Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

14:05, 17.10.2016

Омский Лицейский театр рассказал о «Хороводе» человеческих страстей

Третьим действием спектакля «Хоровод» стало обсуждение постановки в формате «свободного микрофона».

Лицейский театр представил спектакль «Хоровод», который еще до своей премьеры успел стать резонансным в Омске. Омскпресс напоминает, что Драматический Лицейский театр под руководством польского режиссера Петра Шальша поставил пьесу австрийского классика Артура Шницлера «Хоровод».

Стоит отметить, что классиком писателя назвал сам режиссер, кроме того он добавил, что Шницлер входит в школьную программу в Австрии и Германии. Премьера была запланирована на 8 июля. Но после прогона была перенесена, то ли в связи с болезнью актера, то ли под влиянием департамента культуры и РПЦ.

По словам режиссера внимание, которое было привлечено к этой постановке, было для него неожиданным, потому что в Европе эта пьеса ставилась и продолжает появляться в репертуарах именитых театров, также по этому произведению снимаются неплохие фильмы.

Это конец 19 столетия. Конец эпохи. Такие писатели как Кауфман, Чехов, Шницлер они писали не о политике, а о положении общества того времени,

- рассказал Петр Шальша.

За репутацию постановки заступился друг театра Владимир Копман.

Это очень чистая пьеса и очень чистый спектакль. Здесь нет никакой эротики. Хотите эротики - смотрите центральное телевидение, там и «Дом-2» и все, что угодно. Там разврат, причем не в прямом, а переносном смысле. Они месяцами ничего не делают, что-то перемывают из пустого в порожнее. Вот, там надо бороться с бесами. Здесь, в этом спектакле, в пьесе бесов нет,

- заявил Владимир Копман.

Сюжет состоит из 10 сцен. В каждой маленькой истории участвуют два человека – мужчина и женщина - разного возраста и социального статуса. Они поддаются страстям, которые не подкреплены чувством истинной любви.

Должно быть им скучно, и они ищут каких-то новых ощущений. Возможно, им одиноко, как заметил Владимир Копман, и о чем рассказал на открытом обсуждении. А для кого-то секс - это работа, которая приносит человеку удовольствие. Цепочка связей начинается с девки, распутной прекрасной 20-летней девушки и солдата, затем солдат связывается с горничной и так далее, а завершается все опять на девке, которая на «все сто» довольна своей жизнью, не нуждается в том, чтобы спать с первым встречным и поэтому выбирает того, кто ей понравится. Глядя на счастливый образ героини, невольно напрашивается ответ на вопрос: кому на Руси жить хорошо?...

Мы специально оговаривали с режиссером, что задача театра совсем в другом: разговор о душах человеческих. Мы все подвластны страстям и Шницлер писал в своих дневниках, что все мои герои – это я. Что-то он преодолевал в себе такое…что и мы хотели преодолеть в себе,

- поделился художественный руководитель Лицейского театра Сергей Тимофеев.

Польский режиссер не опорочил пьесу, не сделал ее более развратной, откровенной, что было вполне возможным и неудивительным в нынешнем современном обществе. Он не отходил от текста и сюжета. Петр Шальша лишь добавил музыкальных пауз во время предполагаемой интимной близостью между героями. Такая форма подчеркивала иронию в постановке. Текст музыкальных миниатюр напоминал о существовании любви.

Кроме того, в спектакле использовали мультимедиа: пока за занавесом перестраивали интерьер для следующей сцены, зрителям предлагали посмотреть фотографии (картинки) и видео старой и новой Вены, как бы подводя к связи времен, объяснил зрителям Владимир Копман после показа.

По словам худрука Лицейского театра, спектакли будут идти дальше и по завершению каждого будут устраиваться обсуждения. На премьере – это было не менее интересно, чем спектакль – некое третье действие, в главных ролях – зрители. Свою точку зрения на постановку, на тему пьесы, на предназначение театра в обществе высказали около 20-ти человек. Также как и в произведении, это были люди разного статуса и социального положения, разного пола и возраста. И мнения у этих людей были абсолютно разные: от полного неприятия и отвращения к такого рода темам в театре, до хвалы актерам за игру, режиссеру за приглаженное видение проблемы и так далее.

Самым интересным выступающим стал отец Константин, который пропустил важную службу.

Многие, наверное, задались вопросом: что здесь делает священник? Я тоже задался этим вопросом: что я здесь делаю, когда должен служить всенощную службу. Завтра мне придется отдыхать, я не смогу служить после этой пьесы. Потому что она с первых минут ввела меня в страстные влечения, как священника, борющегося со своими страстями… Я опускал глаза на откровенных сценах. Я выходил, чтобы отдышаться, но остался до конца, чтобы вас предупредить. Эта пьеса для узкого зрителя, но все-таки она такая безнравственная,

- заявил Константин Беспалов.

В ходе обсуждения к микрофону выходили еще представители духовенства. Они были менее категоричны, но придерживались негативной точки зрения.

Для большинства произведение польского режиссера и австрийского драматурга осталось безнравственным, не имеющим места на сцене театра. Как и более ста лет назад пьеса вызвала большой ажиотаж, обсуждение и повышенный интерес. Именно поэтому премьера состоялась в стенах студии Любови Ермолаевой: помещение лицейского театра не смогло вместить всех желающих на первое представление. По словам худрука молодежного театра, планируется, что еще несколько показов пройдет в гостеприимном театре Ермолаевой.

Есть небольшое отличие в отношении к создателю/интерпретатору произведения: по сравнению с концом 19 века, сегодня автора за его творчество жечь на костре не собираются.

Сергей Трофимов принимал активное участие в обсуждении. Он пытался объяснить зрителям, в чем и как проявляется поучительность этого произведения, но, пожалуй, самой точной фразой был его ответ священнику Роману, да и всему обществу в целом:

Я приглашаю Вас на другие спектакли лицейского театра, на «Альпийскую балладу», где много положительного, где люди умирают, жертвуя собой. Да, к сожалению, вы приходите на ЭТИ спектакли, а не на спектакли, пронизанные высоким патриотическим чувством и нравственной силой.

Фото автора

Автор: Мария Ильченко

Источник: РИА «ОмскПресс»
просмотров: 332