Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

00:00, 26.08.2014

Краевой парламент поддержал губернаторский законопроект об отмене стипендий для старшеклассников

Краевой парламент поддержал губернаторский законопроект об отмене стипендий для старшеклассников

В минувший четверг состоялось очередное пленарное заседание краевого Законодательного собрания, где самую громкую полемику вызвал вопрос о стипендиях для старшеклассников. Ведь губернатор Виктор Басаргин выступил с инициативой отменить эти выплаты, а депутаты Игорь Папков и Дмитрий Скриванов предложили альтернативу ­ не только их сохранить, но и распространить на школьников 8­9 классов. И накал страстей при обсуждении этих законопроектов был так высок, что спикеру Валерию Сухих пришлось не только ограничить число выступающих, но и периодически делать замечания депутатам, чтобы не переходили на личности. Что, собственно, неудивительно, поскольку речь шла о стипендиальном обеспечении десяти тысяч учеников 10­11 классов, которые успевают на «хорошо» и «отлично» и по большому счёту составляют ученическую элиту Прикамья.

Губернаторскую инициативу презентовала министр образования Раиса Кассина. Её логика была, на первый взгляд, проста и понятна. Мол, когда вводились стипендии для старшеклассников, то подразумевалось, что они будут мотивировать на получение более качественных знаний и рост результатов по сдаче Единых государственных экзаменов. Однако, по мнению министра, сегодня эти деньги тратятся неэффективно, поскольку только в двух муниципалитетах­ Перми и Кудымкара ­ за ростом стипендиальных выплат растут и результаты ЕГЭ. В большинстве других территорий таких тенденций нет. А в некоторых депрессивных муниципалитетах эти стипендии стали по факту социальными. Оценки завышают умышленно, чтобы у старшеклассников была возможность получать дополнительный доход для семьи в размере 600 рублей в месяц. Раиса Алексеевна даже привела пример, что в одном из отдалённых районов 63 процента старшеклассников получают стипендии, но по результатам ЕГЭ этот район занимает 45­е место из 48.

­ Подобных примеров много, ­ резюмировала министр. ­ Поэтому мы считаем, что в таком виде стипендии для школьников не нужны. Пусть их отмена станет стимулом для того, чтобы ученики после девятого класса шли в учреждения профессионального образования, для которых стипендии сохраняются, получали квалифицированные рабочие специальности, в которых так нуждается наша экономика. И я знаю, что принять этот подход будет непросто. Но мы всё же предлагаем поддержать губернаторский законопроект…

А следом презентовался альтернативный законопроект. И один из его авторов ­ Игорь Папков напомнил, что когда в 2010 году вводились стипендии для старшеклассников, то логика была совсем не той, о которой говорила министр. Тогда перед министерством в рамках проекта «Мода на мозги» ставилась задача по удержанию одарённых учеников в школах. Чтобы они не уходили после девятого класса в лицеи и колледжи из­за стипендий, а получали среднее образование в школах с прицелом на поступление в пермские вузы. Именно для того, чтобы у ученика был равнозначный выбор ­ продолжить обучение в школе для последующего поступления в вуз или уйти в учреждение профессионального образования с последующим получением рабочей специальности ­ и были введены стипендии для старшеклассников. При любом выборе ребёнок материально ничего не терял.

­ Мы понимаем, что существующий принцип не идеальный, ­ пояснял Игорь Валентинович. ­ Но на всех периодах проект одобрялся и министерством, и педагогическим сообществом. И в этом году мы впервые услышали, что он вдруг стал какой­то неэффективный. Мы ждали усовершенствования законопроекта, но увидели только отказ от стипендий вообще. Именно поэтому мы подготовили альтернативный вариант, по которому предлагаем расширить категорию получателей. Не только для 10­11 классов, но и для 8­9­х. В то же время предлагаем поощрять стипендией более системно ­ за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно­технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности. Но оставляем разработку критериев на усмотрение профессионального сообщества…

А потом началась полемика, тон которой задал депутат Дмитрий Скриванов. Он громко напомнил всем депутатам ситуацию четырёхмесячной давности, когда секвестировали бюджет и по настоянию правительства сократили около 42 миллионов рублей, которые предполагалось направить на поощрение педагогов по итогам сдачи ЕГЭ. Тогда представители министерства говорили, что эти доплаты не нужны и ни к чему не мотивируют. Но оказалось, что мотивируют! Ведь, по словам Дмитрия Станиславовича, подобные вопросы задавались председателю правительства на встрече с педагогами, и он объяснил, что это краевые парламентарии приняли такое решение. Поэтому депутату Скриванову пришлось краснеть на встрече с педагогами в Шадейской школе, которым эти доплаты полагались, но так и не были выплачены.

­ Так будет и сейчас! ­ подытоживал он. ­ Если ликвидируем стипендии, то останемся крайними. Кроме того, это идеологически неправильно. Надо развивать всё лучшее, что у нас есть. В том числе и через материальные стимулы. Поэтому я бы предложил отклонить законопроект губернатора и поддержать наш…

И тут народных избран­ников словно прорва­ло. Сначала на мини­стра образования «наехал» депутат Илья Шулькин. Он совершенно справедливо задался вопросом: а чья вина, что стипендии для старшеклассников вдруг утратили свою эффективность? Ведь если оценки завышаются, то это не вина ученика. Если в школах слабые программы, по которым легко учиться на «4» и «5», то это не вина ученика. Если слишком сложен ЕГЭ, то это тоже не вина ученика. По большому счёту это недоработка профильного министерства, которое пустило ситуацию на самотёк. И теперь пытается ликвидировать стипендии, чтобы просто ничего не делать. Поэтому, по мнению Ильи Григорьевича, необходимо самому министерству пересмотреть отношение к данному вопросу и направить все силы на повышение эффективности стипендиальной программы, а не на её закрытие.

Следом выступила депутат Дарья Эйсфельд, которая несколько огорчила присутствующих тем, что Пермский край в деле стипендиального обеспечения школьников, увы, не уникален и отнюдь не пионер. В частности, все старшеклассники Томска, обучающиеся на «хорошо» и «отлично», получают стипендии. Но ­ на конкурсной основе. В Ульяновской области получают стипендии все хорошисты и отличники, которые учатся в старших классах.

Но самый серьёзный и длительный проект идёт в Кемеровской области, где стипендиальное обеспечение школьников ввели ещё в 2001 году и не приостанавливали выплаты даже в самые тяжёлые для области времена. Более того, там материальное стимулирование школьников начинается аж со второго класса! Этот опыт признан уникальным в рамках страны. И на базе Кемеровской области даже создана федеральная площадка для ретранслирования опыта ­ «Региональная система выявления поддержки и стимулирования одаренных детей».

­ Программа на федеральном уровне получила методические и психологические рекомендации, которые подтверждают ее эффективность в стимулировании мотивации, ­ отметила Дарья Александровна. ­ Поэтому я считаю, что нам не нужно отказываться от собственного опыта, а продолжать реализацию данного проекта. Ведь сомнения есть у большинства депутатов. А в педагогике любое сомнение трактуется в пользу ребёнка…

Надо сказать, что в публичные противники системы стипендиального обеспечения школьников рискнули записаться лишь некоторые депутаты: ректор педуниверситета Андрей Колесников, директор лицея

№ 10 Ирина Ивенских и бывший логопед одного из березниковских детских садов Ксения Айтакова. И аргумент у них всех был тоже один­единственный. Мол, согласно их личному опыту и знаниям, почерпнутым из книг, деньги школьников ни к чему не мотивируют. Ирина Ивенских даже вспомнила одну из теорий: мол, если человек трудится и вознаграждается за это в размере своих минимальных базовых потребностей, то это норма. Если её снижать, то мотивация к труду падает. А если повышать, то, увы, мотивация не растёт. Что, к слову, спорно. Ведь если всех тайных и явных сторонников ликвидации стипендий для школьников одномоментно посадить на минимальную зарплату, отобрав все доплаты и премии, то очень сомнительно, что они вообще выйдут на работу.

Но самым ярким противником школьных стипендий стал вице­премьер краевого правительства Алексей Чибисов, который дословно заявил: «Как твёрдый троечник и в вузе, и в школе никогда ни на какие стипендии не претендовал и не получал, и считаю, что плата за «четверки» и «пятерки» растлевает молодое поколение». И его заявление вызвало столь дружный смех, что чиновнику стало даже немного неловко. Хотя смешного тут и впрямь мало. Теперь получается, что хорошо учиться не только невыгодно, но даже, выражаясь молодёжным сленгом, «стрёмно». Ведь если учиться на «хорошо» и «отлично», то впоследствии будешь прозябать в какой­нибудь школе или больнице в нищете, а если будешь твёрдым троечником, то можно сделать неплохую карьеру и даже стать вице­премьером.

Видимо, исходя из этой логики депутаты и принимали решение. Ведь губернаторский законопроект в конечном итоге был поддержан в первом чтении. «Растлевающих» стипендий для старшеклассников в прежнем виде больше не будет. Что и придётся объяснять депутатам в своих избирательных округах, куда они поедут с цветами и поздравлениями в День знаний.

Результаты поименного голосования по губернаторскому законопроекту, отменяющему стипендии для старшеклассников

ЗА

Ксения Айтакова Владимир Алистратов Александр Бойченко Армен Гарслян Елена Гилязова Николай Демкин Владимир Данилин Владимир Даут Александр Драницын Евгений Желобович Владимир Жуков Алексей Золотарев Ирина Ивенских Анатолий Карпов Андрей Колесников Владимир Корсун Геннадий Кузьмицкий Сергей Митрофанов Владимир Нелюбин Алексей Петров Виктор Плюснин Равкат Разутдинов Ольга Рогожникова Андрей Старков Валерий Сухих Александр Телепнев Александр Третьяков Александр Федоровский Александр Флегинский Владимир Хозяшев Вадим Чебыкин

ПРОТИВ

Дмитрий Скриванов Владимир Чулошников Дарья Эйсфельд

ВОЗДЕРЖАЛИСЬ

Юрий Елохов Алексей Бодров Юрий Борисовец Елена Зырянова Сергей Клепцин Олег Ковалев Александр Лейфрид Андрей Марков Игорь Папков Юрий Фисюк Илья Шулькин

Источник: NkoPerm.ru
просмотров: 112

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.