Ольга
Пудова относится к тому редкому типу
актрис, на
которых идут
целенаправленно, просто увидев имя на
афише. Спектакль с её участием - всегда
праздник для пермского зрителя. Появление
в ноябрьской афише Дома актёра премьеры
"Я есть - ты есть" с пометкой
"моноспектакль Ольги Пудовой"
вызвало настоящий ажиотаж среди
ценителей. До премьеры было ещё несколько
недель, а в кассах - лишь пара одиночных
пустых мест.
Какой
же праздник без песен? Тем более, когда
в центре - актриса, блистающая в мюзиклах
Театра-Театра. В фойе Дома актёра, махнув
рукой на театральные традиции и
предрассудки, зрителей встречали Ольга
Пудова и режиссёр спектакля Дмитрий
Заболоцких. Их песни под гитару задали
светлый тон всему спектаклю.
Сюжет
пьесы Виктории Токаревой "Я есть. Ты
есть. Он есть" довольно прост. В центре
- женщина, потерявшая мужа и нашедшая
смысл жизни во взрослом сыне. «Женщина
не может без душевного пристанища.
Пристанище - сын». Но
у него своя жизнь. И однажды привычный
устой семьи нарушает внезапная женитьба
сына, которую он провернул тайком от
матери. И радоваться бы, ведь невестка
- умница и красавица. Но глаза новоиспечённой
свекрови застилает ревность.
Какой
многогранный и полнокровный образ
создаёт Ольга Пудова перед зрителями!
На сцене - минималистичные декорации
квартиры, актриса - в шёлковом домашнем
костюме. Всё как будто намекает на то,
что разговор пойдёт по душам, по большому
секрету. Так рассказывают историю лучшей
подруге - без утайки,
мол, вот она я, судите сами. И зритель с
первых минут сочувствует героине. Все
её эгоистичные поступки продиктованы
лишь одним - чувством великой материнской
любви, преданной, взращенной на древних
первобытных инстинктах. Актриса находит
те самые интонации, которые пробирают
до глубины души. "Я женщина!", -
вскрикивает она в отчаянии. И перед нами
уже не современная "дамочка", а
древняя жрица, взывающая к архетипичному
образу пра-матери.
В
полутьме сцены, вся золотисто-огненная,
она сидит в круге, который замкнула
сама, пытаясь согреться пламенем свечи,
и никак не может вырваться наружу. Мать
потеряла связь с ребёнком. «Анна
была как будто выключена из сети. По
утрам просыпалась, пила кофе... Какая
разница - что пить, можно и сырую воду.
А можно вообще ничего не пить».
В момент, когда героиня рассказывает о
предательстве сына, зал замирает. Не
посочувствовать - нельзя!
Сын
возвращается домой, когда приходит
беда. Автокатастрофа делает калекой
"разлучницу", тяжёлой ношей вешает
героине на шею бремя забот о безнадёжной.
Режиссёрской находкой, передающей
монотонность и рутину новой жизни, стала
сотня пластиковых стаканчиков. Разлить
в них воду, пересчитать, перенести,
расставить. Кажется, этот круговорот
не кончится никогда. И всё это ради
призрачной надежды на восстановление,
которую даёт безымянный травник.
Ольге
Пудовой удаётся уловить и передать
мельчайшие оттенки характера героини.
Она смогла нащупать переход, тонкую
грань: ненавидящая свекровь, приняв на
себя роль сестры милосердия, готова
заменить невестке мать. Повторное
предательство сына, на этот раз бросившего
жену, воспринимается почти спокойно.
Мудрая, всепрощающая и всё понимающая
мать обращает весь свой поток любви и
заботы на калеку-невестку. И обещанное
чудо исцеления происходит.
Все
полтора часа на сцене одна актриса. Но
у зрителя полное ощущение того, что
перед ним целый актёрский ансамбль. Это
настоящая магия театра, созданная
голосом, интонациями, пластикой. Ольга
Пудова совместно с режиссёром спектакля
открывает характер героини, как хитрую
головоломку, ящичек с потайным дном. На
сцене удивительно красивая женщина, то
смеясь, то скрывая слёзы, рассказывает
историю своей жизни. А за её спиной будто
разворачиваются тысячи подобных, не
книжных, историй.
Спектакль
завершается на светлой ноте, дающей
надежду. И зритель уже по-другому
воспринимает название постановки. Будто
оно обращено к нему самому. "Я есть -
ты есть".
Фото
автора.