Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

14:43, 10.11.2021

Страсти по «Дворянке»

Сидишь так за компьютером, бродишь лениво по новостям, и вдруг, как чёрт из табакерки, вылетает сообщение о презентации в Орле проекта благоустройства парка «Дворянское гнездо». Ну разве можно такое пропустить! Открываю, вникаю и буквально столбенею! Мои худшие предчувствия полностью оправдались! Первое, что хочется напомнить создателям этого «тургеневлэнда», так это то, что сквер (на парк он […]

Сидишь так за компьютером, бродишь лениво по новостям, и вдруг, как чёрт из табакерки, вылетает сообщение о презентации в Орле проекта благоустройства парка «Дворянское гнездо». Ну разве можно такое пропустить! Открываю, вникаю и буквально столбенею! Мои худшие предчувствия полностью оправдались! Первое, что хочется напомнить создателям этого «тургеневлэнда», так это то, что сквер (на парк он и сейчас не тянет) назван так в 1903 году не в честь романа! Вдаваться в подробности не буду, но общеизвестен факт, что роман назван по этому месту, а не наоборот! Особо стоит напомнить только, что никакой больницы там тогда не было.

Впрочем, на представленном проекте её тоже нет. Такое ощущение, что сквер летает в безвоздушном пространстве, сам по себе, и рядом с его входом нет приёмного покоя детского учреждения, к воротам которого постоянно подъезжают машины скорой помощи, или, может быть, именно медицинские сирены и будут изображать заявленное музыкальное сопровождение, как знать!  Постмодернизм на дворе! Правда, что-то мне подсказывает, что Лемм от такой новости в гробу бы перевернулся.

С какого перепугу авторы решили превратить сквер в примитивную иллюстрацию романа, неясно, но меня искренне восхищает «мощь таланта» руководителя «культурного движения» вкупе с «баухасововским» образованием и соавторством с М.В. Вдовиным, позволившим ей создать такое умопомрачительное убожество!

Пока там разбираются с дорожками и скамейками, искусствоведы ломают головы, к какому же стилю отнести странные решетки, которые притворяются парадными воротами в парк «Дворянское гнездо». Единственное их достоинство состоит в том, что они сделаны на средства М.В. Вдовина, но, хочется заметить, не всё, что уважаемый Михаил Васильевич делает за свой счёт, становится предметом искусства. Не помню, чтобы шла речь о тонне документов, поданных на согласование в архитектуру города Орла, и чтобы проходили необходимые общественные слушания на предмет установки знака, который, по-хорошему, надо бы уже давно убрать! Тем не менее эта «достопримечательность» в проекте оставлена как бы на законных основаниях. Поздравляю!

Вообще всё это псевдолитературное харчо даже на концепцию не тянет, скорее, напоминает гастроли мерлезонского балета в Орле! Бездарнейший, циничный набор отработанных штампов и неоправданных излишеств, отсутствие художественного образа и масштаба уже давно являются визитной карточкой так называемого «культурного движения», которое тем не менее умудряется получать заказы на «благоустройство знаковых территорий» г. Орла. Вот и теперь московская власть дала целевых денег на уничтожение «Дворянского гнезда» именно госпоже Ш-вой. Я не знала, что мэрия Москвы учредила новую благотворительную статью расходов на всестороннюю поддержку бездарностей и их бездарных проектов! У меня была уверенность в том, что московская власть обладает хотя бы элементарным вкусом и способна понимать, что бездарность со званиями нисколько не лучше бездарности без таковых.

Я, конечно, сейчас навлеку на себя шквал критики, но и так называемый «дом Лизы Калитиной» никакой архитектурной и литературной ценности из себя не представляет. Возможно, была бы историческая, но она с каждым днём тает. Дом, в связи с отвратительным содержанием и охраной, на 99 процентов изношен и реставрации не подлежит. Это значит, что его ждёт «лужковская реконструкция», то есть снос и новодел! А уж устройство светёлки с иконами в такой халупе – просто верх цинизма, тем более что свой незаслуженный статус федерального памятника она получила лишь во спасение от посягательств высокопоставленного орловского чиновника, пожелавшего на его месте поставить свой личный дом. Вот в 2001 году дом и сохранили, скоропалительно придумав сей миф. Мне искренне жаль несчастного инвестора (если это тоже не миф). Он, наверное, плохо себе представляет, во что вляпался!

Марья Дмитриевна Калитина не переступила бы порог этого дома даже ради интереса, а уж жить в нём… На иллюстрациях старых художников сохранился вид дома, который больше подходил под описанный Тургеневым. Он стоял на месте больницы. В пятидесятые-шестидесятые его ещё можно было видеть.

Ну, ладно, вернёмся к проекту. Сильнее всего чувствуется полное равнодушие автора и к роману, и главной его героине Лизе Калитиной. Даже имитировать любовь и уважение не получается! Во всём видно невольное опошление её высоких чувств и принципов абсолютно невежественным подходом. В миру такое называют ПРОФАНАЦИЕЙ. Сквозь все решения видна одна, но пламенная страсть – деньги! Деньги дали, и их надо освоить любым путём! А это значит, что проект надо загрузить огромным количеством финансово затратных объектов и материалов, и не важно, будут они работать на образ или против него.

Но, несмотря на такие глобальные задачи, в проекте главенствует эстетика временных декораций к одноразовому самодеятельному спектаклю. Как раз в духе тех, что регулярно пережевываются в этих местах. Отыграют, разберут и выбросят (да и напроектировано там миллионов на пятьдесят, а остальные пятьдесят куда?). Автор самодовольно считает, что, если понаставить кучу скамеек с бронзовыми истуканами, изображающими литературных героев, то вот вам и атмосфера романа, что ещё-то?

Этот отработанный уже по всему миру и изрядно осточертевший приём использовать в данном случае всё равно что расписаться в своём бессилии придумать что-либо новое. Я не говорю уже о так называемых павильонах-шалманах, назначение которых даже трудно обозначить. Неужели будут торговать пирожками? Ну да, конечно, самое место!  Ошалманили же Спасское – надо теперь закрепить успех на «Дворянке». А плиточные круги и дорожки – давно уже классика жанра! Куда же в Орле без них!

Удивляет полное отсутствие заботы о сохранении природного ландшафта. Как можно изумительной красоты изгиб реки Орлик именно в этом месте изуродовать лодочной станцией? Уж если говорить об объединённом пространстве нескольких парков, то уместней её обустроить в районе Трудовых резервов. И совершенно не хочется напоминать, что нижний уровень парка является водоохранной зоной, а стало быть, никакой плитки там быть не может! Там должна быть разнообразная растительность, способная удержать проблемный берег от стабильного разрушения.

Может, хватит вырубать и корчевать во имя? Ведь уже уничтожили массив лесопарка ради парка Победы! Неужели этого недостаточно?! И, может, хватит уже навязывать людям, так называемые «тургеневские праздники» – два притопа три прихлопа, которые сам Тургенев, о чём неоднократно писал, терпеть не мог!

Вот, интересно, придуманная писателем Лиза устроила бы сцену перед окнами детской больницы? Наверняка нет! Она скорее пошла бы туда работать санитаркой, как делали это в войну и более титулованные дворянки, чем она!

Удивительно, но благодаря проекту складывается абсолютно искаженный и лживый образ Лизы – эдакая бизнесвумен, мадам Л. Калитина, монетизирующая любой свой жест или поступок, плюющая на мнения других, идущая по трупам к своей цели. Такая Лиза в монастырь не уйдёт! Эта скорее отправит туда Варвару, причём, обвинив во всём Лаврецкого, и так уморит его чувством вины, что тот оглянуться не успеет, как окажется в её мужьях со всем своим состоянием!

А Лиза И.С. Тургенева?  Она формировалась в тропиночном саду с роскошной зеленью, таинственным лабиринтом, с неожиданно встречающимися полузаросшими гротами, капельными фонтанами, искусственными скалами и развалинами, старыми скульптурами, вазами, полуразрушенными лестницами, кормушками для птиц. Это сад в романтическом стиле с множеством укромных мест, где можно было спрятаться от людских глаз, где можно нечаянно наткнуться на старую скамью или качели (но, конечно, не купленные в Интернете).

Вот такой сад, не выкрашенный свежей краской, а заросший, даже слегка запущенный, сохранивший как бы налёт времени, груз веков, нужен в современном «Дворянском гнезде». Именно его уместно воссоздать! Это тоже сад дорогой, но он в состоянии перенести посетителей в тургеневское, доплиточное, время, создать иллюзию почти физического присутствия в выдуманном романе, флёр предчувствия любви, сразившую литературных героев, а не их тупое бронзовое изображение!

Безусловно, такой сад – достаточно сложное инженерное сооружение, и потому он должен быть технически оснащённым. Да, камеры наблюдения, система навигации, интерактивный свет, безопасно закреплённые «полуразрушенные» лестницы, но это должно быть разумно спрятано и не мешать общему ощущению другого века. Всё пространство сквера должно быть скорее лесопарком, даже бюст И.С. Тургенева должен как бы затеряться и неожиданно появляться перед глазами, а не служить надгробием для возложения венков. Он должен стать частью игры. Очень органично в таком саду может существовать музыкальная скамья. Такие шопеновские скамейки очень популярны в Варшаве.

Во многом заново посаженный сад мог бы быть территорией «нетронутой» природы, которой так не хватает в городской среде. Именно это было бы самым привлекательным местом тихого, задумчивого, интеллигентного отдыха, абсолютно в стиле романа «Дворянское гнездо», и своим соседством не мешающим детской больнице.

Конечно, такого рода работа требует знаний и таланта профессионального ландшафтного дизайнера в соавторстве с такими же талантливыми архитекторами и скульпторами, а не заслуженного академика всея Руси госпожи Ш-вой!

Но больше всего в этой истории удивляет позиция градостроительного совета. Его членов тоже подкупила выделенная сумма? Деньги дают, так какая разница, что на них будет сделано! Оказывается, совет даже обнаружил «положительные изменения в проекте после замечаний, сделанных господином Ливцовым». Как интересно!!! Неужели в природе существуют замечания, улучшающие ужасающую халтуру? И что же там было до «улучшения»?! Страшно подумать!

Я убеждена, что градостроительный совет не имел права одобрять сей опус без общественных слушаний и навязывать его как вид общественного благоустройства! И если он не перестанет отстаивать свои заблуждения, то его правильнее будет распустить, как не соответствующий своему прямому назначению!

Город уже осчастливлен «самой красивой улицей мира», создание которой активно поддерживалось и советом, и губернатором. Теперь не знают, что с ней делать! Складывается впечатление, что наша власть любит подобные повторения, особенно за чужой счёт!

С уважением ко всем ветвям власти,
Людмила Парицкая – гражданка России

Ключевые слова: Орел
Источник: Орловская среда, ИА
просмотров: 1340

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.