Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

21:11, 07.07.2023

??????? ????????? ??????

Слово Софье Григорьевне Ляпустиной, экс-заместителю председателя Пермского отделения Союза театральных деятелей России, которая на протяжении тридцати лет была связана с К.А. Шморгонером как общественным деятелем:

- Кирилл Александрович Шморгонер - интеллигентный человек, крупный художник, профессионал не только сценической сноровки, но человек высокого духовного измерения. Его спектакли - это поэтическая проза. Помню, как студентами мы прибегали на галерку, чтобы посмотреть его «Спартака». Знаю, как преданно с ним дружили известные российские хореографы Владимир Васильев, Николай Боярчиков. У него как педагога Пермского хореографического училища остались сотни замечательных учеников и учениц. А вел Кирилл Александрович очень важный предмет - дуэтный танец. Актер должен хорошо чувствовать движение и мимику партнера; жить вдвоем, втроем на сцене, а не играть на публику.

Скромный человек, он преданно любил своих близких, постоянно занимался поддержкой своего физического облика. Ему свойственен был синтез высоких идей и тонких сценических приемов. «На чужих дорогах не маячил», его не мучила зависть корысти.

Талантливый человек. Человек с чувством собственного достоинства. К 300-летию Перми К.А. Шморгонер, думается, должен быть в ряду ее лучших сынов.    

От редакции: благодаря инициативе С.Г. Ляпустиной мы имеем уникальные воспоминания самого К.А. Шморгонера, которые были опубликованы в недавно вышедшем в Перми и сразу ставшем бибилиографической редкостью сборнике «О времени и о себе», где представлена летопись поколений ветеранов СТД России. Вот некоторые из ответов Кирилла Александровича С.Г. Ляпустиной.

- О времени, в котором живу. Отношусь  к нему диалектично. С одной стороны, это мое время, оно способствовало расцвету моей творческой деятельности, я был успешен, реализован, объездил полмира. С другой стороны, сегодня разгул вульгарой массовой культуры, а также разгул коррупции в стране вызывают порой чувство стыда. За державу обидно.

- Театральная жизнь для меня: и призвание, и профессия,  и долг, и радость, плорой и мука, и главный способ духовной жизни. Предпочитаю ХОРОШИЙ театр, неважно, это театр психологический, либо модерн, авангардный, игровой, развлекательный, сюжетный и бессюжетный, важно, чтобы зрелище было наполнено эстетическим и этическим содержанием, привлекало элегантностью формы.

- Как мне удается быть самим собой, не следовать новомодным, поверхностным направлениям в профессии, да и в жизни, не идти на сомнительные компромиссы? Легко! Вероятно, «закваска» - неплохая, избавляет от скользских соблазнов. Ну, и большой труд, большое терпение, свойственное моей профессии, и, конечно, везение в начале пути. - 

Напомним, К.А. Шморгонер - «дитя войны», семья во время войны (папа, мама, бабушка, сестра мамы, ее дочка и Кирилл) жили в одной большой комнате. Во дворе ребята в очередь катались на одном велосипеде. в футбол они играли, набив кепку тряпками и туго ее обмотав. Он на всю жизнь запомнил продуктовые карточки, несчастных инвалидов после войны на улицах города.

Он рос в музыкальной семье, папа Александр Давыдович Шморгонер был дирижером, мама Мария Ивановна Шадрухина -ведущая оперная певица -сопрано. Однажды будучи на гастролях с родителями в Ленинграде, 16-летний Кирилл поспорил с учащимися хореографического училища: кто перепрыгнет через стол, не задев его. Кирилл выиграл спор, обнаружив, как говорят в балете, БОЛЬШОЙ ПРЫЖОК... Его уговорили поступить в Пермское хореографическое училище. В тот год, как он сам сказал, детство кончилось. Через пять лет он уже танцевал в Пермском театре.

Его главные творческие достижения и награды: Заслуженный артист России. Дипломант Международного конкурса артистов балета и хореографов в Японии за номер современной хореографии, обладатель премии им. Мориса Бежара («Арабеск», 1994). Автор множества балетов и хореографических миниатюр, отмеченных призами международных конкурсов артистов балета, в том числе конкурса «Арабеск» (Пермь, 1990, 1992, 1994, 1998). Он вышел на пермскую сцену в 1961 году как солист балета после окончания Пермского хореографического училища. В его репертуаре были ведущие партии Дезире («Спящая красавица»), Альберт («Жизель»), Спартак («Спартак»), Ромео, Тибальд («Ромео и Джульетта»), Базиль («Дон Кихот»), Нурали, Вацлав («Бахчисарайский фонтан»), Борис, Юродивый («Царь Борис»), Зигфрид, Шут («Лебединое озеро») и др. В период с 1989 по 2002 год возглавлял балетную труппу уже в качестве художественного руководителя. С 2008 по 2017 год - художественный руководитель балетной труппы Самарского академического театра оперы и балета. Поставил балеты: «Ромео и Джульетта», «Дон Кихот», «Щелкунчик», «Тщетная предосторожность», «Дама пик», «Танго... Танго...Танго...», «Серенада» на музыку Петра Чайковского и др.

Ключевые слова: Пермь, Чайковский
Источник: Permnew.ru
просмотров: 7467