Календарь

Март 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

08:13, 03.07.2015

Комикс-бум

Корреспондент Сиб.фм решил отвлечься от окружающих событий и нашёл семь сибирских комиксистов, которых расспросил о нарисованных ими комиксах, а также узнал, с чего началась комикс-культура за Уралом, к чему это приводит в России и что будет с комиксами в Сибири.

Иван Ешуков, Омск
«Боровицкий»

— С детства любил мультики. Думал, когда вырасту — пойду учиться на мультипликатора. В советское время было всего две программы по чёрно-белому телевизору, где показывали не более одного-двух мультфильмов. Информационный голод, так сказать. Кто-то из друзей случайно показал привезённый из-за границы польский комикс про Лелика и Болека. Увидев, что забугорная книжка разительно отличается от «весёлых картинок», заинтересовался. Наверное, тогда и появилась любовь к этому жанру, а также недоумение — почему наши художники так не могут?


Купить первую книгу можно будет в феврале 2016 года

Двадцать-тридцать лет назад отечественных комиксов как таковых не существовало — лишь книжки-раскладки «Ну, погоди!» и альбомы про кота Леопольда. Зато была великолепная детская литература! Сейчас для детей так не пишут. Мне же этого было недостаточно. Во времена школьные по наводке друзей ездил раз в месяц на вокзал — там был единственный киоск газетный, продающий журнал про немецких пионеров «Фрези» — в нём печатались интересные комиксы. А в 1988 году впервые побывал на омской «толкучке», где прямо на земле выкладывали товар: на картонках, покрывалах, целлофане. Типа блошиного рынка. Чего только не продавалось! И комиксы заграничные — тоже. На этом мой небогатый кругозор и ограничивался.

Сейчас ситуация с российскими комиксами двоякая. С одной стороны, в детстве об этом и мечтать не мог, с другой — засилье западной продукции не оставляет места нашим комиксам, которых, к сожалению, почти нет. Комиксы Bubble, конечно, хорошие, но что-то я не верю в отечественных супергероев, кальку на американцев. В Москве и Питере уже проложены рельсы комикс-издания, а в Омске ничего подобного не было. Вот зато теперь появился «Боровицкий»! Я вежливо отказал пяти издателям: увидели в сети мои наработки, несколько десятков выложенных страниц.

Не захотел, потому как я омич, мой графический роман про Омск и всё хочу сделать сам именно в родном городе.

В 2008 году мне приснилось, что еду в дореволюционной машине по Омску, на улице ночь, а рядом со мной на заднем сидении колдунья курит и о чём-то рассказывает, обращаясь ко мне «Боровицкий». Впереди сидит глухонемой шофёр, а едем мы какой-то обряд проводить, чтобы он заговорил. Когда проанализировал эту чушь, то понял, что события развивались в период жизни Колчака.


Опубликовано 3 из 8 частей первой книги «Боровицкий: Дом с драконами»

А Боровицкий у меня стал спецагентом. Практически все даты и события, связанные с Колчаком, я аккуратно подгонял под свой графический роман. Названия улиц, районов, многие исторические лица, бытовые тонкости, тогдашние деньги, иерархия подчинения, ведомства и сферы влияния — всё соответствует действительности. Друзья-историки следили за сценарием, а я к ним прислушивался, но только до тех пор, пока это не разрушало концепцию.
Скажу только, что Боровицкий — совсем не так прост. Это смесь Остапа Бендера по авантюризму, Фандорина по интеллекту и Жан-Поля Бельмондо в плане кулаков. Но в детстве мы били тех, кто вперёд нас сходил в кинотеатр и рассказал посмотренный фильм. Поэтому больше ничего не скажу.

Евгений Федотов, Якутск
«Якутия»

— Помню, один из первых комиксов — это «Перевал» в журнале «Пионер». На даче лежала толстенная подшивка номеров, доставшихся от брата. А мангу в то время, в 90-х, у нас пиратили всем городом — возили сумки с дисками и распространяли по Якутску. Сам я только скачивал и читал. Мангой и аниме мы с друзьями обменивались постоянно, а вот остальным — изредка. И те ребята, кто распространял, — они просто дарили какую-то мечту посреди зимнего Якутска. Это было круто.


Абахы — злые духи из якутской мифологии

Тогда же, в детстве, я стал вдохновлённо рисовать, сначала просто картинки, потом комиксы и стрипы — ну просто потому, что у нас зима полгода и делать нечего. Причём мои воспоминания о детстве, стране и крае — эти противоречивые ощущения зимы и домашнего тепла, разрухи и семейного уюта, дикого послеперестроечного Якутска и неспешности провинциального города — сейчас проявляются в моём творчестве, идеях будущих проектов и в том, что делаю.

Недавно закончил работу над двухтомником манги «Якутия». Вместе с Богданом, моим другом и матёрым комиксистом, делали эту мангу год — каждые выходные по страниц шесть.

Эта история о том, как обычный школьник оказывается втянут в сражения с гигантскими чудищами абахы.

Он думает, что избранный и ключевая фигура, но на самом деле он только пешка в игре сильных.

Шесть лет назад мы с Богданом основали комьюнити «Стриплайн» — решили собрать в одном месте команду комиксистов, чтобы они рисовали небольшие серии, а всё вместе это было бы потоком комиксов для читателя. Потом на меня вышел Артём Габрелянов, главный редактор Bubble. Тогда он делал юмористический журнал, но постепенно разрабатывал идею создания линеек полноформатных комиксов. Теперь я работаю там сценаристом.


147 стрип-выпусков «Якутии для тех, кого там нет» Евгения Федотова доступно на данный момент

В целом, что в России комиксы вообще выходят — это здорово. Переходим от слов к делу. Свой стиль со временем у них тоже появится, как и своя школа. Просто нужна масса комиксов, сделанных как попало, — чтобы отсеять то, что нравится читателю, что узнают за границей как «русский стиль», что станет иконой авторского комикса, а что будет работать в коммерческом комиксе. Всё-таки для некоторых деньги являются мощным стимулом для определения пути развития.

Сейчас жить только за счёт своих комиксов нелегко, но так везде. Хочешь денег — делай то, на что есть спрос. Просто в стране пока не закончился период, когда востребованы «жёлтые» комиксы. С другой стороны, выбиться на мировой рынок никто не запрещает.

Артём Траханов, Новосибирск
Mad Blade, «Прибой»

— За прошедшие десять с лишним лет увлечения комиксами мои вкусы и стиль изменились достаточно радикально и не один раз. У меня есть веб-комикс Mad Blade — альтернативная история XIX века, где к власти во всём мире пришла католическая церковь и инквизиция, — перерисовывал его раз пять и надеюсь, он стал чуточку лучше.


Найти веб-комикс Mad Blade можно здесь

Где-то три-четыре года назад на мой мэйл пришло письмо. Так как не любил читать по-английски, я чуть не удалил его, как спам. Оказалось, что сценаристу Стиву Орландо стало интересно, что творится с комиксами в России. Таким образом, он нашёл меня и мой Mad Blade. Начали переписываться, и его идеи оказались близки. Мы подготовили восьмистраничный питч, и Стив поехал с ним на нью-йоркский «Комик-кон». Питч понравился Эрику Стивенсону, главному редактору инди-комиксов Image. Буквально в тот же день комикс был взят в издательство, и я продолжил его рисовать. Большую часть страниц этого питча потом отредактировал, но, по сути, они вошли и в финальный комикс — Undertow.

Undertow, он же «Прибой», — история бунтарей, восставших против древнего государства Атлантида, расположенного под водой. Большинство атлантов привыкло держать голову поближе к океанскому дну, поэтому аутсайдеры, испытывающие тягу к свободе, творчеству и исследованию внешнего мира, оказываются непонятыми, а иногда превращаются во врагов режима. И эти изгои ищут для себя новый дом на враждебной и дикой суше, населённой доисторическими животными и пещерными людьми.

На самом деле нам со Стивом очень повезло так легко и быстро найти издателя — даже для англоязычных авторов механизм выхода комикса на рынок сложный и непредсказуемый.

Какое-то время назад мне казалось, что американские комиксы стали эдаким карго-культом на волне насаженной популярности гик-культуры и комикс-фильмов, но, наверное, comics are here to stay.

370 рублей стоит «Прибой» Артёма Траханова и Стива Орландо

С российскими издательствами почти не работал. По-моему, на нашем рынке зарабатывать на жизнь комиксами ещё не слишком реально. Русских комиксов всё ещё мало, но уже гораздо больше, чем нисколько. И, наверное, нужно просто делать хорошие жанровые комиксы всех мастей — либо «русский дух» сам найдётся, либо у нас будут комиксы-космополиты, что, по-моему, прекрасно.

Сейчас комиксист может жить где угодно — работаешь-то через интернет. А в Питер я переехал, чтобы быть ближе к интересным местам, событиям и людям — в том числе к комикс-тусовке и фестивалям комиксов. Однако не думаю, что такие мероприятия вообще нужны за Уралом. В том же Новосибирске не хватит ни авторов, ни интересующихся комиксами, да и гостей вряд ли удастся пригласить. Конечно, в последние годы даже в Питере появилась мода на импортные комиксы, но ведь этого недостаточно.

Юля Журавлёва, Омск
«Пиджаки и револьверы»

— Началось всё с персонажей — эти ребята живут в моей голове очень давно. Одни и те же герои стали кочевать из картинки в картинку, у каждого вырисовался свой характер. Элес — наглая и резкая девица, она бармен. Частенько сначала делает, а потом думает. В большинстве её поступков напрочь отсутствует здравый смысл. Адро — очень терпеливый вышибала, он способен не только выносить характер Элес, но даже делить с ней жилплощадь. А Коди — циничный и раздражительный управляющий, и только благодаря его трудам бар, о жизни которого комикс, до сих пор не развалился.

Шесть лет назад решила показать эти характеры через стрипы, рисовала маленькие бытовые зарисовки в основном для себя, и в результате у меня получились «Пиджаки и револьверы». Хотя я вообще-то училась на аниматора (в московском ВГИКе), но чтобы сделать даже самую коротенькую шуточную историю через анимацию, у одного человека уйдут месяцы работы, а через стрипы — вечерок.

Только в последние полгода сильно участились просьбы читателей наконец-то рассказать более подробные истории о персонажах, и я к своему ужасу осознала, что у меня большие проблемы с построением сюжетов длиннее, чем один стрип. Всё-таки я всегда отталкивалась от характера героя, а на этом сюжет не построишь, поэтому пока этот комикс живёт как некий анонс того, что я нарисую в будущем.


У Джейсона Латура — художника «Росомахи», «Капитана Америки» и «Джанго освобождённого» — есть свой инстаграм

Думаю, множество мелочей я бессознательно внесла и продолжаю вносить в эти стрипы из своих воспоминаний о жизни в Омске. У меня, конечно же, есть любимые художники-комиксисты — Джейсон Латур или Джи Эйч Уильямс, чьи работы восхищают, — но не могу сказать, что ориентируюсь на кого-то в стрипах и творчестве. А вот моё окружение, увлечения и семья — они повлияли на то, какой человек из меня получился, а значит, повлияли и на моё творчество, потому как всё, что рисует художник, — это автопортрет.

Культура пластична и постоянно меняется, и я верю, что и у нас постепенно сформируется нормальный рынок комиксов. Те же Bubble уже третий год выпускают сразу несколько линеек, несут продукт в массы. Уверена, масса молодых ребят заинтересовались комиксами, впервые купив их выпуск. Можно, конечно, повесить на издательство ярлык «русской супергероики», ну а что плохого?

[embedded content]


«Пиджаки и револьверы» — «лучший комикс» на фестивале «Коммиссия» в 2015 году

Параллельно с этим многие сами по себе рисуют комиксы, и если кому-то из них удаётся издать их — это просто шикарно. В общем, для меня эти два пласта комикс-культуры, как развлекательное кино и арт-хаус: они существуют одновременно и не мешают друг другу. В комиксах, как и любой культурной сфере, есть массовая продукция, а есть арт-хаус для узкой аудитории, и я радуюсь обоим явлениям, потому что люблю широкий выбор.

Ольга Посух, Новосибирск
научные комиксы

— Около года назад узнала о ежегодном фестивале «Бумфест». Темой прошлого года были «Соседи», и я моментально придумала сюжет: мальчик и папа возвращаются вечером домой и рассматривают причудливые силуэты людей в подсвеченных окнах дома. За несколько дней нарисовала трёхстраничный комикс и отправила на конкурс, а он прошёл отбор и попал в шорт-лист.


Прочитать комикс про мух-космонавтов можно на сайте журнала «Наука и жизнь»

Рисую с детства, даже ходила в художественную школу, но на самом деле я учёный-биолог, научный сотрудник лаборатории геномики в Институте молекулярной и клеточной биологии СО РАН. Иногда, помимо научных статей в своей области, пишу научно-популярные тексты по биологии и стараюсь участвовать в конкурсах науч-попа, которые проводит портал «Биомолекула». Прошлой осенью почти в последний момент я отправила не стандартную статью, а комикс.

В нём был изложен эксперимент, в котором участвовала моя лаборатория. Дело было так: на орбиту в биоспутнике отправили мух-дрозофил, и они вращались вокруг Земли почти два месяца. За это время родились мухи, которые не знали гравитации. После возвращения спутника мы измерили работу всех генов у мух-космонавтов и у контрольных мух, которые жили на Земле, чтобы узнать, как влияет отсутствие гравитации на развитие организма.

К моему удивлению, комикс про мух-космонавтов понравился не только научной, но и широкой публике.

А жюри присудило мне второе место. После такого команда «Биомолекулы» пригласила рисовать для них научные комиксы. На самом деле комиксов по мотивам научных идей много, а вот основанных на реальных научных статьях или экспериментах я пока не встречала. Их делать довольно трудно: нужно или тесно сотрудничать с учёным, или быть художником-учёным, чтобы интересно и корректно переводить научные данные на язык комиксов.

Светлана Шлепанова, Красноярск
«Дух Земли», «Сияние»

— В Красноярске нет почти ничего связанного с комиксами: только недавно нашла один специализированный магазин, и если есть другие, то сомневаюсь, что их много. Если в Сибири появится свой фестиваль комиксов — будет хорошо, так как больше людей расширит кругозор. С другой стороны, на примере той же «Коммиссии» видно, что это процесс сложный, затратный и очень неблагодарный.


Комикс «Дух Земли» скоро могут издать на бумаге

Три года назад я, как и многие, думала, что комиксы — это про супергероев в цветных лосинах, где кто-то кого-то дубасит. Справедливости ради у меня даже таких не было. Потом мне показали кое-какие авторские комиксы, и я поняла, что этот способ изложения истории мне по душе. Писать не умею, мультфильмы изготавливать в одиночку очень трудоёмко, зато комиксы делаются довольно быстро и обладают не меньшим шармом.

С детства меня интересовала природа, животные, сказки и легенды разных народов — фантастический мир, в котором вместе сосуществовали бы и люди, и мифические существа, и духи. Любила смотреть «Короля Льва» и «Балто», а книжка «Сказки народов Сибири» хранится у меня до сих пор. Но я никогда не ориентировалась на что-либо конкретное — просто вдохновлялась всем подряд и рисовала как умела.

Мой комикс «Дух Земли» — история о дружбе человека и духа, который связан с глиной-материей, но голем обязательно преобразится. А «Сияние» — небольшая зарисовка о том, как совместная работа двух противоположных сил — и это вообще частое явление в природе — может создать нечто прекрасное.

Арсений Дубаков, Томск
«Черепашки-ниндзя», «Палео», «Пророк»

— Это была любовь с первого взгляда, когда в детстве ко мне в руки попал комикс о черепашках издательства «Махаон»: зачитал его до дыр, под копирку переводил рисунки, перерисовывал. До сих пор ориентируюсь на старую школу американских андеграунд-комиксов 90-х годов — от Кевина Истмена и Питера Лерда до Стива Биссетта и Майкла Зулли. Во многом на меня повлиял и Джим Лоусон — американский художник, проработавший больше 20 лет в легендарном издательстве комиксов «Mirage Studios», которое и создало черепашек-ниндзя. Джим весьма охотно общается со своими читателями и фанатами. А я хотел показать ему свои работы, так с ним и познакомился — по электронной почте.

13 выпусков про черепашек-ниндзя издательства «Illusion Studios» можно приобрести здесь

К слову, с мая этого года моя комикс-студия «Illusion Studios», которая находится в Томске, издаёт мини-серию комиксов Джима Лоусона о динозаврах — «Палео: истории позднего мелового периода». Мы не просто переиздаём серию, которая изначально публиковалась черно-белой, но и доработали её, так что комикс впервые выходит в цвете. Когда создавал студию девять лет назад — хотел разделить свои интересы с единомышленниками, и я повстречал не только людей, стремящихся к той же цели — реализации в сфере собственных увлечений, но и свою жену, которая поддерживает во всём, что касается комиксов.

И уже около года наша комикс-студия является официальным издателем в России классических ежемесячных комиксов о черепашках-ниндзя.

Также я работал над совместным с американскими фанами комиксом о черепашках-ниндзя, к которому удалось привлечь многих официальных художников линейки. Этот проект стал по-настоящему значимым для фан-сообщества, чем я горжусь.

Все наши комиксы печатаются в Санкт-Петербурге, а распространяются благодаря издательству «Комильфо». Несмотря на успехи последних лет, индустрия комиксов в нашей стране ещё в начале пути, и вопрос дистрибуции стоит весьма остро. Распространять комиксы из центра гораздо проще, так делает большинство — и мы работаем таким же образом.

На мой взгляд, в России сейчас настоящий комикс-бум — растёт интерес и читательская аудитория, число издаваемых лицензий и специализированных комикс-магазинов. Всё это не может не радовать.

Свой фестиваль комиксов нам однозначно нужен: сибирские фанаты должны объединяться, и я не сомневаюсь, что читателей комиксов за Уралом ничуть не меньше, чем в Москве или Питере. Достаточно взглянуть на наши гик-фестивали — например, томская «Con.Версия» или новосибирские «Знаки», где ежегодно собирается внушительное число поклонников. Возможно, нам не так просто пригласить западных легенд, но мы живём в век интернета и устраивать видеоконференции не составит большого труда. Потенциал-то у нас огромный.

Источник: Сиб.фм
просмотров: 844

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.