Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

10:05, 08.04.2021

? ???????? ???? ?????? ?????? ????????

Режиссер постановки - Татьяна Полуэктова, в спектакле заняты солисты Пермского академического театра оперы и балета имени П.И. Чайковского Олег Иванов (Сальери) и Сергей Власов (Моцарт), студент музыкального колледжа Никита Козулин (Моцарт), камерный ансамбль в составе: Анна Кохан (скрипка),Татьяна Скиба (скрипка), Ирина Лукашова (виолончель), Елена Алексеева (фортепиано). Переложение партитуры сделал композитор Дмитрий Батин, он же продирижировал спектаклями.

Премьера вызвала теплые отклики зрителей и профессионалов.

Софья Ляпустина, театральный критик:

- Мы увидели серьезную работу всего творческого коллектива, уважительное отношение к музыкальной драматургии. Что очень важно, здесь чувствуется стремление прийти к современному звучанию, опираясь на то, что волновало композитора Римского-Корсакова и поэта Александра Пушкина. В том числе и знаменитое: «Гений и злодейство - две вещи несовместные» Думается, что это в целом удалось. В исполнении Олега Иванова мы увидели нехрестоматийного Сальери. Его персонаж не злодей по своему складу души, он музыкант, который любит и понимает настоящее искусство. Как замечательно Олег Иванов слушает «Реквием»Моцарта, душа его Сальери в это время плачет, мы это чувствуем. Для него несомненна гениальность музыки Моцарта. Но он не может понять общего хода вещей: «О небо! Где ж правота, когда священный дар, бессмертный гений ...озаряет голову безумца». Противоречивыми чувствами наполнена душа Сальери, Олегу Иванову удается передать это в зал, здесь мы слышим и видим не только профессионального певца, но и актера с большим драматическим содержанием, что очень ценно. . Его Сальери сам страдает от того, что совершил, не случайно в последние минуты свидания с Моцартом он хочет быть ближе к нему, он даже ложится рядом с Моцартом, который вдруг оказывается на полу, словно почувствовав, что «нынче нездоров».

Спектакль о Сальери, и Серей Власов в роли Моцарта стал для Олега Иванова прекрасным партнером в этом спектакле. Его Моцарт - легкий в музыкальных фразах, в движениях, чуткий к переменам настроения своего собеседника.

Значительна здесь роль режиссера Татьяны Полуэктовой, которую многие помнят как талантливую солистку пермской оперы в эпоху Георгия Исаакяна. Ее вклад виден не только в общем замысле спектакля, но и в продуманной пластике сцен, умело подобранном видеоряде, органичном включении в спектакль музыки Моцарта.

Мне не очень понятно, почему Сальери отравляет Моцарта? Он страдает необыкновенно при мысли об этом и все-таки совершает трагический шаг. Давно известно, что не каждый вопрос, который рождается при просмотре сценического действия, должен быть, как стрела, выпущен в самом спектакле. Он возник во мне, зрителе, вот что важно.

Светлана Баранова, студентка консерватории ПГИК:

- Это сочинение любят и зрители, и постановщики, и в Перми опера шла в академическом театре оперы и балета им. П.И. Чайковского в рамках цикла «Оперная пушкиниана» (режиссёр Г. Исаакян, 2001 год). Спустя ровно 20 лет она вернулась к пермякам в трактовке постановщика Татьяны Полуэктовой.

Немного истории. Главный герой оперы Римского-Корсакова - вовсе не Моцарт, а Сальери, который был показан ярко, как драматический персонаж. Римский-Корсаков начал создавать свой камерный шедевр в начале 1897 года. В августе того же года опера была завершена. Композитор посвятил своё произведение А.С. Даргомыжскому. Первое представление состоялось в имении певицы Татьяны Любатович. Произведение исполнил Федор Шаляпин, аккомпанировал ему Сергей Рахманинов. 6 ноября 1898 года состоялась первая премьера оперы в Московской частной русской опере, где партию Моцарта пел В.П. Шкафер, партию Сальери - Ф. И. Шаляпин. Опера состоит из одного акта и двух картин. Действие оригинальной версии происходит в конце XVIII века, в Вене.

В пермской постановке внешнего переноса в прошлое нет. Камерность подчеркнута сценографией и костюмами. Сальери одет во все черное, Моцарт - в черно-белые цвета. Вместо слепого скрипача на сцену выкатили манекен. Свежие решения в новой премьере этим не ограничиваются: начинается опера с аудиозаписи шума дождя, на экране в этот момент идёт видеоряд - капли дождя падают на окно. Сальери стоит к зрителям спиной. И завершается опера также, только Сальери уже сидит на стуле спиной к зрителям. Такая арочная мизансцена создает чувство завершенности спектаклю.

В сценах, в которых Моцарт должен был «показать» Сальери свои сочинения, артист не играл, а представлял, что дирижировал или лежал на полу, воображая звучание собственной музыки (здесь вновь в спектакль вторгались современные технологии, воспроизводя записи Реквиема и Фантазии). Камерная опера Римского-Корсакова на камерной сцене Дома Актера была исполнена камерными средствами.

Партию Сальери исполнял Олег Иванов. Он смог проникнуться образом, показать внутренние переживания и мысли Сальери. В постановке была добавлена нота раскаяния: после сцены отравления Моцарта, когда главный герой остается наедине, певец смог очень ярко и экспрессивно показать раскаяние своего персонажа. Сергею Власову, исполнителю партии Моцарта, удалось воссоздать образ беззаботного гения, его несерьёзность, доброту и доверчивость, которые на самом деле - лишь внешние черты образа. «Внутреннего» Моцарта, как мне кажется, зрителям не хватило.

Дирижёр Дмитрий Батин:.

- Это опера написана для камерного театра, не для большой сцены, как мы привыкли. Принято, что опера должна быть с пышными декорациями, костюмами, хоровые сцены, балет - здесь этого ничего нет. Все сосредоточено на взаимоотношении двух персонажей, а больше даже на чувствах Сальери.

- При работе над оперой какие затруднения у Вас возникали?

- Это творческий процесс, всегда возникают какие-то проблемы, которые в принципе решаемы, решаются. В данном случае Вы заметили, что здесь не оркестр, хотя и у Римского-Корсакова камерный оркестр, а не полный симфонический состав: деревянно-духовых всего по одному инструменту, из медных только валторны. Трубы, тромбона нет совсем, как и ударных. Но мне предложили поучаствовать в адаптированном составе, в котором были бы фортепиано и струнное трио. Работа была интересной. У меня не было чувства, что чего-то не хватает. То, что хотел Римский-Корсаков, - камерную оперу - это получилось.

- Какие чувства Вы испытывали при исполнении этой музыки?

- Во-первых, тут сошлись два гения. Стихи Пушкина, музыка Римского-Корсакова. Это, безусловно, какое-то благоговение, когда сталкиваешься с такой музыкой, драматургией, ты можешь испытывать только чувства абсолютного восторга.

- Кто был идейным вдохновителем постановки оперы?

- Олег Иванов, который исполнял Сальери, у него юбилей в этом году. Спектакль планировали приурочить к его юбилею как бенефис. Он и режиссер Татьяна Полуэктова «совпали», чтобы сделать камерную постановку именно для зала Дома актера. Когда они стали выбирать произведение, то остановились на этой великой опере и человеческой драме.

Надежда Алексеева, студентка ПГИК:

-3 апреля, когда я выходила из Дома актера после спектакля «Моцарт и Сальери», в голове навязчиво звучала мысль: «Сила искусства в перерождении». Люди приходят на спектакли, концерты, преследуя самые различные цели. Но итог всегда один - после просмотра, прослушивания у каждого появляются эмоции, мысли, чувства, которых не было ранее. Человек становится другим, а иногда, может быть, совсем не таким, как прежде. Искусство восхищает и пленяет меня этой, подобной волшебству, способностью. После оперы «Моцарт и Сальери» я ощутила себя словно переродившимся в чем-то человеком. Обуревавшие мысли и идеи привнесли в мою душу трепет и детский восторг. Это было мое первое знакомство с камерной оперой. Сказать, что услышанное и увиденное произвело на меня сильное впечатление - не сказать ничего. Благодаря небольшому, уютному помещению зрители сидели вплотную к сцене. Это позволило почувствовать себя внутри истории, которую проживали актеры, исполняя партии. Это восхитительное, будоражащее чувство наполняло меня на протяжении всей постановки. Мой призыв прозвучит очень просто: любите и не бойтесь отдавать своё сердце Искусству! Оно прекрасно. Благодаря постановке оперы «Моцарт и Сальери» я вновь в этом убедилась!

На снимке: создатели оперного спектакля «Моцарт и Сальери» после премьеры в Доме актера.

Фото из архива Олега Иванова.

Ключевые слова: Пермь, Чайковский
Источник: Permnew.ru
просмотров: 6775

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.