Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

13:46, 18.10.2013

Дороги в будущее

Тему реконструкции центральных автомагистралей Орла обсудили на прошедшем 10 октября заседании Градостроительного совета 

Напомним, что победителем аукциона на право изготовления проектно-сметной документации (ПСД) реконструкции центральной автомобильной оси Орла стала омская компания «Мостовик». Подрядчик серьезный, в его активе, в частности, мост через пролив Босфор Восточный, соединяющий Владивосток с островом Русский, автомобильная  дорога  А-166 «Чита – Забайкальск» до границы с Китаем, железнодорожный вокзал в Адлере и транспортный узел в Сочи. 

На этот раз перед проектировщиками поставлена не менее масштабная задача: реконструкция главной орловской дороги протяженностью 15,2 км, проходящей по Московскому шоссе, улицам Московской, Гостиной, Комсомольской и Кромскому шоссе — от ТЦ «РИО» до ТЦ «ГРИНН».

Главный архитектор проекта Александр Гаценко сразу же высказался по существу проблемы: первые этажи зданий на главных дорогах заняты офисами, предприятиями торговли и обслуживания, что влечет за собой значительный рост транспортных потоков и стихийных парковок. Из-за этого существующие схемы транспортного движения перестают работать, потоки автомобилей становятся хаотичными. Он отметил, что Орел – один из немногих городов, где  власти решились сделать реконструкцию и кардинально улучшить ситуацию с перегруженностью основных магистралей. 

Итак, что же, по мнению проектировщиков, способно улучшить транспортное движение в центре города?

Прежде всего, они предлагают несколько относительно простых и малозатратных решений:

– организовать на основных транспортных пересечениях со светофорами  непрерывное движение с поворотами вправо при максимальном сокращении левых поворотов, являющихся одной из основных причин аварий (по утверждению 

А. Гаценко, одно только это позволит до 40% уменьшить автомобильные заторы);  

– максимально закрыть выезды из жилых и общественных зданий на главную магистраль, организовав подъезды с прилегающих улиц; 

–  для увеличения пропускной способности дорог сократить количество светофорных циклов с установкой современного оборудования,  автоматически меняющего переключения в часы пик и создающего эффект так называемой «зеленой волны»;  

– упорядочить размещение остановок общественного транспорта и оборудовать их «карманами»;  

– установить в местах возможных стихийных (неорганизованных)  пешеходных переходов ограждения;

– в центральной части города организовать на улицах, прилегающих к главной,  одностороннее движение для увеличения их пропускной способности и снижения аварийности;

– создать на всем протяжении  шестиполосное движение (кстати, там, где расширение дороги  за счет переноса и уменьшения тротуаров  проблематично, предлагается привести полосы к евронорме — 3,25 вместо 3,50 сегодняшних).

Вместе с тем полноценная реконструкция потребует и более масштабных изменений. В частности, строительства 27 многофункциональных подземных переходов в местах наибольшего скопления транспорта и пешеходов. 

Проектировщики считают необходимым реконструировать Красный мост, расширить его. По одному из вариантов мост можно сделать только автомобильным, а трамвайные пути вынести через пер. Воскресенский за Молочный рынок на отдельный мост. Это позволило бы увеличить пропускную способность Комсомольской и Гостиной, упростить проезд на пересечении Московской – Фомина – Покровской и площади Мира,  улучшить транспортную доступность к рынку. 

С трудом справляется с транспортными потоками путепровод под железной дорогой в районе гипсового завода. А делать рядом второй «прокол» технически нецелесообразно, считают проектировщики. Вместо этого  предлагают построить эстакаду над железной дорогой с выездом в Железнодорожный и Советский районы.  

И, наконец, логичным решением, лежащим на поверхности, является строительство филиала автовокзала в районе ТЦ «РИО»: наличие двух вокзалов — Северного и Южного — избавит город от транзитного проезда пассажирских междугородных автобусов. 

Как сообщил главный архитектор проекта, работы обойдутся в общей сложности в 12 млрд рублей. 

Но бурю эмоций в зале вызвали не эти миллиарды, пока виртуальные и растянутые на долгие полтора десятка лет. А сообщение о том, что проектно-сметная документация, которая по условиям муниципального контракта должна быть сдана в третьем квартале будущего года, оценена в 142 млн рублей.

Пыл негодующих по поводу «непомерной цены» несколько остудил замглавы городской администрации Александр Муромский, напомнив, что  победившая фирма уже согласилась на снижение первоначальной цены контракта в 177 млн. И 95% этой суммы выделили правительство Орловской области и региональный Дорожный фонд, уточнил он.

(К слову, любой проектировщик подтвердит, что стоимость проекта составляет 5–8% общей стоимости предстоящих работ. Вот и считайте.) 

– Кроме того, – пояснил Александр Муромский, – проектировщики уже выполнили обследование дорог, провели инженерно-геологические изыскания за собственные средства. В таком же режиме будут работать над проектом.  Есть немаловажное требование заказчика: проект должен быть подготовлен с максимальной разбивкой на самостоятельные пусковые комплексы. После того как ПСД получит положительную оценку государственной экспертизы,  представим его в профильные министерства для получения федеральных субсидий на реконструкцию. И только после этого оплатим.  

Это – предпроектные предложения 

Впрочем, участников обсуждения волновала не только финансовая сторона вопроса, но сама целесо­образность реконструкции главной магистрали, возможные перекосы в организации движения транспорта. 

По мнению некоторых участников Градостроительного совета, решение транспортной задачи заключается в использовании всех возможностей города, а не только центральной магистрали. Нужно не увеличивать количество полос и загазованность на ней, а делать дороги-дублеры.  

Некоторые, видимо, не совсем внимательно выслушав доклад проектировщика, посчитали, что тот предлагает вовсе отказаться от трамваев. Александру Муромскому снова пришлось вмешаться и напомнить присутствующим, что, во-первых, не прозвучало ни единого слова о ликвидации трамваев; во-вторых, перенос трамвайных путей является лишь одним из возможных вариантов проекта. И главное, на этом Градостроительном совете обсуждается не проект, а предпроектные предложения. Все, прозвучавшее при обсуждении,  занесено в протокол, многое будет учтено при разработке проекта, который еще неоднократно будет согласовываться с заказчиком, обсуждаться общественностью, в том числе на публичных слушаниях. 

Комментарий Александра Муромского:

 – Понимаю озабоченность общественности будущим Орла. Попытаюсь объяснить позицию городской администрации. Конечно, существуют и генеральный план Орла, и комплексная транспортная схема. К слову,  реконструкция центральных улиц туда включена. Мы понимаем, что эти документы нуждаются в корректировке, в оптимизации – никто из авторов существующего  генплана, к примеру, не представлял, что появится огромный микрорайон Зареченский и другие массивы. Поэтому сейчас управление архитектуры и градостроительства готовит  задание к конкурсу. 

Но все это может снова не заработать, как не работало до сих пор. Потому что никакие масштабные преобразования невозможны без федеральных субсидий.

А их дают только под конкретику, под готовый проект, прошедший государственную экспертизу. Вот для чего мы заключили контракт с фирмой «Мостовик». 

Приходится читать, что 12 миллиардов – нереальная сумма, а значит, реконструкцию делать и не собираются. Но я недаром несколько раз обращал внимание присутствующих на Градостроительном совете на наше требование максимальной разбивки на отдельные пусковые комплексы. По существу, это самостоятельные строительные объекты. Каждый из них будет реализован отдельно, когда у города и области появятся технические и финансовые возможности. И каждый улучшит дорожное движение в Орле.

В качестве  примера приведу строительство автомагистрали на Раздольной. Много лет она была в генплане и транспортной схеме — на бумаге.

Но вот добились выделения средств на строительство дороги-дублера. Разве она не облегчит движение транспорта в Северном районе?

Кстати, о дорогах-дублерах в центре: многие, к сожалению, не до конца понимают, с какими трудностями это сопряжено. 

В принципе, и сейчас можно проехать из одного конца города в другой, минуя центральную магистраль: не спеша, по извилистым улочкам и переулочкам, где с трудом разъезжаются две легковушки. Но полноценная дорога-дублер должна быть многорядной и по возможности прямой. А значит, ее придется прокладывать по землям, которые находятся в частной собственности, сносить строения, которые кому-то принадлежат. За этим стоит выкуп имущества за бюджетные деньги, бесконечные судебные разбирательства, длящиеся годами.

Мы предпочли реальный проект, который не перегрузит центр Орла,  напротив,  сделает его более безопасным и комфортным  для автомобилистов и  пешеходов.

Ключевые слова: Орел
Источник: Городская газета
просмотров: 56

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.