Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

23:45, 28.08.2014

Строительство рассолопромысла в Усольском районе перенесли на 2021 год Информация

Строительство рассолопромысла в Усольском районе перенесли на 2021 год

Информация о сроках переноса строительства рассолопромысла и рассолопровода ОАО «Березниковский содовый завод в Пыскоре» воспринята усольскими жителями как победа. Но насколько она окончательная?

Вспомним предысторию этой конфликтной ситуации между населением древнего Пыскора и старейшим предприятием Березников и всего Верхнекамья.

Рассол для содовиков готовили березниковские калийщики из отходов своего основного производства, складируемого на солеотвалах БКПРУ-1. Было сооружено специальное производство рассола, который по трубам транспортировался на содовое предприятие. Эта технологическая схема работала стабильно. Но случилась авария на руднике БКПРУ-1 «Уралкалия» в октябре 2006 года, и все изменилось.

Основное производство предприятия было остановлено, а производство рассола продолжалось и продолжается. В связи с образующимися провалами и проседаниями поверхности почвы на промплощадке рудоуправления меняются схемы, производства, участки, где раствор готовится, но дело не стоит, и содовики сырьё для своего производства получают стабильно. Хотя качество уже не то.

При этом, по словам исполнительного директора «Березниковского содового завода Александра Мехлиса, после случившейся аварии цена рассола выросла в 4–5 раз. С 40 рублей за кубометр в 2006 году до 180–200 рублей в 2014 году. И это, по мнению руководства предприятия, «на порядок выше среднемировых цен, что существенно снижает конкурентоспособность продукции на рынке и ставит завод на грань выживания».

Так-то оно так. Но за прошедшее время цены растут, и не только из-за аварии на руднике БКПРУ-1 «Уралкалия». Цена на рассол росла всегда — и в советское время, и в постсоветское. Стороны не раз апеллировали к различным ветвям власти, проходили суды, которые обе стороны с переменным успехом выигрывали. Что скрывать, «Уралкалий» тоже в своё время схитрил, сумев доказать, что галитовые отходы его основного производства — прошедшие через обработку аминами на фабриках (!) — чуть вреднее бытового мусора… Отходы отходами, но ведь их продают! Небольшая подработка на производстве, и на тебе — товар, продукция! Может, содовики, как утилизаторы этих галитовых отходов, взялись бы за это дело сами?

Но и содовики не торопятся создавать своё производство на промплощадках калийного предприятия. Ответ на вопрос — почему, — и прост, и сложен одновременно.

Прост — потому что на БКПРУ-1 уже есть налаженное производство, которое стабильно снабжает содовиков сырьем. Зачем изобретать велосипед?

Сложность же ответа в том, что производству этому работать ещё с десяток лет. Просто у «Уралкалия» к тому времени на первом рудоуправлении закончится сырьё для этого производства, а доставлять его с солеотвалов других рудоуправлений будет накладно. Эта перспектива и вынуждает ОАО «БСЗ» искать новые варианты обеспечения сырьём своего производства.

«Уралкалий» в своё время делал БСЗ конкретное предложение: арендовать производство рассола на первом рудоуправлении. Содовики отказались, ужаснувшись убыткам. Решили, что лучше отбивать своё право на рассол в судах через антимонопольный комитет. Что и делают. Правда, с переменным успехом.

Калийщики тогда предложили новый вариант содовикам: соорудить своё производство приготовления рассола на безопасном от провалов подразделении — БКПРУ-4. Благо, это калийное производство ближе к содовому, чем правобережный Пыскор. Содовики снова подсчитали, оказалось, опять дорого. А время торопит. Если ближайшие десять лет у БСЗ есть возможность через антимонопольный комитет заставлять «Уралкалий» производить для него рассол, то потом всё: рассолопромысел будет закрыт.

И тогда БСЗ нацелился на правобережный Пыскор, который находится на другом берегу Камы, от него полтора десятка километров до предприятия. Несмотря на это, содовики решили рассолопровод через Усольский район тянуть.

Главная причина такой настойчивости — одна. При выщелачивании в скважине в Пыскоре раствор получается более чистый, чем из галитовых отходов «Уралкалия». Да и возни немного — закачал через скважину камскую воду, растворил каменную соль, и чуть ли не самотёком подал через рассолопровод на производство. Дешево и сердито.

Жители же поселения вдруг оказались против и скважины, и рассолопровода в Березники. Причём не просто бузят, а свой отказ подкрепляют и серьёзными доводами. Вот выдержка из «Гидрологического заключения о влиянии участка „Содовый“ предполагаемой добычи каменной соли методом скважинного выщелачивания в Усольском районе», из которого следует:

«…рассолопромысел окажет негативное воздействие на подземные воды основного водоносного комплекса… Практика эксплуатации природных рассолов в Пермском крае показывает факты повсеместного смешения пресных вод и рассолов с „засолением“ пресных вод до некондиционных для питьевых целей…»

То есть возможность лишиться нормальной питьевой воды, если вдруг что, — это не фантазии местных жителей.

2 марта 2012 года на сессии Совета депутатов Пыскорского сельского поселения тогда ещё председателем Земского собрания Усольского района А. В. Механошиным был поднят вопрос по письму ОАО «БСЗ» о разрешении работ на землях, прилегающих к Пыскору. Депутаты единогласно проголосовали за отказ от проведения работ. Причина отказа очень убедительна: получение рассола путем выщелачивания соли негативно скажется на подземных водах, питающих скважину, которая обеспечивает питьевой водой жителей Пыскора и близлежащих деревень и сел. Проголосовал за это и сам глава поселения.

Тогда решение депутатов по отказу в строительстве солепровода ОАО «БСЗ» было опротестовано прокурором Усольского района. И депутаты были вынуждены отменить это своё решение.

Дальше — больше. Уже нынче районный суд отказал жителям Усолья в праве провести референдум. А вскоре и Арбитражный суд застолбил за содовиками право на строительство рассолопровода по территории Усольского района.

Березники, попытавшиеся тоже отсудить своё право на отказ от рассолопровода на своей территории (на правом берегу Камы планируется строительство целого микрорайона для переселения березниковцев из аварийного жилья), тоже суд проиграли и теперь политкорректно заявляют лишь, что рассолопровод не пройдет по территории будущего жилого микрорайона.

А может, действительно, зря пыскорцы волнуются? Всё будет, как говорит руководство БСЗ — чисто, экологически безвредно и почти курорт. Как написано в одном из последних номеров многотиражки предприятия. Тут приведены мнения людей, проживающих практически в зоне рассолопромысла головного предприятия БСЗ в башкирском Стерлитамаке: ну просто рай! Одна беда — почти все те «эксперты» либо сами работают на этом заинтересованном предприятии, либо их родные там трудились.

Впрочем, пыскорцам незачем читать корпоративные издания да лазить по Интернету. Выйдут на пригорок у Камы и видят на левом берегу знаменитое березниковское «Белое море». Так красиво названо огромное шламохранилище. Здесь находятся миллионы тонн промышленных отходов Березников. Как-то прорвало его лет тридцать назад. Тогда, говорят, мертвую рыбу чуть ли не до низовьев Волги вылавливали. Бывшая его собственница «Сода» обанкротилась, а Березники такой страшный объект на себя не взяли. И теперь этот ничейный объект для города, как бомба замедленного действия.

Видя такое, пыскорцы и выступают против рассолопромысла и рассолопровода.

Хотя, честно говоря, при таком лоббизме БСЗ и «Уралкалия» у пыскорцев мало шансов на реальную победу. Решения всех прошедших судов, застолбивших право содовиков на свой проект, остались в силе. Значит «Березниковский содовый завод» хоть сегодня может приступать к исполнению своих планов. А жители Пыскора получат-таки под боком экологическую проблему под названием «рассолопромысел и рассолопровод».

Источник: NkoPerm.ru
просмотров: 176

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.