В Пермской Арт-резиденции стартовал фотофестиваль-биеннале
Как только я попадаю в выставочный зал, сразу понимаю - пермяки давно ждали открытия. Посетителей сегодня очень много. Здесь и пожилые люди, и молодежь; и авторы работ, и простые зрители.
На входе всем желающим бесплатно раздают альбомы с работами, представленными на выставке. Я с радостью беру подарок и сразу читаю описание. Узнаю, что на конкурс в этом году прислали свои работы 125 авторов со всей России - из Сибири, Урала, Поволжья, Крыма, Москвы, Санкт-Петербурга; а также из зарубежья - Швейцарии, Израиля, Белоруссии, Украины. Из 991-й присланных фотографий для выставки было отобрано всего 89 работ! Да, конкурс был жестким. Отправляюсь смотреть лучшие кадры.
Первое, что бросается в глаза - многообразие сюжетов. Каждый автор показал повседневную жизнь такой, какой он сам ее видит. Для одних это - яркие краски, улыбки людей и ясное небо, а для других - черно-белые снимки с грустными лицами и мрачными пейзажами.
На многих работах запечатлены влюбленные пары - целующиеся, обнимающиеся, танцующие. На этих снимках люди влюблены не только друг в друга, но и в саму жизнь. Они выглядят счастливыми, полными сил и энергии. Много солнечного света, тепла и добра. Особо мне понравилась работа Анатолия Долматова «Пробка». На ней мы видим летний парк, зеленые деревья, мужчину и женщину, которые только что открыли бутылку шампанского. Фотограф поймал момент, когда пробка находится еще в воздухе. Люди на фото смеются, а мужчина вытянул руку и будто бежит вслед за пробкой, словно хочет ее поймать. Я смотрю на фото и понимаю, как важно поймать момент. Ведь в жизни множество ярких моментов. Замечаем ли мы их? Умеем ли мы их ценить?
Есть и другие работы - фотографии с изображением старых, разрушенных домов, плачущих детей, нищих стариков и бродячих собак. Запомнились работы Михаила Фещенко из серии «Что останется после нас» и Андрея Устиновича «Втроем». Все эти фотографии черно-белые, мрачные и навевающие тоску. На последней изображен старый немощный дедушка в кресле-коляске, а рядом с ним два верных грязных пса.
Я долго ходила по выставочному залу и думала о жизни. Если бы мне дали задание запечатлеть повседневную жизнь, то что бы я сфотографировала? Кто был бы в кадре? Каким стал бы сюжет? Жизнь прекрасна в своем многообразии, но все же я думаю, что позитивных моментов в ней больше, чем негативных. Надо лишь научиться видеть всё то замечательное и удивительное, что нас окружает.
Я поделилась своими размышлениями с Еленой Чердынской, посетительницей выставки. Девушка улыбнулась и добавила:
- Мне кажется, авторы показывают негативные сюжеты не всегда потому, что сами видят мир в черных красках. Возможно, они хотят вступить в диалог со зрителем, сказать ему: «Вот этому человеку действительно плохо, потому что он смертельно болен, а ТЫ здоров и сыт, а значит, счастлив! Перестань жаловаться! Живи! Цени! Наслаждайся!»