Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

12:04, 09.02.2016

В Пермском ТЮЗЕ «Обыкновенному чудо» зал аплодировал стоя

В Пермском ТЮЗЕ «Обыкновенному чудо» зал аплодировал стоя

Максим Соколов собрал хорошую постановочную команду. Художник-постановщик из Австралии Валентина Серебренникова с ее сказочными, великолепными костюмами (чего только стоит костюм Смерти!), интересно сочиненным пространством, соединяющим несколько планов - реальность и фантазию, быт и сказочность. Талантливая атмосферная музыка композитора Петра Налича (Москва) и хореография Артура Ощепкова (Москва) придают сказке Е. Шварца современное звучание.

Первое появление на сцене Хозяина (арт. Э. Таджибаев) и Хозяйки (арт. Е. Бычкова) под грустную и щемяще-светлую песню на стихи Н. Гумилева «Сегодня я вижу особенно грустен твой взгляд... » дают прекрасную заявку на то, что речь в спектакле пойдет о любви. И пусть эта любовь разворачивается на фоне быта, на кухне, в ванной, среди кафельных мертвенных стен, она все равно есть чудо, как букет белоснежных роз, которые Хозяин дарит своей возлюбленной жене, пряча его в духовке газовой плиты, или фонтан из мыльных пузырей, который будто возвращает героев в детство. И, конечно, главный подарок - прекрасная сказка о двух юных влюбленных, которую Хозяин сочиняет для своей жены, звучит как признание ей в вечной любви и верности.

В спектакле много интересно придуманных режиссером сцен, например, первая встреча Принцессы (Е. Культина) с Медведем (Е. Замахаев), которого Сказочник превратил в прекрасного юношу. Их внезапное столкновение подобно удару молнии, от которого на мгновение они оба теряют сознание. Да, это любовь с первого взгляда, опалившая их сердца своим жаром. Сцена полета влюбленных высоко над Землей, навстречу друг другу - настоящее чудо (ассистент по работе на полотнах Олеся Пивова).

Принцесса в исполнении Екатерины Культиной, в облике которой чувствуется царская порода, проживает сложный путь своей героини. От неопытной девочки с острыми коленками и наивным восклицанием, берущим за душу: «А что я такого сказала, а?», когда юноша неожиданно бежит от нее, - до Женщины, готовой все отдать, даже умереть, только чтобы увидеть своего любимого еще раз.

Евгений Замахаев в образе Медведя проходит не менее трудный путь - любовь к Принцессе, настигшая его, словно выстрел, превращает зверя в Человека, способного (пусть не сразу) на поступок. Интересно, что ванна используется в спектакле и как лодка любви, и как место, в котором рождается из Медведя Человек. Пусть не из пены морской, а из пены земной, но в этом и есть обыкновенное чудо. Многие образы спектакля дают нам простор для широкого ассоциативного ряда.

В спектакле создан интересный актерский ансамбль. Мы не раз улыбнемся при виде Палача, роль которого талантливо сыграна засл. арт. РФ Валерием Серегиным. Его смущенный смешок, на мой взгляд, удачно найденная актером краска для характеристики своего персонажа, говорит о многом: мол, человек-то я хороший, просто работа такая. Вызывает улыбку и Шут в исполнении артиста Виктора Максимова. Обе роли практически не имеют слов, но запоминаются. По-моему, в этом спектакле, как ни в каком другом, пригодился опыт прекрасных актерских капустников ТЮЗа. Он помог актерам вскрыть природу юмора и грустной иронии автора над своими персонажами.

Феерично сыграна артистом Михаилом Шибановым роль Министра-администратора. Этот обаятельный циник и прохвост, готовый вывернуться из любой ситуации, очень современный и узнаваемый тип.

Поразил своей мягкостью и человечностью Трактирщик (И. Донец). Их любовный дуэт с Придворной дамой (засл. арт. РФ И. Шишенина) прозвучал неожиданно чисто и светло. Как всегда, своей энергией и юмором порадовал в роли Короля артист Дмитрий Юрков. В спектакле запоминаются все: и Охотники - А. Шаров и Я. Рудаков, и королевская свита - Оринтия и Аманда (Н. Аникина и А. Дашина), и Первый Министр (А. Красиков).

Спектакль поражает своей откровенной театральностью: режиссер использовал практически все жанры - оперу, оперетту, балет, варьете и даже цирк. Правда, во втором акте, на мой взгляд, включение музыкально-танцевальных номеров кажется чрезмерным. Они отдаляют появление Хозяина и Хозяйки, и сказка как будто начинает жить сама по себе. Иногда, особенно в первом акте, хочется темпо-ритмически ускорить действие.

Интересно придуман режиссером финал. Если у автора Принцесса только говорит о том, что к ней сегодня приходила Смерть, то Максим Соколов вводит в свой спектакль образ Смерти (роль эффектно исполнена Ксенией Жарковой), которая уводит с собой Хозяйку. Но сила любви и мольбы к Богу Сказочника таковы, что она побеждает даже Смерть. И в этом тоже есть обыкновенное чудо!

Фото из архива театра Арсения Демидова

Источник: Permnew.ru
просмотров: 438