Дипломы
лауреатов получили:
за
лучшую женскую роль - Анжелика Гришкина
(Морин), «Королева Красоты», Государственный
русский драматический театр Стерлитамака;
за
лучшую мужскую роль - Златан Видовиц
(Коулмэн), «Сиротливый Запад», Национальный
Театр Республики Сербской (Босния и
Герцеговина);
за
лучшую женскую роль второго плана -
Валентина Дорофеева (Мэг Фолан), «Королева
красоты»,Театр драмы им. В. Савина,
Сыктывкар;
за
лучшую мужскую роль второго плана -
Дмитрий Володин (Мартин Хэнлан), «Череп
из Коннемары», Московский драматический
театр под руководством Армена Джигарханяна,
Москва;
В
номинации «Лучший актерский ансамбль»
диплом получили актеры спектакля
«Человек-Подушка», Art Theatre, Румыния.
Лучшее
музыкальное оформление у театра Soltis
Lajos (Солтиш Лайош), Венгрия, «Сиротливый
Запад».
Лучшая
режиссура - Ондржей Сокол за постановку
«Палачи», ČINOHERNÍ KLUB (Чиногерни клаб),
Чехия.
Лучшая
сценография - Адам Питра, ČINOHERNÍ KLUB
(Чиногерни клаб), Чехия, «Палачи».
Специальный
приз Президента фестиваля «За смелость»
- театр «С улицы Роз», Молдова, спектакль
«Сиротливый Запад».
Специальный
приз жюри получили Открытый театр из
Грузии - за спектакль «Сиротливый Запад»;
актер Сергей Васин (Билли) Русского
театр драмы им. Г. Константинова из
Йошкар-Олы, «Калека с Инишмана»; Василий
Скиданов (Билли) в Пермском театре «У
Моста», «Калека с Инишмана».
Почему,
собственно, МакДонах?
С этим
вопросом ведущая пресс-завтраков Алена
Август каждый день обращалась к участникам
фестиваля, представителям ближнего и
дальнего зарубежья, с которыми встречались
журналисты. Были проведены подробные
беседы с режиссерами, артистами,
сценографами. Приведем несколько
характерных ответов на главный вопрос::
- Потому
что это про кровь и насилие» (Иран);
- Потому
что Инешман есть в любом регионе страны»
(Йошкар-Ола);
- Потому
что остро поставлена проблема
взаимоотношений между родителями и
детьми» (Молдова);
- Потому
что поэтика этого автора близка нашему
театру (Чехия,
ČINOHERNÍ
KLUB).
Ответы
порождали новые вопросы, и в результате
представители масс-медиа в оперативном
режиме донесли до пермской и российской
публики (тексты транслировались в сетях)
широкий спектр мнений о тематике и
проблематике пьес МакДонаха, их эстетике,
истории замыслов и воплощений, трудностях
исполнения, впечатлений о восприятии
спектаклей зрителями.
Режиссеры
и артисты видят в творчестве МакДонаха
болевые проблемы сегодняшнего дня, и
прежде всего насилие и жестокость,
которые становятся социальной нормой,
жестокость между родственниками, кризис
семейных отношений; безверие и ощущение
бессмысленности существования. Их
привлекает парадоксальная образность
мрачных комедий МакДонаха, в которых
«умело сочетается дикое веселье и
язвительный интеллект» (Алекс Сьерз,
исследователь творчества МакДонаха),
провокативность сюжета и загадки
характеров. Гости фестиваля подчеркивали,
что им интересна судьба маленького
человека из пьес МакДонаха, который по
ряду причин испытывает ощущение
выброшенности из жизни, давление
маргинальной среды, недостаток работы
и денег. Он живет в отсутствие любви.
Герои ирландского драматурга ищут
способы самоутверждения, преодоления
комплексов неполноценности, выхода из
«чернушного» жизненного тупика. Все
это сфера драматизма, на котором держится
искусство театра. Мы узнали также, что
в некоторых театрах спектакли по пьесам
МакДонаха живут десять и более лет, что
означает их востребованность современным
обществом.
Эффект
«макдонахизации» всемирного театрального
пространства стал объективной
реальностью, с которой следует считаться.
И тот театр, который стремится быть на
переднем крае творческих исканий,
неминуемо встретится с непростым
моментом перевода его пьес на сцену.
Ведь приходится отвечать хотя бы самому
себе на вопросы: откуда такая искаженная
мораль его персонажей? Что происходит
в душах тех, у кого от любви до ненависти
один шаг? Поэтому особой поддержки
заслуживает постоянная культурно-просветительная
работа на фестивале театра «У моста»,
которая была и в нынче. Речь идет об
организации лекций ведущих специалистов,
помогающих представить место произведений
драматурга в современном зарубежном
театре и кино. Трудно переоценить
огромную работу оргкомитета третьего
фестиваля (президент
фестиваля Сергей Федотов, Пермь),
проделанную для издания первого и пока
единственного в России собрания пьес
МакДонаха. Издательский проект явился
своеобразным продолжением инициативы
первого фестиваля, когда на радость
зрителям театр «У моста» выпустил в
свет уникальную для России книгу Патрика
Лонергана «Театр и фильмы Мартина
Макдонаха», одного из самых глубоких
знатоков творчества МаДонаха, и он
собственной персоной подписывал всем
желающим ее экземпляр.
В
поисках своего МакДонаха.
В
первый день третьего фестиваля некоторые
члены жюри вспомнили, что выражали
сомнения в том, долго ли может прожить
фестиваль пьес одного драматурга. Жизнь
показала, что сомнения можно отодвинуть
в сторону. За шесть лет, прошедших с той
поры, выросло количество театров и
спектаклей, заявленных на фестиваль,
расширилась его география. Утвердилась
репутация Мак-Донаха
как одной из ключевых фигур современного
театрального пространства.
Его
творчество по своей проблематике
интернационально. Но практически в
каждой стране спектакли по его пьесам
обретают свои национальные особенности.
Знакомясь с разными театральными
версиями одной пьесы, этот феномен
отметили публика и жюри в своем анализе
спектаклей.
- На
фестивале проявляется очень интересная
тенденция. Режиссеры идут рядом с пьесой
МакДонаха, но придумывают свои очень
сильные истории, - поделился своими
впечатлениями на обсуждении спектаклей
критик Валерий Бегунов. - Благодаря
этому, мы можем видеть, как живет народ
той или иной страны, что чувствуют ее
люди.
Сергей
Федотов в предисловии к книге Патрика
Лонергана говорит об интертекстуальных
связях пьес МакДонаха следующее: «Так
смеется жизнь, когда всматривается в
смерть. Он лиричен, абсурден и
парадоксален.<...> Мне кажется, что в
историях драматурга много от Достоевского:
от его идеи повседневного страшного
искушения».
Сергей
Федотов пришел к МакДонаху после освоения
русской литературной классики, опираясь
на русскую школу психологической игры.
Он нашел свой путь к гармоничному синтезу
русской и ирландской ментальностей. На
этом фестивале постановки Федотова не
были в конкурсной программе. Но тем
из гостей,
кто хотел с ними познакомиться, была
предоставлена такая возможность. И кто
впервые увидел их, были восхищены и
потрясены, о чем и говорили в кулуарах
фестиваля.
Фестиваль
одного автора не новость для России.
Есть Чеховский фестиваль в Мелихово,
фестиваль «Толстой Weekend» в Ясной Поляне,
Платоновский фестиваль в Воронеже.
Привозятся постановки, разные по жанрам
и стилям. Все для того, чтобы каждому
стал ближе мир и философия любимого
автора. Пермский фестиваль МакДонаха
преследует, в общем-то, эту же цель. Даже
экзотические постановки пьес МакДонаха
на сценах театров Ирана и Казахстана,
представленные на фестивальной неделе,
влекли за собой размышления о том, как
найти так необходимые нам всем точки
соприкосновения культур Запада и
Востока?
Русский
вариант. В
репертуарной афише фестиваля нам
хотелось бы выделить постановку
«Королевы красоты» Академического
театра драмы имени В. Савина из Сыктывкара.
Она практически не обсуждалась в СМИ,
а она интересна тем, что мы увидели еще
один русский вариант прочтения МакДонаха.
Он связан с традициями прежде всего
А.П. Чехова, которые прослеживаются при
режиссерской разработке характера
одной из главных героинь пьесы -
сорокалетней одинокой женщины по имени
Морин. Она мечтает о личном счастье, но
у нее на руках мать, требующая ухода. У
Морин нет денег, чтобы отдать ее в дом
престарелых, и она обречена влачить
ярмо безрадостного повседневного
существования.
Режиссер
Евгений Софронов построил спектакль
на том, чтобы максимально полно раскрыть
внутренний мир Морин и трагизм ее судьбы.
Действие выстроено почти по Чехову:
«Люди
обедают, только обедают, а
в это время слагается
их
счастье и разбиваются
их
жизни». Роль Морин исполняет Анна
Софронова, актриса с тонкой нервной
организацией, глубоким проникновением
в психологию своей героини, естественным
существованием на сцене. Ее Морин,
усталая и хмурая, в бесформенной одежде
тяжело и медленно ходит по кухне, выполняя
все просьбы-прихоти матери. Она порой
вскидывается на мать, ворча и обзывая
ее грязными словами. Тягучий бессмысленный
быт иссушает ее плоть и душу. Но когда
на ее горизонте появляется старый
знакомый, предмет ее давних симпатий,
земляк Пато Дули, приехавший с заработков
в Лондоне, Морин преображается. Чтобы
понять, что с ней происходит в это время,
художник Анна Репина вместе с режиссером
выстраивают возвышающийся над кухней
помост, обозначающий дорогу за домом и
одновременно являющийся условной
площадкой, где слагается счастье Морин
и разбивается жизнь.
Своеобразной
кульминацией ее внутренней жизни
оказывается сцена, где Морин после
вечеринки с Пато выходит на помост,
звучит музыка, и начинается танец любви.
В маленьком черном платье (отсылка к
Коко Шанель), она выглядит стройной и
элегантной, пластичной и грациозной. В
этом танце раскрывается красота ее
души. Она в этот момент, однако, не с
Пато. Тот, перегрузив себя виски, засыпает
под кухонным столом. Она с Человеком в
черном (лицо от автора, читает в других
сценах ремарки), они танцуют нечто вроде
па-де-де с элементами современного танца
модерн, в котором есть основа классического
танца - поддержки партнера, помогающие
танцовщице в красивой позе парить в
высоте. В эти минуты мы видим действительно
королеву красоты.
Потом
на этой площадке Пато Дули будет писать
ей свое письмо с предложением выйти за
него замуж. Здесь же она произнесет свой
галлюцинирующий монолог о том, как они
простились с Пато. Психика Морин не
выдерживает предательства матери (та
сжигает письмо Пато, в котором светилась
надежда на другую жизнь). Она на наших
глазах сходит с ума, как в свое время
это произошло с человеком тоже тонкой
нервной организацией - Львом Николаевичем
Мышкиным. Актриса проживает состояние
срыва героини очень тактично и сдержанно.
А мы, зрители, невольно вспоминаем
чеховского дядю Ваню, личностный
потенциал которого тоже был нереализован,
и он однажды устроил шумный скандал по
этому случаю, бегая по дому с пистолетом.
Морин в спектакле Сыктывкарского театра,
выйдя за рамки разума, спокойно делает
свое убийственное дело: лишает мать
жизни как реальную преграду на ее пути
к счастью.
В
абсурдистском
стиле «театра, бьющего в лицо» (In Yer Face
Theatre) выдержаны характеры братьев Рея
в исполнении Константина Карманова и
Пато в исполнении Игоря Янкова. Актеры
прекрасно владеют красками черной
комедии, и в сочетании с историей Морин
создается таким образом заявленный
режиссером жанр трагифарса.
Подводя
итоги фестиваля, стоит сказать, что жюри
и зрители увидели, что далеко не все
творческие коллективы умеют сочинить
внятный и художественно убедительный
текст, «оправдывающий» шаги типичных
героев МакДонаха от ненависти к любви
и обратно. Но безусловно, что-то лучшее,
что было на фестивале, войдет в общую
копилку российского и мирового
сценического освоения драматургии
Мартина
МакДонаха. А пермский театр «У моста»,
который фестивалем отметил свое 30-летие,
мы надеемся, займет достойное место в
театральной истории Пермского края и
России.
Фото
из архива театра