Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

02:15, 05.09.2014

Как можно было и ожидать, публикация «Полигон для «Опергруппы» («Звезда», 14 августа

Как можно было и ожидать, публикация «Полигон для «Опергруппы» («Звезда», 14 августа 2014 года) получила множество откликов и на сайте газеты, и в социальных сетях, и в почте редакции

Напомним: ее авторы композиторы Игорь Ануфриев, Валерий Грунер, Петр Куличкин, музыкальные педагоги Ольга Выгузова, Татьяна Манцырина, Ольга и Яков Саравайские, деятели культуры Наталья Бельтюкова, Людмила Корж, Лидия Лисовенко, Софья Ляпустина, Римма Лицман, Ольга Старцева, Татьяна Чернова (люди многим известные, так что обойдемся без титулов каждого) выразили тревогу по поводу художественной политики в Пермском театре оперы и балета, которая в последние 3,5 года ориентирована на эксперименты, адресованные, на их взгляд, «узкому кругу избранных». Наряду с читательским обсуждением (с некоторыми из мнений можно познакомиться в сегодняшнем номере), в редацию уже на текущей неделе поступила подборка кардинально отличных от предыдущей статьи высказываний по этой же теме. Назовем авторов: это ректор Пермского гуманитарнопедагогического университета Андрей Колесников, директор Пермского кампуса Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Галина Володина и заведующий кафедрой этого же вуза Андрей Борисов, директор пермской гимназии № 11 имени С. П. Дягилева Раиса Зобачева, основатель книжного магазина «Пиотровский» Денис Корнеевский, председатель правления Пермского отделения Союза композиторов России Игорь Машуков, профессор ПГНИУ Галина Янковская и артдиректор галереи «МарисАрт» Вадим Зубков. Материал уже был подготовлен к печати, когда его потеснил другой — буквально вслед пришло объемное открытое письмо из Пермского театра оперы и балета, подписанное членами его художественной коллегии. Оно также — без правок и купюр — представлено в этом номере. Для публикации других комментариев просто уже не хватает газетной площади. Но все они будут размещены в Живом журнале «Звезды».

Надо сразу сказать: сегодня «Звезда» подводит черту под обсуждением этой темы. Потому что, к нашему сожалению, деловой и принципиальной полемики не получилось. Складывается впечатление, что основные участники не смогли или не захотели услышать друг друга. Не нашли точек соприкосновения по своим главным позициям: театр несет образовательную, воспитательную функцию для широкого круга людей, и другая — это элитарное искусство, открывающее новые грани творческого созидания. А обвинения и обиды, как известно, — плохие советчики, не самый рациональный путь к достижению положительного результата.

Так что пока у фразы «Для кого пермская опера?» остаётся знак вопроса.

Икота нынче музыкой зовётся

ГОСТЬ. …Театр, как и многие области культурной жизни, серьёзно пострадал от «эффективных менеджеров» и деятелей «современного искусства». Меня радует, что об этом начали говорить специалисты и люди, понимающие и любящие музыкальный театр. Но услышат ли их те самые менеджеры от культуры и руководство края? Ведь в других вопросах они продемонстрировали потрясающую глухоту и непрофессионализм.

ТЕАТРАЛ. Ну наконецто!!! Может, все-таки у нас в Перми чтото сдвинется с мертвой точки!!! Очень больно смотреть, как пропадает наш Пермский театр… Жаль артистов, музыкантов, и правы наши пермские деятели культуры, что, конечно, после аттестации, а мы все понимаем, для чего она делается уже можно будет ставить на нашей опере крест. Только удивительно, почему наш губернатор делает вид, что ничего не происходит… А ведь бешеные деньги тратятся из нашего общего бюджета, с наших налогов.

ГАЛИНА. Очень хорошо, если эта статья станет руководством к действию для правительства Пермского края и депутатов Заксобрания. Разрушать проще всего. Страшно, что мы можем утратить те традиции, которые складывались десятилетиями традиции сотрудничества с Питером, традиции высокой культуры. Согласна с авторами статьи нужна грамотная экспертная оценка репертуара с последующими серьезными и решительными оргвыводами. Хочу, чтобы мои дети и внуки имели счастье приобщаться к высокому искусству нашего замечательного оперного…

ОЛЬГА. Подписываюсь под каждым словом в статье!!! Очень печально наблюдать, как любимый театр рушится на глазах! Сколько снято с репертуара замечательных спектаклей и сколько поставлено!!! На премьеры приглашаются зарубежные «звёзды», хотя свои ничуть не хуже!!!

МУЗЫКАНТ. Бесконечно жаль наш театр! Репертуар, который создавался десятилетиями, уничтожен. Солисты ищут себе работу в других театрах, артисты хора и оркестра уходят сами или их увольняют под «благовидными» предлогами. И это происходит в театре, который всегда был гордостью не только Пермского края, но и всей России… Хорошо, что представители культурной и музыкальной общественности бьют тревогу. Может быть, наши власти опомнятся, и этой дикой фантасмагории будет положен конец. Мне не безразлична судьба театра, в котором я проработал концертмейстером оркестра почти 40 лет.

ЕЛЕНА. После посещения «Носферату» ощущение тошноты долго не покидало меня. Да, собственно, и во время этого «мероприятия» приходилось выходить из зала, чтоб хоть немного восстановиться. Одна программка с матерными частушками чего стоит. Только один вопрос: ради чего все это, за десятки (!!!) миллионов, если мне не на что сводить своих школьников и гостей в единственный музыкальный театр нашего миллионного города?.. Позор!

Олег СУХОРУКОВ, министр Пермского края Разрешите поставить под статьей также и свою подпись. ПРЕДЛОЖЕНИЕ: давайте музыкальные эксперименты делать за счет частных инвесторов и любителей современного искусства (Гельмана, Лебедева, Чиркунова, московской тусовки критиков), а бюджет прибережем для вечных ценностей русского и российского искусства. А с зарубежным будем знакомиться путем их гастролей к нам.

СПРИНТЕР. Полностью поддерживаю. Когда мы наконец очнемся от «культурного» шарлатанства в стиле «детей лейтенанта Шмидта» от новоиспеченных Бендеров, только уже иностранного производства? Нас пичкают тем, что давно превратилось в отрыжку европейских «свобод», причем за наши средства. Сколько можно терпеть? Везде уже «гельманизму» поставили нормальные заслоны и близко не пускают к бюджету. А мы все еще не можем определиться, на каких культурных ценностях мы хотим воспитывать наших детей.

МУЗЫКАНТ. А артистам хора преподнесли все так, будто ничего страшного не произошло, всё только начинается для коллектива. А что начинается? Оставили хор без руководителя в начале сезона и перед серьезной аттестацией! Назначат главного хормейстера из «своих», и вылетит половина как профнепригодные, это после того, на каком месте был наш театр до прихода «варягов»!!! Горстку оставят, потом когото выпнут, не продлив контракт! И нет у театра ни хора, ни оркестра. Уже сейчас все проекты совместные, малая кучка опер осталась, постановки в концертном варианте с приглашенными солистами за бешеные гонорары. Стыдно, господа, которые стоят у власти и смотрят сквозь пальцы на то, как горят театр и люди, в нем работающие. Закончатся когдато деньги, и Теодор благополучно уедет на другую кормушку, а мы будем собирать пепел…

АРТИСТ. Ситуация в театре просто пугающая!!! Во всем мире уже уходят от таких экспериментов!!! А у нас они процветают!!! Дурной вкус! Да и только!

ЕЛЕНА. Очень правильно замечено, что эксперименты и удовлетворение собственных амбиций творческих личностей, плюющих на мнение своих зрителей, должны осуществляться за счет заинтересованных инвесторов. Таких потенциальных инвесторов на последних премьерах замечено предостаточно! Краевой бюджет это наши деньги! Мы хотим знакомиться с мировыми шедеврами музыкального искусства, которые будят в людях добрые чувства, а не уныние, безысходность и страх (что наблюдается на сцене нашего театра оперы и балета в последнее время). Страшно подумать, что большие чиновники от культуры не могут влиять на ситуацию, сложившуюся в их государственном учреждении, платят огромные деньги только за то, что им сказали, будто на сцене театра создаются шедевры мирового уровня. Мы не хотим видеть эти «шедевры». Верните НАШ театр, верните НАШУ оперу, верните НАШ балет! Стыдно перед детьми, которые не видят того, чем мы восхищались в нашем детстве и, слава богу, можем отделить красоту от грязи.

МАРГАРИТА. Полностью разделяю точку зрения авторов статьи. Всё именно так и обстоит, к несчастью. Любимый театр становится «площадкой для выгула…». Очень обидно сознавать, что мнение поклонников театра практически не интересует тех, кто якобы старается «приобщить пермского зрителя к авангарду».

РОЛАНД. …Мы достойны лучшего отношения к нам, чем быть площадкой для сомнительных экспериментов. Считаю, что губернатор должен сказать своё слово и не только по поводу театра, а вообще по отношению к культуре как таковой в Пермском крае и к тем, кто пристроился «руководить» ею, не имея своего мнения, а главное нужной компетенции стратегического развития на подведомственной территории и уважения к нашим традициям и местным авторитетам.

OLGA. «Прекрасный оперный театр с великолепными оркестром, хором, балетом, солистами» в Перми БЫЛ до прихода Курентзиса!!! Посмотрите еще раз внимательнее афишу!!! Спектакли показываются блоками, раз в сезон!!! Для музыкального театра это неприемлемо!!! Сопоставьтека, сколько снято с репертуара добрая половина спектаклей! К вопросу о качестве: «MusicAeterna» — это оркестр мирового уровня?! Оркестр оперного может играть прекрасно, но: если первый репетирует концерты по несколько месяцев, то оркестру пермскому приходится играть спектакли еще!!! А если вы хотите послушать действительно хороший оркестр, действительно мирового уровня, сходите на концерт симфонического под управлением маэстро А. Сладковского!!!

ЕЛЕНА. Репертуар ужасный!!! Детских спектаклей просто нет, кроме «Щелкунчика» и новогодних опер… Нет полноценных спектаклей на 23 действия с сюжетом и внятной музыкой… В репертуаре неоправданные дыры, а труппа работает без выходных с нарушением Трудового кодекса, превышая нормы рабочего дня. Все задыхаются от бесконечных фестивалей и постановочных премьер, которые в авральном режиме выпускаются и потом больше не идут. Все артисты находятся на годовом контракте, по истечении которого его могут не продлить без объяснения причин. А ведь театр один на весь край, а срываться отсюда многим тяжело семьи, дети. Не у многих хватит смелости и сил. Вот и молчат, и вкалывают боятся репрессий со стороны руководства. Поэтому мы, зрители, кому не безразлична судьба театра, должны кричать о том, что происходит с нашим некогда прославленным театром! Мы теряем не только театр — теряем растущее поколение, которому негде почерпнуть прекрасного, доброго, вечного. Помоему, насилия и чернухи достаточно как в жизни, так и в книгах и на ТВ. Давайте постараемся хотя бы в театре сохранить то светлое, что еще осталось в нашей жизни.

ГЕННАДИЙ. Мы ушли от «Бедного русского» Гельмана. Надо набраться силы и воли уйти от экспериментов Курентзиса и оставить наш театр Чайковскому и всем жителям края, а не узкому кругу избранных.

ПЕНСИОНЕР. Странно, что ктото ещё об оперном критически пишет! Ведь с 2011 года только хвала и гимны великому худруку. Пиар и гламур взяли верх… Так что поздно пить боржоми, если уже цирроз. Время энтузиастов закончилось, музыканты готовы идти на любые авантюры, лишь бы это хорошо оплачивалось. Жаль, что они не понимают: после этого «опыта» их уже не возьмут в приличный оркестр… Да, забыл сказать: не пропустите «Дон Жуана», должно быть нечто! Сексшопы уже выполнили план на пятилетку вперёд!

АЛЕКСЕЙ. Все верно написано в статье. Руководство пытается сделать из искусства шоу и напустить пафоса, выдавая глупые выходки худрука и его подмастерьевдрузей за талантливость и даровитость.

ЕКАТЕРИНА. Уважаемые неравнодушные, спасибо вам за эту статью. Надеюсь, что благодаря ей чтото изменится в нашем театре, в нашем городе, в нашем сознании… А то приходишь в театр и видишь в программке матерные слова, на сцене такое, что стыдно становится, порой хочется отвести глаза или уйти из зала. Что нам этим хотят сказать, я не знаю. Но как педагог знаю: в человеке нужно воспитывать чувство прекрасного, доброго, светлого, только в этом случае у нас будет здоровое общество.

Виталий КОКШАРОВ. Да ладно выпендриваться! Икота нынче музыкой зовется? Поддержу, что классика насильственно изживается, последняя премьера — «г», но я бы воспринял ее в камерном театре, а не на сцене нашего «большого». И вообще, давайте «го» называть «гном», не забывайте, что это очень дорогое гно. Всегда наша страна славилась классическими постановками, а с таким маразмом мир не завоюешь. Там его до фига своего. Это мое мнение, и мне очень больно за театр.

Rudolf CHICHIKOV. К стилю есть вопросы, а по сути нет. Авторы правы — пора бы различать искусство, профессионализм и снобовдилетантов, утверждающихся за счет того, что «не всем понять».

ГОСТЬ. Эта статья уже далеко не первая с призывом к спасению театра и просьбой к властям сделать хоть чтонибудь. А воз, как говорится, и ныне там. И не надейтесь, дорогие, что чтото изменится. Согласно федеральному законодательству, нет никаких нарушений. Следовательно, формально все вопросы к руководству театра отпадают. А репертуарная политика и формирование эстетического вкуса это уже не к нам, заявят власть предержащие и другие сильные мира сего. У нас же не 37й год… Вот такто вот. Они теперь любое требование о соблюдении элементарной порядочности, справедливости и чистоты (в нравственном понимании) сравнивают с призывами тех лет — «раздавить гадину».

А что собственно зрители (они же избиратели), да и артисты тоже, хотели получить? Выбрали себе власть «с душком». Вот и получайте на выходе соответствующие и искусство, и образование, и т. д., и т. п. Это ответ к первому извечному вопросу — «Кто виноват?». Сами же и виноваты! Самим же и исправлять сложившееся положение вещей («Что делать?»). Только через общественное движение, одним из действенных факторов которого будет разъяснение среди потенциальных зрителей о непосещении (бойкотировании) спектаклей Курентзиса и его протеже. Повторяю, не против театра вообще, а против Курентзиса лично, его команды и спектаклей, которые они предлагают. А они, эти спектакли, заведомо низкосортные, неприличные и неприятные… «и большим, и детям». Полагаете, что это только сделает худруку театра и его постановкам сногсшибательную рекламу? Не думаю, если за дело возьмутся честные и скромные люди, целью и задачами которых будет именно оздоровление театра. Ну ведь изгнали же Гельмана из Перми. Правда, после отставки Чиркунова. А упование на благоразумие сегодняшнего губернатора ничтожно. Он пришёл из ниоткуда и уйдёт в никуда. И нет ему дела до позорного настоящего Пермского оперного, а до славного прошлого тем более. Так что очищение нашего города, нашей культуры дело рук самих горожан. Да, это долго, трудно и хлопотно. Но иного выхода из создавшегося положения нет и не было.

Раиса МАМАТОВА, журналист. Странно, что власти не реагируют на письма коллектива театра. Хотелось бы видеть в «Звезде» их ответы на злободневные проблемы театра. И, разумеется, необходим художественный совет театра.

АНАТОЛИЙ. Драму в вертеп превратили. Сейчас варяги за оперу взялись. И так некуда сходить. Посмотреть, послушать. До каких пор…

Источник: NkoPerm.ru
просмотров: 165

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.