Заполярья, согласился. Не испугала даже особая система подготовки, которую должны пройти все пилоты и пассажиры, чтобы получить право полета над водными пространствами ­ новое испытание характера и силы воли. Сейчас у Валерия две машины ­ мощный многоцелевой Ми­8 и легкий маневренный еврокоптер.

Несколько дней назад он вернулся в Краснокамск с дежурства на нефтяной буровой платформе «Сатурн». Следующая командировка ­ во второй половине августа.

­ Страшно?

Короткая пауза: «Нет», ­ и ласковый взгляд в сторону любимой супруги. Лиля со стороны наблюдает, как я «пытаю» немногословного мужа. Она без слов понимает его тревоги и волнения, радость полета и спокойную уверенность мужа. Рядом с сильным мужчиной обязательно должна быть такая женщина ­ уверенная в своем муже, любящая, ждущая.

Анастасия БЫКОВА

Источник: NkoPerm.ru
просмотров: 224

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.