В Березниковском театре показали «Чуму на оба ваши дома»
Пьеса «Чума на оба ваши дома» была написана Григорием Гориным в 1994 году как продолжение знаменитой шекспировской трагедии о Ромео и Джульетте. Это трагикомедия в двух частях, созданная усилиями актеров и постановочной группы Дениса Кожевникова, куда вошли художник Татьяна Кудрявцева, постановщик битв - Николай Волхонский, балетмейстер Нелла Кожевникова, композитор Олег Яшин.
- Самая азартная игра - это жизнь! - говорит один из главных персонажей спектакля - Антонио Монтекки в исполнении актера Василия Гусева. И зрители видят на сцене эту жизнь с разных сторон: любовь и ненависть, дружба и предательство, правда и ложь.
В шекспировской пьесе, как мы помним, влюбленные гибнут, а семьи окутывает траур. Что будет дальше? Чему научила и научила ли их чему-нибудь беспощадная вражда?
На сцене вновь семейства Монтекки и Капулетти. А в центре событий по-прежнему любовь. Но другой пары. Монах-францисканец Лоренцо, тот самый, который тайно повенчал Ромео и Джульету, повествует, что «повторится все, как встарь»: опять завяжется любовь до гроба. И опять между враждующими семействами. Только на этот раз в хитросплетения любви попадутся не самые прекрасные, молодые и свежие, а чуть потрепанные жизнью, немного беременные, хромые и пьяные.
Бартоломео делла Скала, герцог Веронский в убедительном исполнении Дениса Ярыгина, пытаясь примирить два враждующих дома. приказывает семьям назначить жениха и невесту из каждого клана, чтобы обвенчать их. Герцог хочет примирить кланы, сделав их родственниками. Монтекки должны подыскать жениха, Капулетти - невесту. В случае ослушания герцог угрожает массовыми арестами. Говорит он это им на кладбище, где похоронены Ромео и Джульетта. Могилы влюбленных в виде лавок, покрытых красной тканью. Они легки, они лишь символ тяжелой участи. А чтобы зрителю было ясно, где чья могила - выносят куклу и игрушечный автомобиль. Здесь зритель понимает - разыгрывается фарс.
Василий Гусев в роли назначенного жениха Антонио Монтекки взбудоражил прекрасную половину зрительного зала своей взбалмошностью, отчаянием и авантюризмом. Пьяный и немного побитый, в изодранной одежде в начале спектакля, казалось, он таким и останется все действие. Но актеру удалось показать, что за бравадой удалого и подвыпившего парня спрятана чистая и тонкая душа. Он расположил к себе зрителя, заставил себя полюбить, сопереживать, радоваться и поддерживать его.
Розалина - наследница образа Джульетты, трактуется в пьесе как образ, близкий современной реальности. Вместо аристократки - плебейка, видавшая виды девица. Розалина Капулетти окажется слегка беременной, той самой, которую родственники подкладывали под богатых гостей дома. Розалина Натальи Батуевой - яркая, нежная, темпераментная. Бедная родственница, из милости живущая у тети, ее Розалина не лишена наивности, не очень грамотная, трудится в качестве эскорт-девицы не из-за природной испорченности, а по нужде. Но мечтает о тихом семейном счастье.
Антоний и Розалина в пьесе Горина, люди из современного мира, но они полюбили друг друга, почти как Ромео и Джульетта. Они оказываются жертвами не фамильной вражды, а борьбы мафиозных кланов, где поведением людей управляют деньги и жажда наживы. Мы это видим с самых первых сцен, когда Капулетти выбирают Розалину как бракованный товар, который можно с выгодой продать. Вот тут и возникает образ чумы - болезни, имя которой страсть к наживе. Главное для богатых семейств Монтекки и Капулетти - выгода и продвижение интересов старшего поколения властной элиты и, как следствие, обесценивание морали младшего поколения.
В постановке Дениса Кожевникова юмор переплетается с глубокими человеческими драмами, а сцены сражений переходят в «чумовой карнавал». Через карнавал, через пир во время чумы режиссер показывает нам жизнь после смерти Ромео и Джульетты. Символична сценография Татьяны Кудрявцевой. Полумрак с преобладанием красных оттенков - страсти, крови, сражений... За спиной у героев - поднимающаяся решетка. По стенам - арки и лестницы, на которые взбирались актеры, а потом прыгали вниз. Лавки превращались в трибуны. Костюмы героев соответствовали в целом шекспировской эпохе, но в них были привнесены элементы из современной одежды, что намекало на вечность нравов враждующих семейств.
Обретшие друг друга Розалина и Антонио оказываются перед выбором: быть счастливыми или...? Молодых увозят в неизведанную темную даль жители Вероны, разозленные повторением истории о любви, ведь людям не очень нравится, когда их дважды обводят вокруг пальца. У спектакля открытый финал - зритель так и не узнает, что же случилось с героями. Возможно, они погибнут от рук горожан. А, возможно, доберутся до мест, где нет чумы, и они будут счастливы.
Фото из архива театра.