Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

05:41, 15.03.2024

«Авангард», кофе перед игрой, Демичева: большое интервью с диктором G-Drive Арены

Новый выпуск подкаста Om1.ru уже на экранах! Нашего гостя вы точно могли слышать, если хоть раз ходили на матчи «Авангарда» на G-Drive Арене — но в лицо вам едва ли удавалось видеть его.

Встречайте — Дмитрий Милюков, диктор с почти тридцатилетним стажем. Подкаст можно посмотреть по ссылке, а можно прочесть его текстовую версию ниже.

В этом материале:

  • Как диктор, отработавший около тысячи турниров, стал голосом «Авангарда»?
  • Какие ритуалы есть перед игрой?
  • В каких взаимоотношениях нынешний диктор с Надеждой Демичевой, легендарным голосом СКК им. Блинова и старой «Арены-Омск»?
  • Что стоит знать тем, кто выберет профессию диктора в будущем?
  • И многое, многое другое.

 — Здравствуйте, Дмитрий! Очень рады видеть вас здесь.

 — Добрый день!

 — Знаю, что вы имеете огромный опыт работы диктором…

 — Могу точную цифру сказать: 43 Чемпионата мира, 30 Чемпионатов Европы, Олимпиада, две Универсиады… А Чемпионатов России уже и не в состоянии почитать. Всего — около тысячи турниров. В этом году будет 30 лет, как я у микрофона.

 — У меня первый вопрос с этим как раз и связан: где нужно учиться, чтобы иметь такой послужной список?

 — Мне просто повезло. За микрофон я сел совершенно случайно, а потом мне повезло с учителем. Я абсолютно хоккейный человек: родился в Челябинске, там играл, затем работал тренером-селекционером. И вот на международном турнире имени Ромазана в 1994 году услышал объявление на английском языке. А я к тому времени уже неплохо знал английский, и слышу — переводчик ну такую чушь несёт!

Я подошел к генеральному менеджеру «Металлурга» Геннадию Величкину — мы с ним старые знакомые в регионе — говорю: ну давайте хоть напишу ему, что нужно говорить! Такую чушь несёт! «А ты знаешь, что нужно говорить?» — «Знаю» — «Тогда ты говори!». Ладно, я сел, провёл один матч, другой, доработал до конца турнира. Величкин: «Так, на следующий турнир ты приезжаешь за счёт «Металлурга», живёшь-ешь-пьёшь за счет «Металлурга». Вот с этого всё и началось.

Затем я работал на английском языке и дублировал великого человека — Валентина Федоровича Валентинова, великого нашего диктора, ученика самого Левитана. И вот он меня учил, несмотря на моё какое-то сопротивление поначалу, как обращаться с микрофоном, как в него надо говорить, что делать, и учил меня чуть ли не подзатыльниками (смеётся). Вот с тех пор я и получил очень хорошую классическую советскую дикторскую школу, я этим горжусь.

 — А как на вас вышел «Авангард»?

 — До этого я достаточно много лет был диктором московского «Спартака». Потом что-то там не сложилось, и меня убрали оттуда очень некрасиво и не по делу. Ну да это другой вопрос, этих людей уже в «Спартаке», слава богу, нет.

Оставалось немного работы на «международке». И вот сидим в Сочи на молодёжном Кубке мира вместе с моим старым знакомым Пашей Лысенковым, известным журналистом. Разговорились: так, вот, и так, теперь я без команды. Он говорит: так, это не дело, и тут же при мне набирает чуть ли не напрямую Александру Крылову! И спрашивает, не нужен ли им диктор. «Ну, пусть образец голоса скинет». Говорю, можете взять с Олимпиады, с Чемпионатов мира, там много образцов.

На следующий день: «И что, этот человек без работы?».

Так всё и началось. Следующие четыре года я отработал в Балашихе.

image

Фото: КХЛ

 — А потом команда вернулась в Омск…

 — Да. И было совсем не очевидно, что буду здесь работать. К тому моменту всё посыпалось: сначала ковид, потом нынешняя ситуация — улетела вся «международка», то есть у меня заработка привычного почти и не было. Я уже думал, что надо искать себя в другом месте, собирался книжки читать. И вдруг — сезон начался, «Авангард» уже играет. И сильно плохо играет… (на старте сезона 2022/23, первого после возвращения в Омск, «ястребы» проиграли шесть матчей подряд. Это антирекорд команды в высшем дивизионе — прим. ред.)

Вдруг — звонок: «Дима, давай хотя бы начнём сезон с тобой — приезжай на открытие Арены!» И в этот же день «Авангард» одерживает первую победу в сезоне! Ну, думаю, Боженька услышал. И с тех пор уже два года приезжаю к вам на домашние серии в Омск.

 — У вас есть и другая работа, помимо дикторской?

 — Я работаю в Государственном музее спорта. У меня должность — «ведущий специалист по связям с общественностью». Я эксперт по артефактам, эксперт реставрационной комиссии. Одна из моих задач — доставать, так как езжу на разные соревнования, общаясь с большими спортсменами, артефакты для музея.

 — Если в Омске продолжительная домашняя серия, то ведь возникают и выходные дни…

 — Как сегодня, например.

 — Чем тогда занимаетесь?

 — Ой… Сплю. Перелёты частые, к тому же ночные. Нужно подстраиваться под время. Я здесь снимаю квартиру у своего хорошего знакомого. А чем развлекаю себя… Тем, что готовлю. Я люблю готовить.

 — Ваше любимое блюдо?

 — Я, когда сюда приезжаю, обычно варю большую кастрюлю супа на всё время, пока здесь. Иногда балую себя сибирскими пельмешками.

 — А по городу получается гулять?

 — Ну, бывает, да.

 — Может быть, есть какие-то любимые места в городе?

 — У меня, во-первых, тут друзей ещё много, к ним езжу. Меня удивило — да не только меня, всю нашу компанию с Балашихи: и Никиту [Петрова], ведущего, и барабанщика Антона [Трифанова] — что здесь много лапшичных! И мы вот иногда собираемся, идём какую-нибудь лапшичку покушать.

А из городских достопримечательностей?

 — Естественно, я был в ваших музеях: Врубеля, Краеведческий… У меня есть бесплатный проход во все музеи как члена Международного совета музеев. Магнитная такая карточка. Хоть в Лувр без очереди проходи! Но пускают не везде. Мы как-то ездили в Астану на матч «Авангарда» с «Барысом», и по этой карточке меня в музей не пустили. Они понятия не имели, что это такое!

image

Фото: Om1.ru

Дмитрий, а давайте представим ситуацию: сегодня день игры. С чего начинается работа диктора G-Drive Арены?

 — Ну, одна игра в день — это не так сложно. Когда у тебя длительный турнир, когда ты начинаешь работать буквально, у тебя рабочий день длится около 12 часов. Там надо голос готовить заранее, за день.

Процесс подготовки к играм «Авангарда» начинается за день до начала домашней серии. Есть одна фишка, меня ей научил в свое время бас венской оперы: для голоса на ночь попить горячего пива. Правда! Голос потом бархатный, управляемый, на обертонах можно сработать.

И вот день матча. Когда вы приезжаете на Aрену?

 — Ну, обычно за полтора часа, если нет никакой предварительной репетиции. Приехал на место — сначала надо рацию забрать, потом получить базовые инструкции. Переодеться — у нас же там дресс-код есть, мы сидим как судейская бригада. Поэтому — белая рубашка, чёрные брюки. Ещё куртка, но она-то выдаётся, висит в судейской. Поэтому сначала надо прийти, переодеться. Провести разминку — это я прямо перед самим матчем делаю. Потом беру материалы, то есть составы. Прогоняю их где-то за час до игры, себе отмечаю, что мне надо.

Перед игрой я грею себе бутылку воды — это нужно для общего разогрева горла. И потихонечку потом пью. Вода должна быть тёплая, но ещё не совсем горячая — ну, не кипяток. Уже непосредственно перед матчем я хожу в судейскую, делаю себе кофе. Нормальный кофе, потому что растворимый я уже не могу пить. И всё — сажусь ко льду, настраиваю рацию, всё подготавливаю себе, мы делаем финальную проверку, все ли на месте — режиссёр, ведущий, диктор — и всё, я начинаю разминать голос, у меня на это есть буквально минут десять.

А как правильно называется ваша должность?

 — Строго говоря — судья-информатор. Хотя для неё надо иметь судейскую категорию по хоккею. У меня она есть, но теперь в протоколе пишется «диктор», то есть именно диктор — официальное лицо в протоколе матча. А раньше писалось «судья-информатор».

 — Работа как-то регламентируется?

 — Да. В этом плане очень все строго. У меня есть определённый текст, который нужно говорить. Всё очень жестко. Если сказал какую-то непроверенную или неправильную информацию, прилетать, в первую очередь, будет тебе. А потом уже будут разбираться…

 — А бывали ли такие случаи в Омске?

 — Были маленькие, не всем заметные косяки. Бывает, когда гол, сначала не разобрался и приходится делать поправки. Это режет ухо.

 — Кстати, а сами вы успели за эти 6 лет полюбить «Авангард»?

 — Ну, в принципе — да, если уж я с болельщиками на выезды иногда езжу. Сейчас вот в Челябинск поеду (интервью записывалось 19 февраля, за 5 дней до игры с «Трактором» — прим. ред.), потому что, всё-таки, родная земля… Был и в Москве, и в Магнитогорске, куда в прошлом году первый раз поехал за компанию, сейчас вот в Астане побывал, в Ярославле — причём там и ведущий Никита тоже бывал. Людям очень нравится, когда мы вместе с народом тут же сидим.

image

Фото: Om1.ru


 — Дмитрий, наверное, такой голос, как у вас, требует немало времени…

 — Да, голос — это инструмент, его надо беречь. Это отдельная песня. Причем в жизни у меня не такой дикторский голос, как на Арене. И это доставляет сложности. Тяжелее всего — на длительных турнирах, особенно на художественной гимнастике. Рекорд — 15 часов 45 минут.

 — Это же с самого утра до поздней ночи! А есть ли перерывы при такой работе?

 — Есть, но они, конечно, несущественны. У них вечная проблема — они не могут всё время рассчитать и постоянно уходят к позднему вечеру. Вот мой крайний турнир по художественной гимнастике, который я вёл в Пекине в декабре: там спланировали всё по минимуму — девочка выступила и сразу пошла следующая — а в итоге работали по полному телевизионному формату. То есть сперва спортсменка выступает, затем дожидается оценки, потом нужно выставить оценку… Видели, наверное: выступила гимнастка, а после неё совсем маленькая спортсменка выходит — мы их называем «тридцатисекундницы».

 — Да, удивлялся такому на турнире Евгении Канаевой в Омске…

 — Кстати, я там тоже должен был работать. Но они очень долго определялись со сроками, а когда определились, то я уже был занят. Но эти «тридцатисекундницы» — это, кстати, достаточно давно практикуется. Я уже 20 лет работаю на художественной гимнастике, и каждый раз считаю, что это очень умилительно.

image

Фото: Om1.ru, Дарья Лубе

 — Вы говорили, что часто ездите на выезды…

 — Ну, не часто, но несколько раз было такое, да.

 — Как сейчас у вас взаимоотношения с фанатами?

 — Ну вот с Виктором, предводителем фанатского движения, мы вообще теперь друзья. Он может просто ко мне домой прийти, а я к нему… Есть уже даже шутка такая: «Виктор и Диктор»!

 — Сейчас объясню, к чему этот вопрос, но сначала задам ещё один. Слышали ли вы, кто такая Надежда Викторовна Демичева?

 — Не то, что слышал, я её знаю хорошо!

 — И вы работали с ней, я помню, в прошлом году…

 — Я с ней работал в паре ещё в 2000 году в СКК им. Блинова. Она — на русском языке, я — на английском.

 — На предсезонном турнире?

 — На турнире молодёжных сборных. Это было, если не ошибаюсь, в августе месяце (в августе 2000 года в Омск приезжали молодёжные сборные России, Финляндии, Швеции, Чехии и Словакии. Победили россияне — прим. ред.). Тогда из Омска играла плеяда очень хороших хоккеистов 1982 года рождения: Свитов, Шастин, Гутов, Баранов. По-моему, четыре человека было в сборной.

 — Как бы вы оценили её голос?

 — У неё своеобразная подача, конечно, голос есть. Но ведь в спорте очень мало женских голосов за дикторским пультом, чтобы определить какой-то стандарт. В хоккее я знаю всего трёх: Демичева, в Казани, и в Челябинске недолго была женщина-диктор. Демичева — легендарная женщина для Омска, конечно.

 — В Омске Надежду Викторовну очень любят фанаты, её узнают на улице. А вас узнавали, например, в общественном транспорте?

 — Да, вот здесь я тоже удивился. Я же ГЗК — «голос за кадром»! И тут еду на игру в маршрутке, [перед Ареной] думаю: надо сказать [чтобы сделали остановку], а то в прошлый раз не остановили. И я говорю что-то вроде: «На Арене, будьте добры!» И слышу в ответ: «Да-да-да, а то без вас-то не начнут». Я такой: опа, спасибо!

image

Фото: Om1.ru

 — Помимо дикторской работы и работы в Государственном музее спорта, где ещё вы себя пробовали?

 — В хоккей я был серьёзно погружён. Работал в ФХР, был начальником юниорской и женской сборных России по хоккею, возил их на чемпионаты мира. Работал в клубах Высшей лиги и КХЛ, был спортивным директором воскресенского «Химика». То есть хоккей был основной работой, а дикторство стало основным заработком только после Олимпиады в Сочи. Ранее за эту работу платили совершеннейшие гроши! Это было для меня хобби.

 — Нечто второстепенное?

 — Абсолютно. И только когда приехали люди из Канады, организовывавшие Олимпиаду, и указали в счетах, что дикторам должны платить деньги по тем временам вообще приличные… Даже не за Олимпиаду, просто за тестовый турнир я получил столько, сколько не получал за месяц работы. Вот тогда и начали платить.

Более того, Олимпиада — это же куча народу, всё компактно… Там все жили по два, кроме нескольких человек: венью-продюсера — это режиссер всей арены, и диктора. Все остальные: музыканты, судьи, телевизионщики — все по два! Мы там прямо белая кость… И после этого у нас уже начали понимать, всё-таки, что такое диктор и почему, оказывается, не каждый так может.

 — Пробовали где-то ещё монетизировать свой голос?

 — Я изредка веду концерты. Это вообще случайно совершенно получилось, тоже смешно. Позвонили мне: Дмитрий, вот мы с вами работали тогда-то и тогда-то на презентации, нам нравится ваш голос, у вас такая классическая подача, а у нас тут такая проблема, у нас тут фестиваль в классической хоровой музыке, пасхальный, под патронажем Гергиева… А у нас проблема такая: за время пандемии все наши дикторы спились на хрен! (смеётся) И периодически, когда «Мариинка» в Москве — это редко, буквально один-два раза в год, уже три фестиваля я отработал таких в Зарядье — я их тоже объявляю.

 — А не хотели ли попробовать себя как наставник для тех, кто только собирается стать диктором?

 — Да этот вопрос уже давно как бы муссировался… В Москве при дикторской школе одной была школа озвучки — сам пошёл и поучился… Профессиональная переподготовка такая… Некоторые там вообще с нуля начинают — это я там более-менее профессионал. Техника речи мне там особо нового ничего не дала, а вот в артистизм — да, подтянуло, конечно.

 — Могли бы выделить три главных совета для тех, кто в будущем хотел бы работать диктором?

 — Учите русский язык. Первое. Главное. Сейчас с этим большая беда, даже среди ведущих дикторов на телевидении.

 — Большие проблемы с произношением…

 — В произношении есть тоже один момент: мне тяжело слышать на центральном телевидении картавых дикторов. «Это фишка такая!» — какая это фишка? Ну не может хромой человек быстро бегать.

 — Один этот совет по весу как три!

 — Нет, конечно, над голосом надо работать. Голос надо беречь, существует гигиена, определённые упражнения… Это уже техника речи, отдельное изучение, отдельная практика. Если уж Боженька наградил тебя этим даром — грех от него отказываться!

Мне в этом плане повезло, потому что, я когда бросал заниматься спортом, думал, чем займусь дальше. Вроде бы у меня с языками неплохо — вот я и поступил в Тверской государственный университет на кафедру прикладной лингвистики. И там русский язык очень серьезно преподавался! Приходилось читать книги, русскую литературу.

Нужно учиться. Чем больше ты учишься, тем деменция дальше уходит. Скажу так.

Читайте также на портале Om1.ru

«Побочка от тяжестей»: Шивляков о мышцах, спортзалах с пивом и грелках

Ключевые слова: Омск
Источник: Om1.ru
просмотров: 83

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.