Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

23:30, 27.08.2014

Не найдя ответа на этот вопрос, ополченцы начали прессовать журналистов Автор этих

Не найдя ответа на этот вопрос, ополченцы начали прессовать журналистов

Автор этих строк ощутил на себе действия стражей порядка нового режима. Чтобы освежить имеющийся фотоматериал, я подошёл к зданию горсовета и принялся фотографировать горожан, разглядывающих плакаты и лозунги, закреплённые на баррикаде и на стенах. Понятно, что в кадр попали и вооружённые люди, стоявшие возле «конфискованной» милицейской машины, на которую недавно трафаретом нанесли надпись «Народное ополчение Донбасса».

Александр Бриж, главный редактор газеты «Донбасс»

Едва я собрался уходить, ко мне двинулись двое молодцев. Посоветовали немедля отдать им носитель памяти с фотоаппарата. Или стереть из памяти отснятые кадры.

— А вообще кто вам разрешил снимать? — поинтересовался небритый, одетый в пятнистую куртку, из-под которой неряшливо выглядывала голубая десантная тельняшка, боец с автоматом наперевес. — Это может разрешить только комендант. Вы его не знаете? Вот, сейчас подъедет, и узнаете…

Как полагается, я представился. Но удостоверение журналиста поглядывающих исподлобья на меня бойцов не впечатлило. А тут и им подмога подоспела. Меня крепко схватили за руки, дескать, пройдёмте, гражданин, с нами. Пришлось вытащить из аппарата и отдать карту памяти. На мой вопрос о фамилиях бойцов, где мне потом их искать, последовал насмешливый ответ: «Наша фамилия — Донецкая Народная Республика».

— А вы думаете, что у нас царит демократия, — усмехнулся заместитель мэра Краматорска Андрей Бессонный, услышав по телефону мой рассказ о том, как вооружённые охранники возле исполкомовских баррикад пытались задержать журналиста, снимавшего здание горсовета. — Это ещё хорошо, что так с вами обошлись, могло быть и хуже… Вот, «закрыли» же начальника трамвайно-троллейбусного парка Сергея Шацкого. И не выпускают. Похоже, надолго…

— В такой же ситуации, как и ты, оказались все редакции местных изданий, — поделился редактор одного из городских интернет-ресурсов Виталий Выголов, выслушав мои сетования на утрату важной и дорогостоящей запчасти к фотоаппарату. — Многие сотрудники лишились кое-чего из техники, как работать — непонятно.

Союз журналистов протестует, но…

Лидер Донецкой областной организации Национального союза журналистов Украины (НСЖУ) Александр Бриж (на снимке) ещё в начале противостояния киевских властей и донецкого региона подчеркнул, что нынешняя ситуация в стране — большой и серьезный вызов для журналистов. Они призваны объективно и беспристрастно освещать события, а украинская власть по закону — обеспечивать их безопасность. При этом он процитировал представителя ОБСЕ в Украине, который сказал, что сотрудники редакций — не злодеи, а СМИ — не террористические организации, и они не виновны в политическом и экономическом кризисе в стране и в регионе.

— Журналисты просто честно выполняют свой профессиональный долг и должны быть гарантированно защищены законом, — заявил на одном из заседаний секретариата областной организации НСЖУ Александр Михайлович. — Но, к сожалению, редакторы газет и электронных СМИ ощущают негласное давление со стороны ополчения и своих учредителей — органов власти и местного самоуправления. Союз журналистов призывает смело обнародовать эти факты и называть персонально авторов подобных «заказов». Только солидарность, публичность и гласность могут стать союзниками в конфликте и не позволить рьяным чиновникам и представителям ДНР диктовать редакциям, что и о чём писать в газетах, о чём вещать с экранов телевизоров и в эфире радиостанций.

Как наивно всё это будет звучать уже в ближайшее время!

«Огненный» ультиматум редакциям СМИ

Увы, не дождавшись в областной и местной прессе, а также на телеканалах и в эфирах FM-студий на регулярной основе объективной и всеобъемлющей информации о первых реальных шагах самопровозглашённой Донецкой Народной

Республики, активисты ополчения решили действовать в присущей им силовой манере.

В редакциях газет и интернет-ресурсов, в студии ТВ стали приходить группы людей в камуфляже и предлагать первым руководителям, поигрывая перед их лицами холодным и огнестрельным оружием, заключить договоры. Дескать, отныне вы не должны нас называть террористами-сепаратистами, а не более как ополченцами или активистами ДНР. Регулярно бывать на наших встречах с жителями, рассказывать о том, как мы решаем насущные социально-бытовые и коммунальные проблемы людей. Освещать, например, как занималось ополчение доставкой воды в города, где украинская артиллерия разбила водоводы, фильтровальные или очистные сооружения.

Чаще всего редакторы уклонялись от заключения договоров. В итоге для таких газет наступали тяжёлые времена. Например, помещение и оборудование редакции газеты «Горняк» (г. Торез) было полностью уничтожено в огне показательного «случайного» ночного пожара. После которого «непослушный» редактор Анатолий Постнов слёг с тяжелейшим заболеванием.

Предвидя «разборки», многие газеты сами закрывались, а коллективы распускались до лучших времён, как славянские газеты «Вести», «ТВ плюс» и «Деловой Славянск», а также краматорские издания — «Технополис», «Восточный проект», «Краматорская правда» и другие.

Похищение редакторов донецких газет

«Идут бои, а вы со страниц своих газет стреляете нам в спину», — вот одно из главных обвинений ополченцев в адрес главных редакторов газет. За словами последовали действия. В начале июня в Донецке вооружённые представители ДНР задержали в рабочих кабинетах и вывели, надев наручники, на улицу к машине первых руководителей двух самых популярных в городе и регионе печатных изданий — главного редактора «Донбасса» Александра Брижа и Леонида Лапу из «Вечернего Донецка».

А было это так. Едва начался обычный рабочий день, как взвод ополченцев подъехал к высотному зданию на Киевском проспекте, где сосредоточены многие городские и областные газеты. Бойцы разогнали вахтёров, быстро перекрыли все входы-выходы, оборвали провода телефонной связи и на всех этажах выгнали людей из кабинетов. Часть бойцов осталась на улице контролировать ситуацию снаружи.

«Зелёные человечки» с балаклавами на лицах вошли в кабинет к Брижу, разогнали совещание, приказали редактору положить руки на стол и не двигаться. Устроили в кабинете полный погром и обыск, разворотили все шкафы с книгами, одеждой и личными вещами, перевернули всю мебель, рассовали в карманы наиболее ценные вещи. Отобрали дорогостоящий мобильный телефон, ноутбук, один из них торопливо спрятал в карман даже орден Трудового Красного Знамени — газетную награду, хранившуюся в редакции с 1967 года в красивой коробке.

— Они вошли в нашу редакцию и настоятельно под дулами автоматов попросили всех сотрудников немедля отойти от компьютеров, встать вдоль стены в коридорах и не препятствовать вооруженным людям, — вспоминает заместитель ответственного секретаря «Донбасса» Андрей Кривцун.

Он добавил, что сам, преодолев страх, остро переживая за своего редактора — Александра Брижа, направился на переговоры со старшим из группы ополченцев. И вместе со всеми вышел из здания. Отважился на это он лишь потому, что совсем недавно встречался с одним из лидеров ДНР Денисом Пушилиным и брал у него интервью для «Донбасса».

— Я сел в микроавтобус вместе с вооруженными людьми и приехал в здание областной госадминистрации, — продолжил рассказ Кривцун. — Ты же знаешь, что задержанные — ветераны журналистики, люди в возрасте. Им, мягко говоря, было некомфортно: у них резко подскочило давление, дало знать сердце, и вообще чувствовали они себя жутко. Физических мер воздействия к ним не применяли, но давили психологически — без нужды передергивали затворы автоматов и проводили большим пальцем по горлу, намекая редакторам на ближайшее будущее…

Многочасовые переговоры с насильно удерживаемыми редакторами проводил лично с непродолжительными перерывами некий важный представитель ДНР, ответственный за информационную политику и за взаимодействие со СМИ региона.

— Он провел душещипательную беседу и подробную политинформацию, — уточнил Кривцун. — Объяснил, что газеты «Донбасс» и «Вечерний Донецк» плохо освещают линию руководства ДНР. И чётко обозначил рамки, в которых нужно было разработать и обозначить редакционную политику. Редакторы молча выслушали, не вступая в полемику, пообещали рассмотреть предложения на общем редакционном совещании всех работников изданий.

Поздним вечером главных редакторов отпустили. Наутро Александр Бриж созвал собрание, изложил ситуацию, в которой оказалась газета, и предложил приостановить выпуск «Донбасса» на неопределенное время. Коллектив не возражал, хотя перспектива ухода в длительный, с явно неопределёнными временными рамками неоплачиваемый отпуск никого не радовала. Кстати, уже тогда журналистское сообщество Донбасса начало размежевываться.

— Закончатся артобстрелы города, установится мир, вот тогда мы встретимся снова, — уточнил, закрывая собрание, ветеран журналистики, главный редактор массовой общественно-политической газеты Александр Михайлович Бриж, переживший во время визита к нему вооружённых ополченцев и задержания сильнейший стресс.

Ох, какими же мы были наивными: пушки все стреляют и стреляют, а газета не выходит!

Кстати

«Донбасс» и «Звезда» — родные сёстры

«Донбасс» — крупнейшая и старейшая донецкая областная газета. По сути, она — родная сестра пермской «Звезды» по духу, внешнему виду и содержанию. И даже здания, в которых размещаются редакции — на Киевском проспекте в Донецке и на площади Дружбы в Перми, возведены по типовому проекту в советское время. Выпускается на русском языке, была основана как «Известия Совета рабочих и солдатских депутатов» в июле 1917 года в городе Юзовка (ныне — Донецк). В 1967 году, как и «Звезда», награждена орденом Трудового Красного Знамени. Имеет свою полиграфическую базу. По состоянию на начало этого года издание имело наибольшее число подписчиков в области, а не менее трети тиража расходилось по всей Украине.

Источник: NkoPerm.ru
просмотров: 125

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.