Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

13:46, 18.10.2013

Украина

В конце сентября группа орловских предпринимателей отправилась в Киев на конгресс Всемирной Федерации пчеловодческих ассоциаций. В столицу Украины можно было бы добраться самолетом или поездом, но россияне приняли решение организовать автопробег. Своими впечатлениями от путешествия делится орловский журналист Константин Андреев.

Пробег стартовал в Перми, затем маршрут пролегал через Ижевск, Казань, Нижний Новгород и Владимир. Дальше, разумеется, Москва. Из Москвы, вопреки географической логике – на юг: Тула, Орел, Белгород, Харьков. Затем и вовсе крюк: Днепропетровск, Одесса. И уже из Одессы – в Киев. Лично мне для полного счастья не хватало заезда в западные области Украины, на Львовщину, например. Но и в таком виде маршрут виделся лакомым – «набор» городов, которые предстояло посетить, воодушевлял. 

Понимаю, что интересны и ценны в первую очередь заграничные, то есть украинские наблюдения, но обойти вниманием Белгород, в котором мы провели первую ночь, не могу. Именно потому, что он – единственный российский город, который мне довелось в ходе автопробега осмотреть, и, как следствие, Белгород – единственный город, сравнивать который с Орлом корректно.

Осмотр Белгорода я начал с окрестностей некоего конгресс-отеля, в котором намечался корпоратив. И сразу же совсем неподалеку обнаружил бронзовую скульптуру девочки, пускающей мыльные пузыри. Я люблю подобного рода уличные скульптуры. Именно в них, а не в официозных монументах, душа города. Несколько позже, на пешеходной улице 50-летия Белгородской области, я нашел еще одну замечательную уличную скульптуру – дворника и его неизменного спутника, кота. Хочу заметить, что фигура дворника в этом городе выглядит символично, поскольку Белгород – один из самых чистых и ухоженных российских городов из тех, где я бывал. 

Насколько я знаю, добиться этого белгородским властям удалось при помощи комплексных мер. Во-первых, нашли средства для оплаты труда многочисленных дворников. Во-вторых, по всему городу чуть ли не на каждом шагу установили урны. В-третьих, приняли местный закон, карающий серьезным штрафом всякого, кто бросит мусор на тротуар. И, в-четвертых, контроль исполнения этого закона возложили на многочисленные милицейские патрули. Какое-то время белгородцы по инерции нарывались на штрафы, а потом ассоциативная связка «мусор-урна» вошла в подкорку и стала частью общественного сознания.

Многие знают, что отсчет километража между городами ведется от условной точки, «нулевого километра», расположенной у главпочтамтов областных центров. Такова традиция. В Белгороде эту условную точку решили визуализировать – отлили и установили на центральной площади города (разумеется, неподалеку от главпочтамта) бронзовый медальон около метра в диаметре – с рельефным изображением Белгородской области и соответствующими пояснениями. 

Затраты минимальные, а «фишка» – яркая, выразительная. Одна из местных достопримечательностей. Кстати, когда одна из жительниц города еще у отеля объясняла мне, куда сходить и что посмотреть, то упомянула и удивительную акустику этого места, посоветовав хлопнуть в ладоши, стоя на блямбе «нулевого километра». Я, честно говоря, ожидал услышать какое-то невероятное эхо, а вышло наоборот. Звук хлопка на этом месте ладоней не покидает, он вообще не слышен, как не лупи! Только какой-то странный металлический глухой отзвук. Вот такие акустические странности… 

О-хо-хох… Мог ли я, рожденный в СССР человек, неоднократно ездивший сначала с родителями, а потом и самостоятельно на Украину – к родственникам, к друзьям, на море, – представить, что в один «прекрасный» день между бывшими братскими республиками возникнет государственная граница, а привычное «на» уступит место более корректному, но неудобоваримому «в»?

25 сентября нашей колонне предстояло преодолеть путь от Белгорода до Днепропетровска, где была запланирована следующая ночевка. В общей сложности каких-то 290 километров, однако стартовали мы около пяти утра. Столь солидного запаса времени требовало пересечение российско-украинской границы, точнее, возможное ожидание на ней.

Мы знали, что в период летних отпусков пограничные пропускные пункты с потоком машин не справляются. Ну, как «не справляются»… Таможенники и погранцы исправно выполняют свою работу, но желающих пересечь границу столько, что ожидание порой затягивается на многие часы. Словом, это не пропускные пункты плохие, это нас слишком много.

Система такая: сначала проходишь таможенный пункт государства, территорию которого покидаешь, затем – его же пограничный контроль, затем несколько сот метров ничейной земли, «накопитель», затем, уже на территории государства, куда въезжаешь, те же пункты пропуска в обратном порядке: сначала пограничный, затем таможенный.

При этом сами процедуры досмотра заняли совсем немного времени, львиная его доля ушла на ожидание своей очереди.

Российские таможенники нас практически не досматривали, что не удивило: как-никак свои. Так, поинтересовались, что в багажнике, не везем ли чего запрещенного… (Интересно, на этот вопрос кто-нибудь когда-нибудь отвечал утвердительно?). 

Некоторые опасения вызывала украинская таможня. Не потому, что в нашем багаже наличествовало что-то запрещенное к ввозу (пчелолюбы – народ законопослушный!), а просто потому, что тщательный досмотр всего скарба отнял бы очень много времени. Обошлось. Украинские таможенники свой интерес к нам ограничили теми же дежурными вопросами.

Но самое примечательное в пограничных процедурах вот что. По дороге туда мы пересекли границу под Харьковом, в пропускном пункте «Нехотеевка – Гоптовка». Очереди и на российской стороне, и на украинской для всех легковых машин были общими. Никто из «своих» ни там, ни сям, не получал на своей стороне никаких преференций. Иное мы наблюдали на обратном пути, в пункте пропуска «Бачевск» Сумской области. На украинских кордонах все легковые автомобили (российские, украинские и из прочих стран) стояли в одной общей очереди. А порядок пропуска на российской стороне был иным. Для российских машин работала отдельная «зеленая линия». Вдоль очереди ходил наш погранец и выуживал из нее транспорт соотечественников. Все прочие, в том числе и украинцы, ожидали досмотра в другом терминале. С одной стороны – приятно и удобно. С другой… некрасиво как-то. Украинцы-то на своей территории для земляков никаких исключений не делают.

И еще немного дорожных впечатлений. Белоруссия, которую я посетил этим летом, сразу же ошеломила чистотой, отличными дорогами и обилием аистов. А здесь – всё то же, что у нас. Единственное отличие – огромные поля подсолнечника. Причем подсолнечники эти увядшие, порой полностью почерневшие. Жуткое, депрессивное зрелище. Я потом специально узнавал. Эти унылые поля – вовсе не свидетельство аграрной бесхозяйственности. Так и положено по с/х технологии: подсолнечник убирают в середине осени, когда он практически высыхает. Но пейзажи от этого веселее не становятся.

Днепропетровск (урожденный Екатеринослав) императрица Екатерина намеревалась сделать третьей (после Москвы и Санкт-Петербурга) столицей державы. Не сложилось. Но, видимо, идея осталась витать в воздухе, потому что капитальная застройка сегодняшнего Днепропетровска свидетельствует об имперских амбициях градостроителей. 

Пожалуй, самый яркий пример – 106-метровые 28-этажные жилые башни-близнецы на ул. Дзержинского (на фото). Красиво, ничего не скажешь, хотя в культурном контексте новейшей истории эти «близнецы» вызывают зловещие ассоциации. При этом агрессивная европеизация городского пейзажа, выраженная обилием современной (в хорошем смысле слова) архитектуры в стиле хай-тек, сочетается с полным пренебрежением к старинным зданиям, имеющим безусловную архитектурную ценность.

Ни о какой ансамблевости города говорить уже не приходится – вездесущий хай-тек подавил дореволюционные изыски классицизма и модерна и разрушил комплексные градостроительные замыслы архитекторов былых времен. Ладно, бог с ними – с былыми архитекторами и временами... Но старые дома стоят обветшавшие, облезлые, с осыпавшейся штукатуркой. Они умирают, и это сразу бросается в глаза. Жаль!

Побродив по центру города, я сел на трамвай и доехал до ж/д вокзала, где с удивлением обнаружил неприметный вход в метро. В местную подземку я спустился около шести вечера. Конец рабочего дня, час пик. А в метро – неправдоподобная пустота. Почти никого. Одна ветка, шесть станций. Интервал движения поездов – 7-9 минут. Похоже, это метро и самим днепропетровцам не слишком нужно.

На станции «Метростроевцев» (наугад!) я поднялся наверх и обнаружил там фантастическое сооружение – ПАЛАЦ IЛЛIЧА (на фото). Дворец Ильича, то есть. Еще не руины, но близко к этому. Не могу понять, почему такое грандиозное строение стоит абсолютно бесхозное. Дело здесь не в отношении к Ленину, а именно в пустующей недвижимости. Словом, очень, очень, очень зловещее место. Маленькие днепропетровцы, которые о Ленине будут иметь смутное представление, могут решить, что «Иллич» – это какой-то местный аналог Дракулы, а ПАЛАЦ IЛЛIЧА, соответственно, – его заброшенный замок.

А еще Днепропетровск запомнился интересными уличными скульптурами, в том числе не вполне ортодоксальными. Например, у входа в один современный торговый центр установлена гигантская женская туфелька-босоножка, собранная из разного размера никелированных кастрюлек и крышек к ним (на фото).

Здесь самое время озвучить некоторые выводы. Днепропетровск, на мой взгляд, является олицетворением всей современной Украины. Можно констатировать, что «люди как люди», и даже национальный вопрос их «не испортил». Да, есть Западная Украина, где и идея «незалежністи» имеет некие реальные отклики в умах людей, и украинский язык – действительно родной, то есть большая часть населения на нем думает. 

Но и там к нынешнему статусу своей независимой Родины люди относятся без фанатичного восторга. А про восточные регионы Украины и говорить нечего. Глупо было бы утверждать, что «широкие народные массы» всей душой стремятся назад в СССР. Смысла в таком камбэке никто не видит. Но немногие видят смысл и в историческом обретении независимости от России. Дело в том, что по большому счету НИЧЕГО в Украине не изменилось. Не стало хуже, но и лучше не стало. И даже просто ПО-ДРУГОМУ не стало. 

Ключевые слова: Орел
Источник: Городская газета
просмотров: 52

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.