Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

17:31, 25.02.2022

? ???????? ??????? ??????? ???????? ????? ???????

Деятельность Игоря Грабаря, виднейшего деятеля русской культуры, деятельность тех организаций культуры, которыми он руководил, во-многом способствовали превращению художественного отдела Пермского научно-промышленного музея из общественной организации в крупнейший художественный музей провинциальной России. Две юбилейные даты: 150-летие И.Э. Грабаря и 100-летие Пермской галереи, история которой оказалась надолго и основательно связанной с Грабарем, стали толчком к появлению уникальной выставки, куратором которой стала ведущий научный сотрудник Пермской художественной галереи Тамара Шматенок, дизайнером Александр Новиков.

Выставка поразила богатством и разнообразием коллекций. В ней раритетные оригиналы журнала «Мир искусства»соседствуют с другими документами начала XX века, картины самого Грабаря - с полотнами его современников, экземпляры собирательской и реставрационной работы - с фотографиями и перепиской Игоря Грабаря и Николая Серебренникова, тогдашнего директора галереи. Пространство нескольких небольших залов на третьем этаже вместили огромное количество информации, восприятию которой помогали мультимедийные выставочные средства, умелое чередование эскпонатов с разной визуальной природой, удачно вписанные в пространство экспозиции словесные тексты на специальных растяжках, помогающие смысловому восприятию увиденного. Все это позволило посетителям увидеть на выставке незаурядную фигуру Игоря Грабаря как удивительного богатыря, неустанно радеющего за русское искусство, поддерживающего все незаурядное, что находилось в регионах огромной страны, талантливого ученого, творца, незаурядного собирателя древностей и великого коммуникатора, способного ради благородных по замыслу и масштабных по деятельности целей объединять вокруг себя многих людей.

Выставка, задуманная как комплексная, с акцентом на исторический, общекультурный и региональный контексты, требовала от посетителей определенных интеллектуальных затрат. Как сообщила Тамара Шматенок, экскурсионных групп было немного, в основном, это дети из художественного училища и художественных школ. Но немало шло посетителей в индивидуальном порядке. В книге отзывов оставлено 62 записи посетителей из Перми, Лысьвы, Краснокамска, Иркутска, Ростова - на -Дону, Санкт-Петербурга. Отмечали познавательный и просветительский потенциал выставки, удивлялись наличию «точек соприкосновения судьбы Грабаря и Пермского края», неформальной связи столицы и провинции и наличию самой этой связи. Почти в каждом отзыве - благодарность за сохранение наследия.

Фонд С.П. Дягилева оставил такой отзыв о выставке: «Прекрасная, умная, логичная и очень теплая экспозиция. Не поклонение пеплу, но поддержание огня». Студенты Уральского филиала Академии художеств И. Глазунова считают, что «...нашему времени, однозначно, не хватает Грабаря». Искреннее и обнадеживающее высказывание оставил Пермский колледж предпринимательства и сервиса: «...выставка вызвала у нас бурю эмоций. Радует, вдохновляет и заставляет задуматься».

Выставка подготовлена при поддержке Министерства культуры Пермского края.

Ключевые слова: Пермь, Краснокамск
Источник: Permnew.ru
просмотров: 9396