Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») на основе данных компании Haraba проанализировали, как изменялись средние цены на наиболее востребованные машины с пробегом в течение февраля 2023 года. Оценка традиционно проводилась на рынке Москвы и Подмосковья, самом крупном регионе сегмента подержанных автомобилей России. Повышение курса рубля по отношению к основным валютам привело в феврале к тому, что большинство популярных автомобилей заметно подорожало. Сильнее других (+14%) росли в цене те машины, выпуск которых прекращен в России, а по каналам параллельного импорта поставок в тех же рыночных сегментах почти нет. Речь в первую очередь идет о Renault Duster, Hyundai Solaris и Creta.
Российский рынок автомобилей с пробегом традиционно реагирует на любые изменения в экономике страны оперативнее ритейла новых машин. Вот и в феврале достаточно было курсу рубля к основным валютам пойти вверх, как продавцы подержанной техники почти мгновенно отреагировали на это ростом «аппетитов» по прибыли сделок. Причем активнее всего росли в цене те машины, которые больше не выпускаются в России и их почти не поставляют по каналам параллельного импорта.
Так, сильнее других, на 14, 3%, подорожал Renault Duster. В феврале средний «прайс» на эту машину стала подбираться к 1, 6 миллиона рублей. И уже превысил ту цену, за которую кроссовер продавался на вторичном рынке год назад, до начала массового введения санкций. В то время как в январе текущего года Duster «трехлетку» в хорошем состоянии еще можно было найти дешевле 1, 4 миллиона рублей.
Неприятным для любого покупателя подорожанием отметился и другой, в прежние времена самый популярный в России, кроссовер Hyundai Creta (1, 76 миллиона; +14%). За его «однофамильца» Hyundai Solaris продавцы стали просить в среднем 1, 39 миллиона (+14, 1%). Оба корейца стоят теперь почти на 100 тысяч больше, чем год назад. Их соотечественники – Kia K5, Sportage и Rio – прибавили за февраль в цене чуть скромнее (по 6-9%). Причем в этой «троице» только кроссовер пока можно приобрести чуть дешевле, чем за него просили в феврале 2022 года. Еще два популярных «корейца», попавших в наш топ-20 (Hyundai Santa Fe и Tucson), в феврале также прибавили, но чуть меньше - 1% и 4, 5% соответственно.
Официальных поставок в Россию от импортера Mitsubishi Outlander нет уже почти год. Примерно столько же этот автомобиль не выпускается на заводе в Калуге. При этом модель оказалась довольно популярной для завоза по параллельному импорту. Но чаще всего таким способом везут версии с мотором 2, 4 литра, которые изначально дороже двухлитровых. В этом свете на рынке довольно весомо растет и средняя цена этой модели: по итогам февраля за машину в среднем просили 2, 78 миллиона (+12% за месяц). Другие «японцы» (Toyota Camry, Prado и LC300) прибавили за февраль в цене не столь заметено – от 1 до 6%. А Toyota RAV-4 даже немного (-0, 8%) подешевел.
В свою очередь Lada Niva Travel и Volkswagen Tiguan отметились увеличением цены в районе 7%. По ним «аппетиты» продавцов уже превысили уровень февраля 2022 года. В случае с Niva Travel цены будут расти до тех пор, пока не насытится этот сегмент рынка – семейных, конструктивно простых и самых доступных вседорожников. С Volkswagen Tiguan ситуация немного интереснее. У дилеров весь прошлый год был довольно щедрый запас этих машин, собранных в России. К весне текущего года этот запас практически истощился. А те модели компактных кроссоверов Volkswagen, что везут к нам из Китая сами дилеры и частные продавцы, не могут в полной мере заменить прежний Tiguan. Дешеветь эта модель едва ли будет.
И наконец, в число незначительно подорожавших в феврале популярных моделей вошли также Skoda Octavia (+1, 45%), Volkswagen Polo (+4, 15%) и Mercedes-Benz E (+4, 41%). Ценник конкурента «штутгартца» из Баварии – BMW 5 серии – колебался в пределах погрешности (-2, 6%). Все эти модели довольно широко представлены на рынке, выбор по ним остается достаточно щедрым, а цены относительно стабильны и зависимы по большей части от внешних экономических факторов.
И только Lada Niva Legend оказалась единственной моделью, которая на вторичном рынке февраля подешевела сколько-нибудь значительно – на 14%. Авторитейл в целом за последние полгода довольно щедро наполнился этой моделью благодаря активной работе конвейера в Тольятти.
Марина Дембицкая, руководитель «Открытие Авто»:
«Размеры вторичного рынка автомобилей в России остаются на порядок больше, чем объемы ритейла новых машин. Однако в силу снижения производства внутри России, сложностей с логистикой и финансовыми коридорами падает количество сделок и по машинам с пробегом. По разным оценкам, в текущем году это снижение может составить 9-10%. Естественно, что дефицит предложения будет способствовать дальнейшему росту цен. Причем среди относительно свежих «иномарок» возрастом до трех лет и ценой в 1, 5-2 миллиона этот рост будет наиболее хорошо заметен. А вот в более дорогих (ближе к трем миллионам рублей и выше) сегментах, как мы и прогнозировали ранее, возможны корректировки цен в сторону уменьшения – за счет расширения поставок по параллельному импорту. Эти предположения останутся справедливы только в рамках относительно стабильного курса рубля и отсутствия изменений в таможенном и налоговом законодательствах».
Топ-20 популярных* автомобилей с пробегом по динамике изменения цен за февраль 2023 г
|
Марка и модель
|
фев. 22
|
янв. 23
|
фев. 23
|
фев. 23 / янв. 23
|
1
|
Renault Duster
|
1 507 242
|
1 375 190
|
1 571 274
|
14, 26%
|
2
|
Hyundai Solaris
|
1 298 438
|
1 214 570
|
1 386 370
|
14, 14%
|
3
|
Hyundai Creta
|
1 652 150
|
1 541 752
|
1 757 242
|
13, 98%
|
4
|
Mitsubishi Outlander
|
2 383 424
|
2 477 832
|
2 776 563
|
12, 06%
|
5
|
Kia K5
|
2 470 417
|
2 322 222
|
2 540 995
|
9, 42%
|
6
|
Kia Sportage
|
2 565 542
|
2 368 106
|
2 540 401
|
7, 28%
|
7
|
Lada Niva Travel
|
1 151 512
|
1 103 800
|
1 182 556
|
7, 13%
|
8
|
Volkswagen Tiguan
|
2 815 525
|
2 786 788
|
2 972 090
|
6, 65%
|
9
|
Kia Rio
|
1 409 766
|
1 375 542
|
1 463 833
|
6, 42%
|
10
|
Toyota LC Prado
|
5 793 054
|
5 913 204
|
6 275 830
|
6, 13%
|
11
|
Hyundai Santa Fe
|
3 623 798
|
3 470 919
|
3 626 043
|
4, 47%
|
12
|
Mercedes-Benz E
|
4 168 386
|
3 985 123
|
4 160 695
|
4, 41%
|
13
|
Volkswagen Polo
|
1 298 353
|
1 265 216
|
1 317 676
|
4, 15%
|
14
|
Toyota LC300
|
7 818 403
|
7 549 545
|
7 854 393
|
4, 04%
|
15
|
Skoda Octavia
|
1 826 306
|
1 794 417
|
1 820 484
|
1, 45%
|
16
|
Toyota Camry
|
2 981 338
|
2 968 128
|
2 998 139
|
1, 01%
|
17
|
Hyundai Tucson
|
2 838 299
|
2 840 093
|
2 867 525
|
0, 97%
|
18
|
Toyota RAV4
|
3 247 359
|
3 265 490
|
3 239 873
|
-0, 78%
|
19
|
BMW 5
|
4 554 506
|
4 453 306
|
4 338 959
|
-2, 57%
|
20
|
Lada Niva Legend
|
913 041
|
1 006 769
|
865 031
|
-14, 08%
|
Источник данных: компания Haraba
* на рынке а/м до трех лет в Москве и Подмосковье
Банк «Открытие» входит в Группу ВТБ и внесен в перечень системообразующих кредитных организаций, утвержденный Банком России. «Открытие» развивает все основные направления бизнеса классического универсального банка: корпоративный, инвестиционный, розничный, МСБ и Private Banking. Дочерние компании банка занимают лидирующие позиции в ключевых сегментах финансового рынка: страховые компании «Росгосстрах» и «Росгосстрах Жизнь», «Открытие Инвестиции» (бренд, включающий продукты брокерской компании и УК «Открытие»), «НПФ Открытие», ООО «Открытие Факторинг» и др. Надежность банка подтверждена рейтингами российских агентств АКРА («АА(RU)»), Эксперт РА («ruAA») и НКР («АA+.ru»).
«Открытие Авто» - блок автобизнеса в банке «Открытие». Создан на основе РГС Банка, присоединившегося к «ФК Открытие» 1 мая 2022 года. Входит в топ-5 ключевых игроков рынка по портфелю и топ-3 по объему выдач автокредитов. Партнерская сеть превышает 3, 9 тысяч автосалонов по всей России. Корпоративные клиенты «Открытие Авто» выпускают более 65% всех новых HCV и LCV в РФ. 5 из ТОП-10 российских автодилеров являются клиентами банка.